Наталья Гордиенко
Конспект занятия «Что мы знаем о тайге» с детьми 12–17 лет с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщение знаний о природной зоне тайга, о её растительном и животном мире.
Задачи:
1.Познакомить детей с особенностями природных условий тайги; обобщать знания детей о хвойных деревьях;
познакомить детей с животными тайги; - учить видеть характерные особенности тайги в зимнее и летнее время;
2.Формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания
Публикация «Конспект занятия „Что мы знаем о тайге“ с детьми 12–17 лет с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
развивать наблюдательность, интерес к окружающей природе, активность, внимание, умение рассуждать.
3. Воспитывать экологическую культуру и любовь к природе.
Материал и оборудование: слайды растительного и животного мира тайги, фонограмма «Шум леса», карточки для рефлексии, ручки, карточки с загадками.
Методы и технологии:
-здоровьесберегающие: релаксация «Шум леса», физкультминутка «Прогулка в лесу».
- словесные: беседа по содержанию, загадывание загадок.
-ИКТ: показ слайдов о животном и растительном мире.
Рефлексия: «Закончи предложение»
Возраст:12- 17 лет.
- Что такое тайга?
Тайга располагается в умеренно влажной географической зоне.
-Что является основой растительной жизни тайги?
- Хвойные деревья.
-Что характерно для тайги?
-Болота. Ими покрыты северная Сибирь и материковые части Канады.
-Тайга делится на три подзоны по характеру растительности: южную, среднюю и северную. В северной тайге доминируют относительно невысокие и разреженные лиственницы и ели, иногда сосны.
- В средней тайге растут в основном ельники, ельники-черничники и ряд типов сосняков.
-Растительность южной тайги значительно более разнообразна.
-какие деревья растут в тайге?
-Чем полезны хвойные деревья?
-Хвойные деревья насыщают воздух веществами — фитонцидами. Фитонциды уничтожают вредные бактерии или подавляют их развитие. Прогулка в хвойном лесу положительно влияет на здоровье человека.
-Посмотрите еще раз на эти деревья, что у них общего?
-Иголки, хвоя…
-Как одним словом можно назвать эти деревья?
-Хвойные.
В этих местах могут расти только хвойные деревья, потому что жесткие иголки этих деревьев надежно защищены от суровых морозов оболочкой.
-Так почему же у хвойных деревьев такая крона?
-Чтобы снег сползал по веткам вниз и своей тяжестью не ломал их.
загадки
Она на ёжика похожа,
Как ёж, она в иголках тоже,
На ней плоды бывают — шишки.
Девчонки ждут её, мальчишки,
Когда она под Новый год
На праздник к ним стоять придёт. (Елка)
На лесной опушке,
Около избушки,
Выросли подружки –
Шишки на макушке,
Острые иголки
Зелены и колки. (Ели)
Есть у родственницы елки
Неколючие иголки,
Но, в отличие от елки,
Опадают те иголки. (Лиственница)
У маленькой ёлочки
Колкие иголочки,
Шарики синие,
Словно бы в инее (Можжевельник)
Это дерево большое,
На ветвях его растёт
Не листва – густая хвоя
Зеленеет круглый год.
И всегда на шишки щедр.
Исполин сибирский –. (Кедр)
- В тайге сумрачно, темно, почему же?
-Хвойные деревья густые солнечные лучи не могут проникнуть через них.
Через густую хвою свет проникает совсем не много. Посмотрите, под ногами лежит хвойная подстилка.
-Много ли растений кустов, трав, цветов между деревьями?
-Нет.
- Почему?
- Солнечного света мало, поэтому растений мало.
-Правильно, мало света бедная почва, т. к. иголки гниют медленно. Только теплолюбивые грибы, мхи, лишайники, папоротники и черника могут расти на хвойной подстилке
- А сейчас я расскажу легенду еще про одно таежное дерево - лиственницу.
«Когда-то Природа раздавала всем деревьям наряды: березке достались нежные листочки,
кедру - длинные пушистые иголки, сосне - тоже иголки, но другие. Деревья говорят: "Почему
березке и осинке такие симпатичные лоскутки, а нам - иголки? Мы что, все жизнь шить будем?" И
сказала Природа: "Листья будут появляться весной, а на зиму облетать. А иголки останутся на вас
вечно, так будет справедливо". Тут и лиственницы очередь подошла. Сначала попросила она себе
иголки: все-таки среди снегов всегда оставаться зеленой - просто замечательно! Потом вернулась
и попросила хоть чуть-чуть сделать ее похожей на березу. "Хорошо!" - сказала Природа. И у
лиственницы остались иголки, как у кедра, сосны, ели, но на зиму они стали желтеть и облетать,
как листья у березки. Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму
сбрасывает иголки (показ ветки лиственницы).
Релаксация «Шум леса»
Из-за суровости климата условия жизни в тайге сложны. Но таежные животные хорошо приспособлены к ним. У многих зверей зимой отрастает густой и длинный мех. А снежный покров для некоторых животных служит хорошим убежищем, в нем они устраивают временные жилища. Например, заяц-беляк и тетерев ночуют, зарывшись в снег, а в сильные морозы, метели остаются там и на день.
Познакомимся с некоторыми животными тайги.
Слайды животных
Физкультминутка «Прогулка в лесу»
Дети по лесу гуляли (шагают на месте)
За природой наблюдали (ладонь к глазам)
Вверх на солнце посмотрели (руки вверх)
И их лучики согрели (обнимают себя)
Бабочки летали крыльями махали (машут руками)
Дружно хлопаем
Ногами топаем
Хорошо мы погуляли
И немножечко устали
-Птицы, обитающие в тайге, по-своему приспособлены к таежным условиям. Особенно интересны клесты. Питаются они почти исключительно семенами хвойных деревьев. О пристрастии к такому корму свидетельствует строение клюва клеста. Концы клюва этой птицы перекрещиваются и образуют своеобразный инструмент, позволяющий легко извлекать семена из шишек ели, лиственницы и даже сосны.
Слайды птиц.
Итог:
-С какой природной зоной познакомились?
-Какие деревья тайги вы знаете?
-Какие животные обитают в тайге?
- А какие птицы?
Рефлексия: «Закончи предложение…»
-Я думаю, что после сегодняшней беседы….
- Я надеюсь, что в будущем …
- Мне все было непонятно …
-Теперь я буду стараться….
- Я узнал….
-Меня удивило….
-Мне захотелось…
-Я буду стараться …
-Мне все понравилось.