Татьяна Павловна Белоусова
Конспект занятия «Черный цвет — белый цвет» для дошкольников старшей группы с задержкой психического развития.
▼ Скачать + Заказать документы
Данное занятие – одно из цикла занятий кружка «Хромотерапия». Кружок ведут дефектолог и психолог. Взаимодействие специалистов помогает более эффективному усвоению детьми всех необходимых понятий и категорий. Цель работы кружка- создание условий для повышения адаптивных возможностей детей в обучении, развитии, поведении, в отношениях с другими людьми, для преодоления речевых нарушений и на раскрытие потенциальных интеллектуальных и творческих резервов детей. Занятия направлены, прежде всего, на развитие и коррекцию эмоционально-волевых и интеллектуальных способностей у детей. Категория детей - старшая группа для детей с ЗПР.
Публикация «Конспект занятия „Черный цвет — белый цвет“ для дошкольников старшей группы с задержкой психического развития,» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Цвет, изучаем цвета. Конспекты занятий
- Темочки
«Черный цвет- белый цвет»
Задачи:
1. Образовательные:
• Вспомнить характер черного и белого цвета.
• Познакомить со способом получения серого цвета.
• Обобщить знания детей о цвете.
2. Развивающие :
• Развивать пространственную ориентировку и ориентировку на листе.
• Развивать связную речь.
• Развивать двигательные навыки.
• Развивать слуховое внимание, память.
• Развивать мышление, воображение.
• Развивать творческие способности, стремление к самовыражению.
3. Воспитательные:
• Воспитывать навыки дисциплины в домашних условиях, правильного поведения в быту.
• Воспитывать дружеские взаимоотношения с товарищами.
Ход занятия
1. Орг. Момент. Приветствие.
Дети встают в круг. В руках мяч.
Дефектолог:
-Давайте поприветствуем друг друга, передавая мяч товарищу и проговаривая слова приветствия:
-Здравствуй, Ваня, в белой одежде.
-Здравствуй, Максим, в черной одежде.
2. Погружение в цвет.
Дефектолог:
-Какой белый цвет? Опишите его. (ЛЁГКИЙ, ЧИСТЫЙ, ВОЗДУШНЫЙ, НАРЯДНЫЙ)
-Какой черный цвет? Опишите его. (СЕРЬЁЗНЫЙ, СТРОГИЙ, ЗАГАДОЧНЫЙ)
3. Презентация «Черные и белые предметы» + Речевое упражнение «Я любуюсь…»
На слайдах черные и белые предметы вперемешку.
Дефектолог:
-А теперь посмотрим презентацию. На экране будут различные предметы черного и белого цвета. Про каждый предмет нужно сказать «Я любуюсь….»
Дети смотрят презентацию и озвучивают каждый кадр: «Я любуюсь белым облаком. Я любуюсь черной машиной» и т. д.
После просмотра презентации педагог спрашивает:
-Дети, одетые в белый цвет, какие предметы белого цвета вы запомнили? (СНЕГ, ЛЁД, ОБЛАКО и т. д.)
-Дети, одетые в черный цвет, какие черные предметы вы запомнили? (ЗЕМЛЯ, УГОЛЬ и т. д.)
4. Опыт «Черная и белая краска подружились»
Дефектолог:
- Как вы думаете, что получится, если подружить белую и черную краски? Если смешать белый и черный цвет?
-Давайте проверим.
Педагог проделывает опыт по смешиванию цветов.
-Какой цвет у нас получился? (СЕРЫЙ)
Перед детьми появляется табличка-схема: белый + черный = серый
- Что бывает серого цвета? (перед детьми появляются картинки с серым зайцем, серым гусем, серой тучей и т. д.)
5. Физминутка «Черно-белый диск»
Дефектолог:
-Посмотрите, какой у меня есть диск. Одна сторона его белая, а другая черная.
-Я кидаю диск. Если он упал белой стороной вверх, то все ребята в белой одежде прыгают, а ребята в черной одежде- присели. Если диск упал черной стороной вверх-наоборот- ребята в черной одежде прыгают, а в белой одежде- присели.
Педагог включает энергичную музыку. Дети активно выполняют физминутку.
6. Сказка «О кошке и котятах»
Дефектолог:
-Отгадайте загадку:
Мордочка усатая
Шубка полосатая
Часто умывается
А с водой не знается (КОШКА)
- Я расскажу вам сказку «О кошке и трёх котятах».
У каждого ребенка на столе 1 большой полосатый круг- это мама-кошка, 3 маленьких кружка – белый, серый, черный- это котята. На альбомной листе схематичное изображение домика – в центре, справа – дерево (это лес, слева- река, внизу- трава с цветами (это поле).
По мере рассказывания педагогом сказки, дети выполняют соответствующие манипуляции у себя на столах.
Педагог рассматривает с детьми картинку с изображением мамы кошки и трех котят.
-Кошка какая по величине? (БОЛЬШАЯ)
-Котята какие по величине? (МАЛЕНЬКИЕ)
-Сколько котят? (ТРИ)
-Назовите их цвета. (БЕЛЫЙ, СЕРЫЙ, ЧЕРНЫЙ).
Дефектолог:
- Посмотрите на свои столы. На столе у вас живет сказка «О кошке и трех котятах».
- Возьмите большой полосатый круг. Это мама- полосатая кошка.
-Возьмите маленькие кружки. Это- котята.
- Покажите серого котенка.
-Покажите белого котенка.
-Покажите черного котенка.
-Хотите рассказывать сказку вместе со мной?
- Я рассказываю сказку. А вы выполняете все вместе со мной.
- А теперь начинается сказка.
«Сказка о кошке и трёх котятах»
В маленьком уютном домике жила – была кошка – не белая, не серая, не черная, а какая? (Полосатая.) Правильно. Вот какая – и белая, и серая, и черная – полосатая.
- Вместе с кошкой жили 3 котенка: белый, серый, черный.
На протяжении всей сказки дети самостоятельно оперируют моделями,
выкладывая их на листе бумаги с нарисованным домиком, лесом, рекой, полем.
-Однажды белый котенок пошел гулять. Он ушел направо, к лесу, далеко- далеко от дома. И заблудился.
Мама- кошка ждала-ждала котенка, а он не возвращается. Пошла кошка искать белого котенка, а двум другим наказывает: «Никуда не уходите. Я вашего брата найду, и мы сразу же вернемся домой».
Когда мама – кошка ушла, черный котенок решил тоже идти искать брата, Вышел из дома и пошел налево, к реке.
Серый котенок остался один. Он ждал- ждал и тоже решил идти искать своих братьев и маму. Вышел он из дома и пошел вниз на луг.
Мама – кошка быстро нашла белого котенка и вернулась с ним домой. Что же они увидели? Других котят нет. Пошли мама и белый котенок искать серого котенка и черного. Идут, идут, видят: сидит серый котенок.
«Вот ты где!» – воскликнула мама-кошка.
Вернулась мама домой с двумя котятами: белым и серым. А чёрного то всё еще нет. Пошла мама-кошка искать чёрного котенка.
Мама-кошка думает: «Налево я уже ходила, направо я уже ходила. Где же мне еще искать котенка?»
-Куда вы посоветуете сходить маме-кошке? (ВНИЗ, на луг)
Пошла мама – кошка вниз и нашла там своего котенка, привела его домой.
Стали они дальше жить- поживать.
Дефектолог:
-Сказка закончилась. Вы очень хорошо помогали мне рассказывать сказку.
-Какие были котята? (НЕПОСЛУШНЫЕ)
-Что они сделали неправильно? (УШЛИ ИЗ ДОМА БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ МАМЫ)
-Как надо правильно было поступить? (СЛУШАТЬСЯ МАМУ)
7. Физминутка «Котята»
Дети встают в круг и выполняют движения.
Дефектолог:
-Давайте вспомним кошачьи повадки. Как ведут себя кошки?
Котята прыгают на лапках: дети выполняют прыжки.
Котята выгибают спину: дети на четвереньках выгибают спину дугой.
Котята царапают «когтями» дверь: руки вверх- вниз, пальчики в движении.
Котята греют брюшко на солнышке: круговые движения ладонями по животу.
Котята вылизывают шё рстку: движения головой.
8. Самовыражение в цвете
Дефектолог
- Какое животное сразу и черное и белое одновременно? (ЗЕБРА)
-Мы сегодня будем рисовать зебру.
Дети по шаблону обводят контур зебры и рисуют ей полоски.
9. Итог занятия.
Дети снова в кругу с мячом.
Дефектолог кидает мяч с вопросом детям по-очереди. Дети возвращают мяч с ответом.
-Про какие цвета мы сегодня говорили на занятии?
- Какой белый цвет по характеру?
-Какой черный цвет по характеру?
-Какой цвет получится, если смешать белый и черный?
-Про кого слушали сказку?
-Чему сказка научила?
-Какое животное рисовали?
-Какого цвета зебра?
10. Прощание.
Дети снова встают в круг, как в начале занятия, передают мяч и прощаются друг с другом.
-До свидания, Макс, в белой одежде. И т. д.