Пахомова Диана Александровна
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста в стихотворной форме «Музей русской избы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста в стихотворной форме
Цель:
Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Задачи:
Публикация «Конспект занятия для детей старшего дошкольного возраста в стихотворной форме „Музей русской избы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музеи. Конспекты занятий на тему музеев и экскурсий
- Музейная педагогика в детском саду
- Русская изба
- Русская изба. Конспекты занятий
- Русская изба. Мини-музей
- Старшая группа
- Стихи для детей. Авторские детские стихотворения
- Темочки
1. Познакомить детей с избой-жилищем крестьянской семьи и обогатить их словарный запас предметами старинного русского быта (домовой, старина, горница, печь, чугунок, ухват, посуда из глины, хохломская посуда, крынка, ремесло, молитва, прялка, веретено, лапти, самовар, балалайка, гармошка, кукла-травница, кукла-зерновушка, люлька и т. д.)
2. Развивать связную речь посредством стихотворений.
3. Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке.
4. Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Методы и приё мы:
Словесные (рассказ, беседа, чтение стихов);
Наглядные (рассматривание старинных вещей);
Материалы и оборудование: «Русская изба» с предметами быта (печь, стол, старинная посуда, утюг, самовар и т. д.); русские народный костюмы для детей и воспитателя, музыкальное сопровождение.
Действующие лица: Воспитатель - рассказчица (хозяйка избы, два ребенка - посетители музея.
Ход занятия:
( Дети находят игрушку оберег: Домовенка, но не знают, что это. В руках у домовенка билет в музей «Русской избы», дети благодаря домовенку с билетом оказываются около старинной избы).
Ребёнок из будущего (девочка) :
Что за милая игрушка
И не Кукла, не зверюшка!
На мордашке борода
Мужичек ну хоть куда!
Держит в ручках, что-то он
(достает билетик, делает вид, что читает)
Вот билетик непростой
Он нам что-то обещает
Мы в музей сейчас пойдём
О жизни в старину узнаем!
Ребёнок из будущего (мальчик) :
Вижу я старинный дом
Кто же проживает в нём?
Ветхая избушка
У реки стоит.
А в окошко дома
Женщина глядит.
Вот избушка, так избушка
Из трубы идёт дымок,
А в печи играет яркий
Золотистый огонёк!
Ребёнок из будущего (девочка) :
Очень интересно, что внутри избы
Кто там проживает? Как проводит дни?
(Рассказчица встречает детей)
Хозяйка избы :
(обращается к девочке как бы отвечая на вопрос)
В деревне каждая изба
Большой семьей наполнена!
Заходи скорее с другом
И займемся мы досугом!
(начинает рассказ о утвари в крестьянской избе)
Старина ты, старина,
Как же людям ты нужна!
И про нашу старину,
Я рассказывать начну.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Вот крестьянская изба,
Сарай, сени, и дрова,
Русская большая печь,
Как символ счастья и добра.
В избе комната одна,
Горницей звалась она.
Всё начинается от печки,
В избе она всему глава.
Она накормит и излечит,
И не пусты мои слова.
Гурьбой, собрав всех на лежанке,
Борщом наваристым дыша…
Накормит старших спозаранку,
Теплом согреет малыша.
(забирает Домовенка из рук ребёнка, ставит его на печку и начинает про него рассказ)
Познакомьтесь это мой
Личный добрый домовой.
Помогает по хозяйству
Без зазнайства и коварства.
Охраняет, бережет,
Дом как следует ведет:
Добродушный домовой
За печной живет трубой.
Он и бабушке поможет
Чтобы тесто подошло.
Сам в печурку дров подложит
Дома с ним всегда тепло.
Ребёнок из будущего (мальчик) :
Из чего печётся хлеб,
Что едим мы на обед?
Хозяйка избы :
Хлеб печётся из муки,
Что дают нам колоски.
Вот он, хлебушек душистый,
Вот он, тёплый, золотистый,
В каждый дом, на каждый стол»
К нам «пожаловал, пришёл».
«Слава миру на земле!
Слава хлебу на столе!»
Только хлебом сыт не будешь,
Это и малыш поймёт,
А вот кашей в чугуночке
Наедается народ!
Чугунок наш очень рад,
Что его схватил ухват.
Плошек нет таких давно,
Всё металл кругом, стекло,
В старину в избе была
У всех посуда глиняная.
Из неё ты не спеша,
Выпей крынку молока.
Полюбуйтесь, что за чудо
Золотая Хохлома!
Деревянная посуда,
Ярко-красная кайма.
За обедом суп едят,
К вечеру заговорят
Деревянные девчонки,
Музыкальные сестрёнки.
Можно поиграть немножко
На красивых ярких ложках!
Ложки резали умельцы
Из берёзы и ольхи
Их любовно расписали
Хохломские мужички!
Вечером, когда метели….
Люд занимался ремеслом,
Трудясь, все вместе песни пели,
А в ночь молились перед сном.
Бабушки руки прялки касались,
Пряжу крутили, веретено
Женщины наши очень старались,
Чтобы красивым соткать полотно.
А утюг, помощник мамы
Гладит простыни, кафтаны.
Ты малыш, его не тронь,
Он горячий как огонь.
Утюг по скатерти пройдёт,
Опрятный вид он ей вернёт.
Не стесняйся, подходи
На утюг ты погляди.
Чтобы выйти погулять,
Надо обувь надевать.
Без обувки на дороге
Так легко поранить ноги.
В старину малышки-дочки
Надевали лопаточки.
Лапти все плели руками,
А потом носили сами.
Быстро времечко бежит
Самовар уже кипит
Чашки, блюдца щебетали,
Гостей к чаю приглашали.
И на пир честной народ,
Взявшись за руки, идет.
Весело и радостно
С частушкой озорной
Когда раздастся музыка
В горнице родной.
(берет балалайку в руки)
Три струны, а звук какой!
С переливами, живой.
Узнают его в момент!
Самый русский инструмент.
(берет гармошку в руки)
В руки ты гармонь возьмешь,
То растянешь, то сожмешь!
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная.
Куклы-самоделки выстроились в ряд.
И у каждой имя, а за ним обряд.
Славою покрыли куклы наш народ.
Делаем как символ их из года в год.
Травница висела в люльке малыша.
Так он благовоньем мог всегда дышать.
Куклу-зерновушку смастерим сейчас
И подарим… (Арине и Богдану)
В этот добрый час.
(дети вместе в хозяйкой избы, делают куклу - оберег)
Хозяйка избы :
Музеев в мире нам не счесть!
Музеев в мире много есть
И удивительных, и странных…
А мы создали свой музей,
Музей чудеснейших вещей.
Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.