Татьяна Тверитина
«Свойство материалов». Конспект занятия для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Свойство материалов
Образовательная область: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие»
Вид НОД: познавательно-исследовательская деятельность
Тема: «Свойство материалов»
Вид деятельности: игровая, познавательная, коммуникативная
Форма организации: групповая
Планируемые результаты:
• дети проявляют уважительное отношение друг к другу, желание слушать друг друга;
Публикация «„Свойство материалов“, Конспект занятия для детей 6–7 лет» размещена в разделах
• дети проявляют любознательность;
• дети проявляют аккуратность в процессе экспериментирования;
• у детей развивается познавательный интерес к скрытым свойствам материалов (дерево, металл, пластмасса);
• у детей развивается внимание, память, ассоциативное мышление, воображение;
• у детей развивается умение самостоятельно рассуждать, высказывать своё мнение;
• дети знакомы с разнообразием ложек в древние времена;
• дети имеют представления о разнообразии ложек: размер, форма, цвет; материал : лёгкий – тяжёлый; тонет – не тонет; теплопроводность; звонкость; отражение;
• дети получают сведения о новом объекте в процессе его практического исследования;
• дети выполняют ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности;
• дети умеют выдвигать гипотезы и строить предположения.
Цель: создать условия для развития познавательно - исследовательской деятельности, через формирование представлений об окружающих предметах и их свойствах.
Задачи:
Воспитательные:
• воспитывать уважительное отношение друг к другу, желание слушать друг друга;
• воспитывать любознательность;
• воспитывать аккуратность в процессе экспериментирования.
Развивающие:
• развивать познавательный интерес к скрытым свойствам материалов (дерево, металл, пластмасса);
• развивать внимание, память, ассоциативное мышление, воображение;
• развивать умение самостоятельно рассуждать, высказывать свое мнение
Обучающие:
• познакомить детей с разнообразием ложек в древние времена;
• дать представления о разнообразии ложек: размер, форма, цвет; материал : легкий – тяжелый; тонет – не тонет; теплопроводность; звонкость; отражение;
• формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования;
• формировать умение выполнять ряд последовательных действий в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности;
• учить детей выдвигать гипотезы и строить предположения.
Оборудование:
Демонстрационный материал : иллюстрации с разнообразными ложками, таблица для фиксирования результатов, кружка с горячей водой, три ложки (деревянная, железная и пластмассовая, карточки-схемы (обозначения, кухонные весы.
Раздаточный материал :
1 стол: ёмкость с водой, три ложки (деревянная, железная и пластмассовая).
2 стол: три ложки (деревянная, железная и пластмассовая).
3 стол: ложки по количеству детей (деревянные, железные и пластмассовые).
ХОД:
1. Мотивация на предстоящую деятельность
Воспитатель приглашает детей присесть на стульчики.
- Доброе утро я вам говорю
Доброе утро! Я вас всех люблю!
Ребята, сегодня у нас гости.
Улыбнитесь гостям
И поздоровайтесь с ними.
Воспитатель вместе с детьми здороваются с гостями.
Воспитатель эмоционально вовлекает детей в образовательную деятельность.
- Ребята для того, чтобы нам с вами узнать о чём будет идти речь на нашем занятии, нужно отгадать загадку. Вы готовы?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Тогда внимательно слушайте :
Ем в столовой суп в обед,
Чайной пробую десерт,
Дайте мне ещё немножко,
Где моя большая … (Ложка)
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Верно, молодцы.
2. Основной этап:
Ребята, а какие ложки бывают? Из чего они сделаны? (Деревянные, пластмассовые, железные, стеклянные)
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Как вы думаете, ложка важный предмет в нашей жизни или нет?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Верно. Ложка – это важный предмет в нашей жизни. И без неё невозможно обойтись. Ложка предназначена для переноса жидкой и полужидкой пищи.
- А кто-нибудь из вас задумывался, какие ложки существовали раньше?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- А хотите ли вы об этом узнать?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
Воспитатель вывешивает картинки с разнообразием ложек.
- В далёком прошлом люди делали ложки из подручных материалов. Самые первые ложки – были из камня. Затем люди стали делать из глины и из дерева. Люди, которые жили у моря, стали использовать ракушки, которыми было удобно загребать пищу. Там, где не было деревьев и глины, люди научились делать ложки из костей. Эти ложки были более гладкими и легкими и не обжигали губы во время еды, как это случалось с каменными ложками. И уже на Руси люди стали изготавливать красивые расписные и с различными узорами ложки. Так мы с вами узнали, что ложки могут изготавливаться из разного материала.
- Ребята, а хотели бы вы побывать в роли исследователей, чтобы узнать побольше о различных материалах и посетить лабораторию?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Отлично. А кто из вас знает, как нужно себя вести в лаборатории? (Не кричать, слушать старшего, ничего не трогать без разрешения)
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Помним, что отвечаем мы полным предложением.
Воспитатель вместе с детьми обсуждают правила поведения в лаборатории.
- Предлагаю для начала надеть фартуки, чтобы не запачкать свою одежду.
Воспитатель вместе с детьми надевают фартуки.
- Отлично, теперь можно отправляться в лабораторию.
- Сегодня с вами мы будем проводить различные опыты.
Воспитатель обращает внимание на мольберт с таблицей.
- Посмотрите, ребята, это наша таблица, где мы с вами будем с фиксировать результаты опытов.
2.1 Первый опыт (Тонет - не тонет). Выдвижение гипотезы
- Давайте пройдём к первому столу. Что лежит на столе? (Ложки, ёмкость с водой)
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Как вы думаете, из его сделаны эти ложки? (Из дерева, железа и пластмассы)
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Как вы думаете, какая ложка утонет, а какая нет? (Железная утонет, а деревянная и пластмассовая нет)
Воспитатель выслушивает ответы детей.
2.2 Планирование деятельности по проверке гипотезы
- Что нам с вами нужно сделать для того, чтобы узнать какая ложка утонет? (Опустить ложки в ёмкость с водой)
Воспитатель выслушивает ответы детей.
2.3 Осуществление эксперимента
Воспитатель предлагает проверить правильность наших предположений.
- Клим, возьми, пожалуйста, железную ложку и опусти её в воду.
- Андрей, возьми, пожалуйста деревянную ложку и опусти её в воду.
- Соня, возьми, пожалуйста пластмассовую ложку и опусти её в воду.
2.4 Наблюдение за преобразованием объекта
Воспитатель задаёт вопросы детям.
- Ребята, посмотрите, какая ложка утонула? (Железная)
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Что стало с деревянной и пластмассовой ложкой? (Они плавают, не утонули)
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Как вы думаете, наше предположение, о том, что железная ложка утонет – подтвердилось?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Значит какой можно сделать вывод? (Железная ложка утонула, потому что она тяжелее деревянной и пластмассовой ложек)
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Верно, молодцы!
2.5 Фиксация преобразований объекта
Воспитатель предлагает детям зафиксировать в таблице.
- Давайте, зафиксируем результат в нашей таблице. Ульяна, возьми, пожалуйста, карточки и распредели под каждой картинкой ложки.
Воспитатель в случае затруднения помогает.
2.1 Второй опыт (Теплопроводность). Выдвижение гипотезы.
Воспитатель предлагает детям пройти к другому столу.
- Ребята, давайте пройдем ко второму столу.
Воспитатель задаёт детям вопросы.
- У нас в кружку с горячей водой опущены ложки. Как вы думаете, какая ложка будет тёплой (горячей? (Железная ложка будет горячей)
Воспитатель выслушивает ответы детей.
2.2 Планирование деятельности по проверке гипотезы.
- Что нам с вами нужно сделать, чтобы узнать какая ложка будет тёплой (горячей? (Нужно вынуть ложки из кружки и потрогать, так мы узнаем какая ложка будет тёплой (горячей)
Воспитатель выслушивает ответы детей
2.3 Осуществление эксперимента
Воспитатель предлагает проверить правильность наших предположений.
Воспитатель достаёт ложки из горячей воды, предлагает детям потрогать и определить, какая ложка горячая.
2.4 Наблюдение за преобразованием объекта
Воспитатель задаёт вопросы детям.
- Ребята, какая ложка, оказалась тёплой (горячей? (Железная)
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Как вы думаете, наше предположение, о том, что железная ложка будет тёплой (горячей) подтвердилось?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Значит какой можно сделать вывод? (Железная ложка дольше всех осталась тёплой, так как она сделана из железа. А железо дольше всех держит тепло)
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Верно, молодцы!
2.5 Фиксация преобразований объекта
Воспитатель предлагает детям зафиксировать в таблице.
- Давайте, зафиксируем результат в нашей таблице. Ярослав, возьми, пожалуйста, карточки и распредели под каждой картинкой ложки.
Воспитатель в случае затруднения помогает.
2.1 Третий опыт (Что тяжелее). Выдвижение гипотезы Воспитатель предлагает детям пройти к другому столу.
- Ребята, давайте пройдем к третьему столу.
Воспитатель задаёт детям вопросы.
- Ребята, как вы думаете, какая ложка будет тяжелее? (Железная ложка будет тяжелее)
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Помним, что отвечаем мы полным предложением.
2.2 Планирование деятельности по проверке гипотезы
- Что нам с вами нужно сделать, чтобы узнать какая ложка будет тяжелее? (Нужно взвесить с помощью весов)
Воспитатель выслушивает ответы детей.
2.3 Осуществление эксперимента
Воспитатель предлагает проверить правильность предположения.
- Артём, возьми, пожалуйста, деревянную ложку и положи её на весы.
- Сергей, возьми, пожалуйста, железную ложку и положи её на весы.
- Ирина, возьми, пожалуйста, пластмассовую ложку и положи её на весы.
2.4 Наблюдение за преобразованием объекта
Воспитатель задаёт вопросы детям.
- Ребята, какая ложка, оказалась тяжелее? (Железная)
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Как вы думаете, наше предположение, о том, что железная ложка будет тяжелее подтвердилось?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Значит какой можно сделать вывод? (Железная ложка оказалась тяжелее других)
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Верно, молодцы!
2.5 Фиксация преобразований объекта
Воспитатель предлагает детям зафиксировать в таблице.
- Давайте, зафиксируем результат в нашей таблице.
Воспитатель фиксирует результат в таблице (пишет цифрами).
2.1 Четвёртый опыт (Отражение). Выдвижение гипотезы
Воспитатель предлагает детям пройти обратно к столу.
Воспитатель задаёт детям вопросы.
- Ребята, как вы думаете, в какой ложке вы увидите свои отражения? (В железной ложке мы увидим своё отражение)
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Помним, что отвечаем мы полным предложением.
2.2 Планирование деятельности по проверке гипотезы
- Что нам с вами нужно сделать, чтобы узнать в какой ложке мы увидим своё отражение? (Нужно взять ложки и посмотреть в них)
Воспитатель выслушивает ответы детей.
2.3 Осуществление эксперимента
Воспитатель предлагает проверить правильность предположения.
- Давайте проверим. Возьмите каждый себе по ложке и проверьте отражаетесь ли вы в ней или нет.
2.4 Наблюдение за преобразованием объекта
Воспитатель задаёт вопросы детям.
- Ребята, в какой ложке мы видим своё отражение? (В железной)
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Как вы думаете, наше предположение, о том, что в железной ложке мы увидим своё отражение подтвердилось?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Значит какой можно сделать вывод? (Видим свой отражение только в железной ложке)
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Верно, молодцы!
2.5 Фиксация преобразований объекта
Воспитатель предлагает детям зафиксировать в таблице.
- Давайте, зафиксируем результат в нашей таблице. Коля, возьми, пожалуйста, карточки и распредели под каждой картинкой ложки.
Воспитатель в случае затруднения помогает.
2.1 Пятый опыт (Ну-ка, ложка, заиграй). Выдвижение гипотезы
Воспитатель предлагает детям пройти обратно к столу.
Воспитатель задаёт детям вопросы.
- Ребята, как вы думаете, при игре на каких ложках звук будет самый громкий? (На железных ложках)
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Помним, что отвечаем мы полным предложением.
2.2 Планирование деятельности по проверке гипотезы
- Что нам с вами нужно сделать, чтобы узнать при игре на каких ложка будет самый громкий звук? (Нужно взять ложки и поиграть (постучать) на них)
Воспитатель выслушивает ответы детей.
2.3 Осуществление эксперимента
Воспитатель предлагает проверить правильность предположения.
- Давайте проверим. Выберите себе одну ложку, затем найдите себе соседа с такой же ложкой и поиграйте (постучите) на них.
В случае затруднения воспитатель показывает правильность выполнения эксперимента.
2.4 Наблюдение за преобразованием объекта
Воспитатель задаёт вопросы детям.
- Ребята, игра на каких ложках была самая громкая? (На железных ложках)
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Как вы думаете, наше предположение, о том, что игра на железных ложках будет самая громкая?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Значит какой можно сделать вывод? (Железная ложка издаёт самый громкий звук)
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Верно, молодцы!
2.5 Фиксация преобразования объекта
Воспитатель предлагает детям зафиксировать в таблице.
- Давайте, зафиксируем результат в нашей таблице. Миша, возьми, пожалуйста, карточки и распредели под каждой картинкой ложки.
Воспитатель в случае затруднения помогает.
3. Подведение итогов
- Наши с вами опыты подошли к концу. Пора возвращаться обратно. Давайте пройдём присядем на стульчики. Но не забываем, что при выходите из лаборатории мы должны снять фартуки.
Воспитатель помогает снять фартуки детям.
Воспитатель берёт таблицу и вместе с детьми присаживаются на стульчики.
- Ребята, вам понравилось быть в роли исследователей?
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Давайте, посмотрим, что же у нас с вами получилось в таблице. Какие можно сделать выводы про каждую ложку? (Железная ложка – тонет, имеет теплопроводность, она тяжелее деревянной и пластмассовой ложки, в ней можно увидеть своё отражение, и она самая звонкая. Деревянная ложка – не тонет, не имеет теплопроводность (т. е. быстро остывает, легче, чем железная, в ней нельзя увидеть своё отражение, и она издаёт глухой звук. Пластмассовая ложка – не тонет, быстро остывает, лёгкая, нельзя увидеть отражение, и она издаёт очень тихий звук)
Воспитатель выслушивает ответы детей.
- Таким образом, можно сделать вывод о том, что деревянными, железными и пластмассовыми бывают не только ложки, а множество других предметов.
- Ребята, вы большие молодцы. Мне очень понравилось с вами побывать в лаборатории и поэкспериментировать.