Анджела Рахматулина
Конспект занятия для дошкольников по познавательному развитию «Космические дали»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель. Уточнять и расширять представление детей о космосе и солнечной системе.
Задачи. Развивать познавательный интерес детей, систематизировать и расширять представление о планетах солнечной системы, их отличительных особенностях
Закреплять полученные знания, расширять кругозор детей, а также развивать память и внимание.
Способствовать развитию познавательных и интеллектуальных способностей.
Материал: иллюстрации с изображением планет солнечной системы, атрибуты к играм.
Темочки:
Предшествующая работа: чтение художественной литературы, просмотр презентации.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, какой праздник отмечается в нашей стране – 12 апреля?
Дети: День космонавтики.
Воспитатель: Верно ребята. 12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу планету потрясла неожиданная весть:»Человек в космосе!» Космос всегда будоражил внимание людей. Звездное небо всегда привлекало взоры людей, манило своей неизвестностью. Люди мечтали узнать о космосе как можно больше. Мечта людей о полете в космос сбылась. Апрельским утром на корабле»Восток-1» первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос.
Воспитатель: Ребята, а вы хотите отправиться в космическое путешествие, чтобы побывать во вселенной, увидеть планеты и звезды, спутники и метеориты?
Дети: Да.
Воспитатель: Тогда в путь. А какой транспорт нам понадобиться?
Дети: Ракета, звездолет, луноход.
Воспитатель: Мы построим, мы построим
Самый быстрый звездолет
Все проверим, все устроим
И отправимся в полет!
Ребята, итак отправляемся в полет к далеким звездам и планетам. Звезды — это огромные светящиеся шары. Солнце - это самая близкая к нам звезда. По форме Солнце напоминает огромный шар. Солнце такое большое и горячее, что мы видим его и ощущаем тепло. Кроме Солнца в космосе ещё есть другие удивительные звёзды, многие из которых гораздо больше. Но они находятся так далеко, что мы можем только наблюдать их в ночном небе. Звезды мы видим только ночью, а днем Солнце их затмевает.
Кроме звёзд в космосе есть планеты. Они не умеют светить как звёзды, а только отражают свет. Все эти планеты движутся вокруг Солнца по своему пути - орбите. Такую “семью” планет вместе с Солнцем учёные назвали Солнечной системой.
Мы живём на планете, которая называется Земля. Наша Земля — это красивый шар, на котором есть моря, реки, горы, пустыни и леса. Кроме Земли в солнечной системе есть еще 8 планет, у каждой планеты свой путь, который называется орбитой.
Воспитатель: Посмотрите, какие замечательные, необычные, загадочные планеты есть в нашей солнечной системе (показывает детям иллюстрации с изображенными на них планетами)
Воспитатель: Все эти планеты вращаются вокруг солнца и находятся на разном расстоянии от солнца и друг друга. Давайте побываем на каждой из них. Путь будет долгим, трудным и интересным. Но чтобы нам не устать и выдержать это путешествие, надо набраться сил. Давайте проведем зарядку.
Физкультминутка
Чтоб ракетой управлять, нужно сильным, смелым стать (показывают руками)
Слабых в космос не берут : ведь полет – нелегкий путь (показывают)
Будем мы тренироваться, будем силы набираться! (наклоны вперед – назад)
А сейчас мы все вместе – улетаем на ракете (показывают ракету)
К далеким неизведанным планетам!
Воспитатель: Первая планета от Солнца это Меркурий. Меркурий находится очень близко к Солнцу и поэтому на нем очень жарко, так жарко, что даже космические скафандры не спасут. Температура на одной стороне Меркурия, обращенной к Солнцу достигает больше 300 градусов, а на другой стороне, противоположной Солнцу – царит лютый холод и мрак. На Меркурии нет атмосферы- значит на нем нечем дышать и жизнь там невозможна.
Следующая планета красавица Венера. Но жить на Венере невозможно. В атмосфере Венеры были обнаружены опасные для человека газы : метан, аммиак, соединения хлора и фтора. Толщина газовой оболочки Венеры, по сравнению с земной, чудовищно велика. Слой облаков достигает 20км. В них обнаружено присутствие концентрированного водного раствора серной кислоты. Солнечный свет не доходит до поверхности Венеры, там царят сумерки, идёт серный дождь, ландшафт беспрестанно озаряется сполохами молний. Высоко в атмосфере планеты свирепствуют постоянные ветры, которые гонят облака с огромной скоростью. Приземляться на Венеру никак нельзя.
Воспитатель: Следующая планета – это наша обитаемая Земля, но о ней мы поговорим позже. Продолжаем путешествовать по нашей солнечной системе. А как вы думаете, что можно и нужно взять с собой в путешествие по космосу?
Игра»Что возьмем с собою в космос».
Разложить перед детьми рисунки и предложить выбрать то, что можно взять с собой на космический корабль. Это могут быть следующие рисунки-картинки: книга, блокнот, скафандр, яблоко, конфета, тюбик с манной кашей, будильник, колбаса
Воспитатель: Ребята, а следующая планета – это Марс. Среди марсианских ландшафтов преобладают красноватые каменистые пустыни. Над ними в розовом небе плавают лёгкие прозрачные облака. Атмосфера Марса очень разрежена. Раз в несколько лет бывают пылевые бури, захватывающие почти всю поверхность планеты. Планета скудно обогревается Солнцем, поэтому температура его поверхности даже летним днём не превышает 0 градусов, а в зимнее время от лютой стужи на камнях оседает замёрзшая углекислота. Никаких следов жизни пока обнаружить не удалось.
Воспитатель: Чтобы продолжать космическое путешествие по солнечной системе, надо проверить наши ракеты и отремонтировать пробоины, полученные от метеоритов и астероидов в космосе.
Игра «Ремонт ракеты»
Ракеты из картона с прорезями, с «пробоинами», геометрические фигуры:
круги, треугольники, трапеции, прямоугольники.
Ход игры:
Воспитатель: -Ребята, наши ракеты столкнулись с потоком метеоритов и они повредили их. Сейчас вы все инженеры-конструкторы. Нам необходимо отремонтировать наши космические корабли.
Перед детьми ракета с пробоинами в виде геометрических фигур. На подносе геометрические фигуры. Дети определяют какие пробоины, и накладывают на них соответствующие геометрические фигуры, которые подходят для ремонта.
Воспитатель: Все молодцы, ремонт окончен. Продолжаем путешествие. Следующая планета - Юпитер. Юпитер - самая большая планета в солнечной системе. Он не имеет твёрдой поверхности и состоит, в основном, из водорода и гелия. Из-за большой скорости вращения вокруг своей оси он заметно сжат у полюсов.
В облачном покрове Юпитера были зафиксированы многочисленные вихри, полярные сияния и всполохи молний. На планете скорость ветра достигает ста км в час. Самое удивительное образование в атмосфере Юпитера - большое красное пятно размером в 3 раза больше Земли. Астрономы наблюдали его с 17 века. Возможно, что это верхушка исполинского смерча. Юпитер выделяет больше энергии, чем получает от Солнца.
Воспитатель: Еще одна планета – гигант – Сатурн.
Сатурн, как и Юпитер, не имеет твёрдой поверхности, - это газовая планета-гигант. Он также состоит из водорода и гелия, но он холоднее, так как и сам вырабатывает меньше тепла, и меньше получает его от Солнца. Но на Сатурне ветра более стремительные, чем на Юпитере. В атмосфере Сатурна наблюдаются полосы, вихри и другие образования, но они не длительны и нерегулярны.
Сатурн знаменит своими гигантскими кольцами, видимые нами с Земли, которые окружают экватор планеты. Учёные пытаются понять, что же они собой представляют. Фотографии колец, переданные на землю автоматической космической станцией, удивили исследователей. На них удалось выделить несколько сотен вложенных одно в другое колец, некоторые переплетались друг с другом, на кольцах обнаружили тёмные полосы, которые появлялись и исчезали, их назвали спицами. Учёные смогли увидеть кольца Сатурна с достаточно близкого расстояния, но у них появилось больше вопросов, чем ответов.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что в космосе темно и тихо. Звуки не слышны. Представьте себе, что вы оказались в открытом космосе и вам надо поговорить с другом.
Проводится игра «В открытом космосе»
Ход игры: воспитатель объясняет детям, что в космосе пустота и звуки не слышны, поэтому говорить нужно при помощи мимики и жестов. Ребенок должен задать вопрос при помощи жестов и мимики, а второй ребенок должен ответить ему так же, все остальные должны расшифровать этот диалог.
Воспитатель: Ребята, полетели дальше. На еще более дальние планеты от солнца. И следующая планета на нашем пути – это Уран. Уран отличается от всех других планет тем, то его ось вращения лежит практически в плоскости его орбиты, все планеты похожи на игрушку волчок, а Уран вращается как бы "лёжа на боку". Ученым мало что удалось "рассмотреть" в атмосфере Урана, планета внешне оказалась очень однообразной.
Воспитатель: Еще одна далекая планета – Нептун. Как же были удивлены учёные, когда на окраине солнечной системы увидели планету очень похожую на Землю. Она была насыщенно голубого цвета, в атмосфере в разные стороны двигались белые облака. Ветра на Нептуне дуют гораздо сильнее, чем на других планетах.
На Нептуне так мало энергии, что ветер, поднявшись, уже не может остановиться. Учёные обнаружили вокруг Нептуна систему колец, но они неполные и представляют собой дуги, объяснения этому пока нет. Нептун и Уран - тоже планеты гиганты, но не газовые, а ледяные.
Воспитатель: И последняя планета в нашей солнечной системе – Плутон. Но недавно ученые Интернационального Астрономического Сообщества в Праге приняли решение о том, что Плутон не является официально планетой. Сейчас его следует считать «карликовой планетой», одной из трех в Солнечной Системе.
Решение считать Плутон карликовой планетой было принято после того, как астрономы обнаружили в Солнечной системе еще около 50 планет, чей размер был сравним с размером Плутона.
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. Давайте вспомним все планеты, которые мы повстречали в солнечной системе.
Проводится игра «Солнце - чемпион»
Ход игры: Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:
На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз - Меркурий,
Два - Венера,
Три - Земля,
Четыре - Марс,
Пять - Юпитер,
Шесть - Сатурн,
Семь - Уран,
Восьмой - Нептун.
Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.
Воспитатель: Такой далекий и бесконечно притягательный космос! В космосе еще много загадок! Нам еще предстоит много космических открытий. Но это будет в следующий раз, на следующих занятиях в детском саду или в школе. А пока наше путешествие закончено.
Итог занятия.
Что нового мы сегодня узнали?
Как называется наша планета?
А как звали первого космонавта?
Какие планеты есть в нашей солнечной системе?