МААМ-картинки

Конспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»

Виктория Чередова
Конспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: : «Дифференциация Ш, Щ в слогах и словах».

Цель: Совершенствовать умения различать звуки и буквы Ш, Щ в слогах и словах.

Задачи:

1 Коррекционные:

научить дифференцировать звуки, буквы Ш, Щ в слогах и словах;

развивать фонематическое восприятие, зрительный гнозис;

совершенствовать навыки звукового анализа;

2 Развивающие:

Публикация «Конспект занятия „Дифференциация букв Ш и Щ в словах“» размещена в разделах

развивать навыки словообразования;

развивать мелкую и общую моторику;

3 Воспитательные:

Воспитывать аккуратность при работе с раздаточным материалом и в тетрадях;

Оборудование: Профили звуков [Ш] и [Щ], раздаточный материал к играм «Светофор», «Звуковая мозаика»; ручки; карандаши; изображения: ящерица, щука, щенок, чашка, клещи, щётка, щипцы, шинель, карточки для индивидуальной работы.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

- Ребята, на прошлом занятии мы изучили букву Щ.

Послушайте внимательно стихотворение, постарайтесь запомнить все слова со звуком [щ].

Нина раз считала вещи:

Ящик, щётка, плащ и клещи

Плюс трещотка, два ножа,

Щит и два карандаша.

Сколько б было здесь вещей,

Если б не было клещей?

- Назовите слова со звуком [щ].

- Дайте характеристику этому звуку. (это согласный, глухой, всегда мягкий)

2. Развитие навыка звукового анализа слова :

Игра «Светофор»

( детям раздаются карточки с кружочками символизирующими светофо: вначале красный, посередине жёлтый, в конце – зелёный и фишки –автомобили)

Определите, где находится звук в слове, поставьте фишку на соответствующий кружок (в начале в середине или в конце)

Клещи, ящик, щётка, щека, плащ, трещётка, камыш.

- Молодцы, все заметили, что в последнем слове нет звука [щ], а какой звук мы слышим в конце слова камыш?

- Какой он? (согласный, шипящий, всегда твёрдый, глухой)

- Чем отличаются звуки: [ш], [щ]? ([ш]- всегда твёрдый, [щ]- всегда мягкий)

3. Уточнение и сравнение артикуляции звуков [ш], [щ] перед зеркалом.

Работа с артикуляционными профилями звуков.

– Покажите с помощью ладошек, как ведёт себя язычок, когда произносим звуки [ш] и [щ]? (Одна ладошка – язычок, другая – верхнее нёбо.)

4. Прочитайте слоги:

ША – ЩА – ША

ЩУ – ШУ – ЩУ

ЩИ – ШИ – ШИ

ОЩ – АЩ – ОШ

УШ – УЩ – АЩ

ЮЩ – ЯЩ – ЯШ

ОЩ –АЩ – ША – ШИ

ЩА – АШ – ОЩ – ОШ

ШЕ – ЩЕ – ЕЩ – ЭЩ

5. Развитие умения различать звуки [Ш] и [Щ] .

Игра «Звуковая мозаика»

(детям раздаётся рабочее поле – квадрат 4на3 клеточки и фишки зелёного и синего цвета)

Слова : Шар, щавель, шапка, шахматы, щука, шампунь, шалаш, щегол, шум, шерсть, щупальцы, щи.

(производится проверка с доски)

6. Пришло время повторить как пишутся буквы Ш и Щ, но для начала подготовим пальцы к работе:

Пальчиковая гимнастика «Щука»

Щука хищная, зубастая, (пальцами имитируем движения челюстей)

Для лещей, плотвы опасная,

Ищет, чем бы поживиться? (руками производим движения «рыбка плывёт»

Кто-то там, в воде резвится?

Чей-то рядом хвост мелькает?

Хвать? Тут щука не зевает! (руки сжимаются в «замочек»)

Но попалась на крючок –

Тащит щуку рыбачок! (указательные пальцы –крючки тянут друг друга)

Сравнение букв по написанию.

- Чем отличаются буквы : «ш» и «щ»?

- Какой элемент у них общий?

7. Письмо букв, чередуя ш, щ, ш, щ

- Чем отличается написание буквы Ш и Щ? (они пишутся одинаково, только у буквы Ш нет хвостика)

8. Письмо слогов с буквами ш и щ :

Внимательно послушай и запиши слоги. На верхнюю строку слоги с буквой ш, а на нижнюю – слоги с буквой Щ

Ша, шо, щу, щи, ще, ши, ща, шу, щё, ше, що.

- Какое правило нужно помнить при написании слогов ЩА, ЩУ?

9. Письмо слов с буквами Ш и Щ.

Допиши слова, добавляя слоги с буквой Щ или Ш :

Ро, ча, ово, кало…., малы…., кле…, ….пка, …нок, ….ка, ….рты, ….вель, ….на,

10. Физкультминутка

Во дворе щенок играл

Прыгал, бегал и считал:

Раз – прыжок и три кивка,

Два – направо голова.

Три – налево поворот

И помчался до ворот.

Вдруг он встал, вздохнул и сел

И на всех вокруг глядел.

11. Совершенствование навыка различать звуки в словах [Ш] и [Щ],

Игра «Что лишнее?»

Ящерица, щука, щенок, чашка (чашка).

Клещи, щётка, щипцы, шинель (шинель).

12. Развитие навыков словообразования :

Добавьте к словам суффикс -ищ. Какие слова получатся?

шуба – … шляпа – … шалаш – …

штора – … шайба – … карандаш – …

швабра – … плащ – … клещ – …

13. Самостоятельная работа на карточках:

Вставь недостающие буквы Ш или Щ

. ука. елчок кув. ин пры. ик бро. ка кро. ит. орох. епка. епотка пи. ит ка. а пла. горо. ина гру. у вра. ат ь. ёлк за. итник вер. ина

14. Подведение итогов занятия :

- О каких буквах говорили сегодня на занятиях? Чем отличаются звуки и буквы Ш и Щ?

Публикации по теме:

План работы по формированию навыков фонематического анализа, синтеза и представлений у дошкольников в старшей группе ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ НАВЫКОВ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО АНАЛИЗА, СИНТЕЗА И ПРЕДСТАВЛЕНИЙ в старшей группе (1-й год обучения).

НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Тема: Звук и буква Ы НОД в старшей логопедической группе по подготовке к обучению грамоте. Цель:Научить различать и четко произносить звук [Ы] в слогах, словах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»
Опубликовано: 15 декабря 2014 в 16:57
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект занятия «Дифференциация букв Ш и Щ в словах»» (включая файлы) размещена пользователем Виктория Чередова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД