Оксана Цивилева
Конспект занятия по дифференциации звуков [Д]-[Т] «В гостях у сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: учить детей различать звуки д-т изолированно, в слогах, словах.
Задачи:
Коррекционно – образовательные:
1. Учить детей давать акустическую и артикуляционную характеристику звуков д-т с опорой на различные виды контроля.
2. Закреплять умение детей составлять полные предложения с предлогом «за».
Коррекционно – развивающие:
1. Развивать артикуляционную и мелкую моторику, через использование игровых технологий.
2. Развивать фонематические процессы: умение слышать звуки, выделять их в потоке речи, умение определять наличие и место звуков в слове.
Публикация «Конспект занятия по дифференциации звуков [Д]-[Т] „В гостях у сказки“» размещена в разделах
- Буквы Д, Т и звуки [Д], [Т]. Конспекты занятий
- Дифференциация и автоматизация звуков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
3. Развитие памяти, внимания, восприятия и других психических процессов.
Коррекционно – воспитательные:
1. Воспитывать отзывчивость, умение работать в коллективе и индивидуально, умение слушать педагога и других детей.
Оборудование: презентация, бусины, шнурок, предметные картинки со звуками т, д., логодиски, прищепки, формы с крупой.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед: Здравствуйте, ребята. К вам сегодня пришли гости, посмотрите на них, улыбнитесь им. А теперь все внимание на меня.
Соберемся дети в круг.
Я – твой друг, и ты – мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Давайте познакомимся, Я – Оксана Юрьевна, а вас как зовут. Назовите ласково свое имя. Тихонечко присядем, и я вам расскажу, почему пришла именно к вам.
А ведь у меня случилась беда. Я шла к малышам, чтобы почитать им сказку, но в пути обнаружила, что герои поменялись местами, а значит и рассказать ее я не смогу. А мне сказали, что вы умные и хорошие ребята и уже многое знаете. Это так?
Дети: Да.
Логопед: Тогда я уверена, что вы сможете мне помочь. Отгадайте, какую сказку я хотела почитать малышам?
Бабка, дед, да с ними внучка,
Мышка, кошка, еще Жучка.
Вместе все ее смогли
Вытянуть из-под земли.
Дети: «Репка».
Логопед: Вы поможете мне вернуть героев сказки «Репка» на свои места?
Дети: Поможем.
2. Сообщение темы занятия.
Логопед: Чтобы поскорее вернуться на место и вытянуть репку наши герои должны быть трудолюбивыми и дружными.
- С какого звука начинается слово дружные?
Дети: со звука д.
Логопед: С какого звука начинается слово трудолюбивые?
Дети: со звука т.
Логопед: Играя со звуками Т-Д мы поможем героям сказки вернуться на свои места.
3. Артикуляционная гимнастика.
Логопед: Давайте пройдем и сядем на стульчики, спины подравняли, ноги поставили на пол. Герои очень любят, когда ребята говорят красиво, давайте договоримся с вами отвечать полными предложениями и правильно произносить все звуки. А в этом нам поможет гимнастика для нашего язычка. Повторяйте упражнения, которые услышите в стихотворении.
Вот и сказка началась
Улыбнемся ей сейчас. («Улыбка»)
Впереди забор стоит
Очень крепкий он на вид. («Заборчик»)
Вот лопаточка у нас
Вскопаем грядки тот же час. (Лопаточка)
Молоточком тук да тук только слышен тихий звук. («Молоточек»)
4. Работа по теме занятия:
Логопед: Вспомните ребята, кто первый герой в сказке «Репка». Посмотрите на экран, кому будем помогать?
Дети: Будем помогать дедушке.
- Акустическая и артикуляционная характеристика звуков:
Логопед: Чтобы дедушка вернулся на место нужно рассказать все, что вы знаете о звуках т-д.
Давайте вместе произнесем звук Т. На что он похож?.
Дети (произносят звук т): Он похож на стук молотка.
Логопед: Произнесите еще раз его. Где находится язычок?
Дети: Он стучит по верхним зубам.
Логопед: Произнесем вместе звук Д. На что похож этот звук?
Дети: Он похож на то, как стучит дятел своим клювом.
Логопед: Обратите внимание на экран, дедушка немного прошел и остановился, наверное, мы не все рассказали об этих звуках. Скажите, какие звуки бывают?
Дети: Звуки бывают гласные и согласные.
Логопед: Дайте характеристику звука Т по этой схеме.
Дети: звук т – согласный, глухой, твердый.
Логопед: а теперь дадим характеристику звука Д.
Дети: звук Д – согласный, звонкий, твердый.
Логопед: Эти звуки согласные и твердые – и этим они похожи, а чем они отличаются друг от друга?
Дети: звук д – звонкий, а звук т-глухой.
Логопед: Давайте посмотрим, какое же следующее испытание нам предстоит пройти. Поможем дедушке произнести дорожку из звуков. когда увидим молоточек, произносим звук т и тихо ударяем кулачками, когда увидим дятла – произносим звук д и ударяем ладонями по коленкам. Внимание на экран. А теперь повторим дорожку быстрее.
- Развитие фонематического слуха:
Логопед: А еще дедушка очень любит игру «Поймай звук». А вы хотите в неё поиграть?
Хлопните в ладоши 1 раз, когда услышите звук д, топните 1 раз. когда услышите звук т.
А-у-д-и-т-п-н-т-т-д-в-д.
Молодцы, вы были очень внимательными. Посмотрим на экран, помогли ли мы дедушке встать на свое место? За что взялся дедушка?
Дети: Дедушка взялся за репку. Отлично продолжаем дальше.
Логопед: Кому будем помогать дальше?
Дети: Будем помогать бабушке.
Логопед: Бабушка очень любит сочинять стихи, и она предлагает вам закончить свои чистоговорки одним словом, в котором есть наши звуки.
Ду-ду-ду – к деду я иду
Ды – ды – ды – много здесь воды
Ост – ост – ост – я построю мост.
Дети: (Хоровое и индивидуальное произнесение чистоговорок)
Логопед: Бабушка встанет на свое место, если мы поможем ей построить мост. Встаньте на своих местах, я назову слог, а вы замените в нем звук т на звук д. Произнесите слоги вместе, маршируя на месте.
Та – да
То – до
Ту – ду
Ты – ды
Тэ –дэ.
Логопед: Отлично и с этими испытаниями вы справились. И бабушка очень рада, что вернулась на свое место. За кем стоит бабушка?
Дети: Бабушка стоит за дедушкой.
Логопед: Назовите следующего героя, которому мы поможем.
Дети: Следующий герой внучка.
Логопед: Внучка любит наряжаться, но она рассыпала свои любимые бусы. Поможем собрать их? На экране вы увидите картинку. Назовите ее, определите какой звук есть, и где он находится, и наденьте бусинку на шнурок. Послушайте, как нужно говорить: Это кадушка. В этом слове есть звук Д, он находится в середине слова.
Дети: По очереди отвечают, опираясь на презентацию. И надевают бусинки.
Логопед: Хорошо, и внучка встала на свое место. За кем она стоит?
Дети: Внучка стоит за бабушкой.
Логопед: А следующий герой это собака Жучка,она очень любит резвиться да и мы с вами отдохнем. Повторяйте за мной движения.
«Физпауза»
Чем топтать без толку грядки,
Становитесь на зарядку.
Занимается рассвет.
На крылечко вышел дед.
Видит репку в огороде.
И себе не верит вроде.
Встал он возле репки,
Репка выше кепки.
Жучка прыгает, резвится,
Ей без дела не сидится.
Нужно ей на место встать,
Чтобы деду помогать.
Логопед: отлично отдохнули, посмотрите на экран, и ответь полным предложением за кем стоит Жучка.
Дети: Жучка стоит за внучкой.
Логопед: А кто вспомнит следующего героя сказки?
Дети: Следующий герой сказки - кошка.
Логопед: Сейчас мы разделимся на две команды, девочки подойдут к первому столу, а мальчики ко второму.
Посмотрите, перед вами лежат картинки в названии которых есть наши звуки д, т. Каждый из вас возьмет по одной картинке и прицепит ее при помощи прищепки на круг. Но будьте внимательны, девочки выбирают картинки в названии которых есть звук д, а мальчики картинки в названии которых есть звук т. Приступайте, а потом мы проверим, правильно ли вы справились с этим испытанием.
Дети: Каждый ребенок называет ту картинку, которую он прикрепил и сравнивает ее с картинкой на экране.
Логопед: У вас все отлично получается, и вот мы помогли кошке. За кем она встанет?
Дети: Кошка встанет за собакой Жучкой.
Логопед: Ребята, а кто же остался из героев, кому еще не помогли?
Дети: Мы не помогли мышке.
Логопед: А хотите узнать, как зовут мышку, соберите ее имя из звуков, которые я вам назову: т. о. м. а.
Дети: Тома.
Логопед: Пройдите вместе со мной к столу и послушайте, как мы ей можем помочь, ведь она заблудилась и не может найти дорогу.
Дома баба, дома дед
Только Томы дома нет
Где же наша Тома?
Она стоит у дома.
Как вы думаете, какой из этих домов принадлежит нашей Томе? Какой первый звук в ее имени?
Дети: Дом, на котором изображен молоток.
Логопед: Проведите пальчиком дорожку от мышки к ее дому. А теперь двумя пальчиками пройдем по этой дорожке, произнося наши звуки д-т.
Вот и мышка оказалась на своем месте. За кем она встала?
Дети: Она встала за кошкой.
5. Итог.
Логопед: Давайте посмотрим на экран, все ли герои вернулись на свои места? А какие звуки помогали нам.
Дети: нам помогали звуки д, т.
Оценивание работы детей на занятии.
Вспомните ребята, в конце сказки герои вытащили репку, и я принесла ее вам, а давайте посмотрим репка то необычная, а с сюрпризом. Герои говорят вам спасибо за то, что вы помогли их вернуть на место и чтобы вы не забывали о нашей встречи, они дарят вам раскраски. А я хочу вам сказать спасибо, ведь теперь я смогу пойти к малышам и прочитать им сказку!