Лидия Антоновна
Конспект занятия для детей подготовительной группы «Зимушка — зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия для детей подготовительной группы на тему «Зимушка — зима».
Цель: расширение и систематизация знаний детей о зиме.
Задачи:
Развивать умение поддерживать беседу, строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением.
Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство доброты, сопереживания ко всему живому и прекрасному.
Развивать у детей эмоциональное восприятие, творческое воображение.
Публикация «Конспект занятия для детей подготовительной группы „Зимушка — зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Материал: слайды, картины, музыкальные композиции: цветные карандаши, фломастеры, краски, гуашь, цветные листы бумаги.
Ход ЗАНЯТИЯ.
Воспитатель: ребята давайте, встанем в круг и возьмёмся за руки. Сегодня, поздороваемся друг с другом, но не словами, а с помощью рук. Закройте глаза, сейчас я дотронусь до того, кто стоит справа от меня, он примет моё приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока моё приветствие ко мне не вернётся по кругу.
Отгадайте загадку:
Наступили холода,
Обернулась в лед вода.
Длинноухий зайка серый
Обернулся зайкой белым.
Перестал медведь реветь,
В спячку впал в бору медведь.
Кто скажет, кто знает:
Когда это бывает?
Дети: зимой.
Воспитатель: зимушкой - зимой” в народе называли самое суровое время года. В народе издавна зимнее время года представлялось в образе сказочного персонажа Мороза или Морозко – волшебного богатыря – кузнеца, который сковывает холодами реки, ударяет по углам изб, так что трескаются брёвна. Не случайно в русских сказках Мороз носит имена – Трескун и Студенец. Живёт он в ледяных домах, глубоких колодцах, одаривая богатствами тех, кто умеет трудиться.
Какими еще словами можно сказать о зиме?
Дети: белоснежная, холодная, морозная, зимушка…
Воспитатель: отгадайте загадки:
Я белым покрывалом всю землю накрываю,
Белю поля, дома, зовут меня ….
Дети: зима.
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне
И рисует, как художник,
Он узоры на окне…
Дети: мороз.
В белом бархате деревья –
И заборы и деревья.
А как ветер нападет,
Этот бархат опадет …
Дети: иней.
Бел, да не сахар
Ног нет, а идёт.
На всех садится,
Никого не боится…
Дети: снег.
Воспитатель: назовите, пожалуйста, зимние месяцы.
Дети: декабрь, январь, февраль.
Воспитатель: декабрь первый зимний месяц. Летят с неба лёгкие белые снежинки и украшают землю пушистым белым ковром. Деревья и кустарники стоят без листьев, на голых ветках лежит снег, только ель и сосна остаются по-прежнему зелёными. Сквозь низкие серые облака редко поглядывает солнце, поэтому и называют декабрь в народе «хмурень» - хмурый, бессолнечный месяц, дни короткие, ночи длинные. По ночам в декабре трещит мороз - строит ледяные мосты на водоёмах. 22 декабря самый короткий день в году. После 22 декабря день начинает понемногу прибавляться (показ картин, слайдов).
Январь второй месяц зимы. Лютует стужа, трещат морозы, а под ногами скрипит снег. В народе январь называют «лютень» или «лютовей». В январе тропинки в лесу белые, льды на реках синие, сугробы высокие, а звёзды ночью яркие. Рисует мороз на стёклах удивительные узоры. «Месяц январь - зимы государь» - так в народе говорят (показ картин, слайдов).
Февраль последний месяц зимы. Метели и вьюги наметают высокие сугробы, а порывистые ветры гонят по земле снежную позёмку. В старину февраль называли «снеговеем», «ветродуем». С давних времен в народе существовало деление ветров на добрые и злые. Так, благоприятный, слабый ветерок называли «святым воздухом», а холодный ветер с севера называли «сиверкой». Когда становилось холодно, так и говорили: «Сиверка подул». В феврале, день становится длиннее, начинает пригревать солнышко, с крыш свисают длинные хрустальные сосульки, иногда звенит первая робкая капель, снег подтаивает, темнеет, а сугробы оседают (показ картин, слайдов).
Ребята может, попробуем превратимся с вами в добрый и злой ветер. (игра импровизация по музыкальное сопровождение).
Воспитатель: что будет, если нам на ладошку снежинка упадет?
Дети: она растает и превратится в капельку воды.
Воспитатель: как вы думаете, почему снежинка превратится в капельку воды?
Дети: снежинка состоит это вода. Когда на улице мороз, вода замерзает и превращается в снежинку, а попадая на теплую ладошку она тает.
Воспитатель: теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем со снегом (покрутились, покрутились и в волшебников превратились)
«Снег — это вода».
В группу вносится снег. Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит. Сегодня мы поговорим о снеге и о его свойствах. Что такое снег?
Дети: вода…
Воспитатель: снег это ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок или звёздочек-снежинок (показ снежинки, вырезанные из белых салфеток и наклеенные на лист бумаги голубого, синего цвета, слайды)
Снежинки это застывшие капельки воды. Можно лепить из снега в морозную, сухую погоду?
Дети: нет, снег рассыпается, он сухой, не липкий.
Воспитатель: в тёплую погоду снег, какой?
Дети: мокрый, липкий, сырой, тяжёлый.
Воспитатель: можно скатать в комочки, из него можно лепить снежную бабу и другие фигурки.
Воспитатель: как падает снег в тёплую погоду?
Дети: хлопьями.
Воспитатель: в морозную?
Дети: маленькими снежинками.
Воспитатель: где быстрее растает снег на варежке или на ладони?
Дети: ладошке.
Воспитатель: почему?
Дети: ладошка теплая.
Воспитатель: что будет со снегом в тёплом помещении?
Дети: растает, будет вода.
(дети вместе с воспитателем проговариваю и проводят эксперимент)
Воспитатель: представьте себе, что мы вышли на улицу и начали топтаться по снегу, когда мы топчемся по снегу он хрустит. (звуки хруста снега) Вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами?
Дети: да.
«Почему снег хрустит?»
Воспитатель: возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку. Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз). Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день. Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.
Воспитатель: падает много снежинок что происходит?
Дети: снегопад.
Воспитатель: «Какая погода может быть зимой?»
Если на улице идёт снег, то погода…
Снег – снежная;
Мороз – морозная;
Ветер – ветреная;
Стужа – студёная;
Холод – холодная.
Воспитатель: «Найди лишнее слово».
Послушайте и найдите лишнее слово.
Мороз, морозильник, мороженое, моросит.
Снег, снегирь, снасти, снеговик.
Холод, хороший, холодильник, холодок.
Лёд, ледышка, лекарство, ледяной.
Воспитатель: предлагаю нарисовать или слепить снежинки (дети рисуют по замыслу карандашами, красками, кто то лепит из пластилина).