Мочалова Дия Альбертовна
Конспект занятия «Бобр — речной инженер»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Формирование у детей познавательного интереса к явлениям живой и неживой природы. Знакомство с бобром.
Программные задачи:
Воспитательные:
- Продолжать знакомить детей с природой родного края; углубить знания детей о жизни животных в парках; закрепить знания о местах их обитания, образе жизни.
- Воспитывать чувство гордости и сопричастности к природным достопримечательностям Москвы; побуждать желание побывать в этих местах; воспитывать любовь к природе, желание её охранять и беречь.
- воспитывать у детей чувство любви и доброты по отношению к окружающему миру.
Публикация «Конспект занятия „Бобр — речной инженер“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2018
- воспитывать инициативность, самостоятельность, навыки сотрудничества на занятии.
Образовательные:
- уточнять и расширять словарь по теме.
- систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания, определять место обитания животного по внешнему виду.
Коррекционно-развивающие:
- развивать любознательность, внимание, мышление, память, общую моторику.
- развивать связную речь и умение правильно строить предложение.
Работа со словарё м:
- активизировать словарь: плотина, млекопитающий, грызун, запруда, перепонки, и т. д..
- ввести в активный словарь: бобры, плотина, хатка, запруда, натуралист.
Материал:
- демонстрационный материал: изображение леса со спокойным ручьем, бобра, хатки, запруды, бобрят, схема хатки
Предварительная и последующая работа:
- чтение рассказа Ивана Соколова – Миткова «Бобры»
- эксперимент с водой, палочками, песком, глиной, камешками по созданию плотины
- рассматривание картин, иллюстраций,
- дидактические игры.
Предварительная работа.
1. Рассматривание картинок, иллюстраций, фотографий с изображением бобра и его жилища.
2. Чтение художественной литературы с описанием жизни бобров.
3. Беседа на тему «Что такое заповедник?»
Ход НОД
Воспитатель:
Ребята, мы живём с вами на большой прекрасной планете.
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных,
Лишь на ней одной цветут
Ландыши в траве зелёной,
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо…
Береги свою планету — Ведь другой, похожей, нету!
Яков Аким
Давайте полюбуемся, какая красивая наша планета
Слайд 1. Планета Земля. Вид из Космоса.
Вот и наша страна. Как она называется?
Слайд 2. Карта России.
Дети: Наша страна называется Россия.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И берёзки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём.
Что мы Родиной зовём?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Тёплый вечер за окном.
Что мы Родиной зовём?
Всё, что в сердце бережём,
И под небом синим-синим
Флаг России над Кремлём.
В. Степанов
Если посмотреть на карту внимательнее, то можно увидеть нашу столицу - Москву и наш Северо-Западный округ, где мы с вами живём. Вот здесь, в этой точке находится лесопарк Покровское-Стрешнево.
Слайд 3. Карта лесопарка Покровское-Стрешнево.
Сегодня мы получили отсюда письмо. Откроем и прочитаем: «Здравствуйте, ребята! Я ваш давний знакомый и друг. Примите моё приглашение и приезжайте в наш зелёный храм природы. Познакомитесь со мной».
Чтобы узнать, кто это написал, надо отгадать ребус.
Игра-ребус «Кто спрятался?»
Быстрый маленький зверёк
По деревьям скок-поскок.
белка
Он других не обижает.
Ест траву, в лесу гуляет,
Но ветвистыми рогами
Может справиться с волками!
олень
Он идёт неторопливо,
Зацепил хвостом он сук.
Полосатый он, красивый.
Зверь хозяйственный.
барсук
На суку таится кошка,
Но она совсем не крошка,
И нельзя сказатьей:"Брысь,
потому что это - рысь
Дети из первых букв названий этих животных складывают слово.
Кто же написал это письмо?
Дети: Письмо написал бобр.
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить о жизни бобров. Но сначала потренируем свой язычок:
- Ра-ра-ра - мы увидели бобра.
- Ру-ру-ру – очень рады мы бобру.
- Ры-ры-ры - в речке водятся бобры.
Молодцы, как хорошо вы проговорили все слова и звуки.
Не рыба, а плавает,
Не дровосек, а деревья валит,
Не плотник, дом строит.
Кто это, ребята? Хотите узнать?
Отправляемся в лесопарк, где живёт семья бобров.
Слайд 4. Плотина и хатка бобра.
Бобры – речные жители,
Известные строители.
Мы – штукатуры, плотники,
Отменные работники.
И в дождик и на солнышке
Мы дружно пилим брёвнышки.
У нас плотина строится,
У нас работа спорится.
Физкультминутка
Рано встали два бобра –
Дело есть у них с утра:
Надо им бревно срубить,
Да запруду смастерить.
В лес большой пошли бобры,
Топоры у них остры,
Размахнулись, наклонились…
Долго два бобра трудились,
Заготовили одно
Очень нужное бревно.
Слайд 5. На экране изображение леса с ручьем. Звучит запись «звуки леса».
Хотелось бы вам сейчас погулять по лесу? Сегодня мы не просто будем гулять по лесу, но будем настоящими исследователями – натуралистами. Вы помните, кто такие натуралисты?
Появляется кукла би-ба-бо Бобр.
Бобр : здравствуйте ребята! Я познакомлю вас с моей семьей и расскажу, как мы живём под водой и над водой, как строим свои дома-хатки!
Я - грызун. Я близорук и вижу всё в черно-белом цвете. Уши у меня маленькие, но слух - отменный! Когда я погружаюсь в воду я закрываю уши и ноздри. Мой нос помогает мне находить пищу и на расстоянии ощущать приближение врагов. Мои зубы оранжевые, они стачиваются и отрастают вновь. Моя шерсть непромокаемая. На каждой лапе у меня по пять пальцев с мощными когтями. Между пальцами расположены плавательные перепонки. Свой плоский хвост я использую вместо руля и запасаю в нем жир на зиму. Я провожу много времени в воде и долго могу находиться под водой.
Слайд 8. Изображение запруды с хаткой.
Хатки – это такие домики из кучи деревьев, веток, скреплённых илом и глиной. Они находятся на реках. Строят их сами бобры. Делают они это очень аккуратно. Ещё они строят плотины, чтобы поддерживать уровень воды в реке. В строительстве им помогают их крепкие зубы, лапы и хвост.
А где же вход? Бобры оказались настолько хитры, что спрятали вход под воду. Как вы думаете, зачем им это понадобилось? (выясняем, что для защиты от хищников).
Смотрите в хатке бобрята. Бобриха кормит бобрят молоком. Все животные, которые кормят своих детенышей молоком, называются млекопитающие. А чем же питается сам бобр?
Бобр : бобры питаются исключительно растительной пищей. Питаются они корой и побегами деревьев, предпочитая осину, иву, тополь и берёзу, а также различными травянистыми растениями (кувшинкой, кубышкой, ирисом, рогозом, тростником). Осенью бобры занимаются заготовкой древесного корма на зиму. Запасы бобры складывают в воду, где они вплоть до февраля сохраняют свои пищевые качества.
Воспитатель: Как вы думаете, бобр - полезное животное? Почему? Несмотря на то, что бобры могут показаться вредителями леса, на самом деле деятельность бобров оказывает благотворное воздейстиве на экосистему. Например, количество уток в водоёмах, благоустроенных бобрами больше, чем в водоёмах без бобров. Это связано с тем, что бобровые запруды и спокойная вода привлекают моллюсков, водных насекомых, которые, в свою очередь, привлекают водоплавающих птиц, выхухолей. Птицы приносят на лапах рыбью икру и в бобровых водоёмах становится больше рыбы. Поваленные бобрами деревья служат кормом для зайцев и многих копытных, которые обгладывают кору со стволов и ветвей. Сок, вытекающий весной из подточенных деревьев, любят бабочки и муравьи, вслед за которыми появляются птицы. Кроме того, запруды способствуют очистке воды, уменьшая её мутность, т. к. в них задерживается ил.
Речевое упражнение.
У боярина бобра нет богатства, нет добра.
Два бобрёнка у бобра, лучше всякого добра.
Дидактическая игра: "Сложи целое из частей"
Дети делятся на подгруппы и собирают пазл "Бобр" из частей.
Бобр речной инженер. Бобр уже давно пользуется всеобщим уважением, как искусный четвероногий инженер, лесоруб и создатель запруд. Он не только стал символом трудолюбий, но и многому научил людей.
Чем больше узнаешь об этих необычных водных грызунах и о том, как живут бобры, тем больше удивляешься их смекалке, трудолюбию и находчивости. Природа наделила этих животных не только силой и красотой, но и интеллектом.
Чем больше узнаешь об этих необычных водных грызунах и о том, как живут бобры, тем больше удивляешься их смекалке, трудолюбию и находчивости. Природа наделила этих животных не только силой и красотой, но и интеллектом.
Теперь ребята, подойдите к столам. Давайте каждый попробует смастерить хатку для бобра? Для этого нам понадобяться веточки и глина. Сначала, бобры используют большие ветки. Затем они укрепляют хатку мелкими веточками и обмазывают это всё илом, но мы с вами будем использовать глину.