Людмила Васильченко
Конспект занятия «Ай, да, Масленица» старшая разновозрастная группа
▼ Скачать + Заказать документы
Интегрированное занятие «Ай, да, Масленица»
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»(фэмп, «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие»(рисование).
Цель: расширить знания и представления детей о русских народных праздниках.
Задачи
1. Развивать слуховое внимание, логическое мышление.
2. Активизировать активный словарь. Развивать монологическую речь.
3. Совершенствовать умение ориентироваться во времени.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2016
4. Развивать пальчиковую моторику, координацию речи с движением.
5. Приобщать детей к русской истории.
6. Учить уважительному отношению к истокам русской культуры.
Оборудование:
Мультимедийная установка с презентацией занятия по теме «Масленица», аудиозапись песни «Ай, да, Масленица», платочек, подушки, скамейка гимнастическая, снежки, 2 корзинки, 2 мешка, 2 мяча.
Содержание
организованной деятельности детей
Воспитатель: Ребята! Отгадайте мою загадку!
Всюду ярмарки, гулянья,
Веселится весь народ!
Провожают зиму, холод,
Ведь весна уж у ворот!
Всю неделю отдыхают,
Всех блинами угощают!
Воспитатель: Ребята, вы догадались, о каком празднике говорится в этой загадке? (Этот праздник называется Масленица)
Слайд 1
Воспитатель: Молодцы, правильно! Сегодня мы поговорим о масленице, об обрядах, да обычаях с которыми встречали этот праздник.
Слайд 2
Воспитатель: Масленица — это озорное и весёлое прощание с зимой и встреча весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди испокон веков воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому.
Воспитатель: А что же является символом весны, солнца в этом празднике? Знаете? Нет? Тогда отгадайте!
Желтый, круглый, ароматный
И на вкус такой приятный!
Словно солнышко горит,
Скушать быстренько манит,
Только мама испечет,
А он прыг и прямо в рот!
Воспитатель: Молодцы! Это блины! Яркие, румяные, ароматные!
Слайд 3:
Этот праздник к нам идет
Раннею весною,
Сколько радостей несет
Он всегда с собою!
Ледяные горы ждут,
И снежок сверкает,
Санки с горок вниз бегут,
Смех не умолкает.
Дома аромат блинов
Праздничный чудесный,
На блины друзей зовем,
Будем есть их вместе.
Слайды 4- 7:
Воспитатель: Масленица всегда была шумной, весёлой с песнями и играми. Всю неделю на Масленицу веселились, катались с горки, водили хороводы, угощались блинами. Самое главное - это блины! Блин - символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. С маслом, со сметаной, с икрой, грибами, севрюжиной или осетриной - выбирай на любой вкус. А, наевшись досыта – гуляй и развлекайся! На Масленицу катаются на расписных санях, с огромных ледяных гор, на гигантских каруселях! Кружат друг - друга в танцах, да хороводах. Распевают задорные частушки и прибаутки. Шуты и скоморохи насмешат до слез в уличных балаганах и театрах. Вот какая она, русская Масленица! Давайте и мы с вами поиграем!
Подвижная игра: «Горелки с платочком» (Все участники игры встают парами друг за другом, водящий стоит впереди колоны и держит над головой платочек. Играющие хором говорят:
Гори, гори масло,
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо,
Птички летят!
После слов «Птички летят» игроки последней пары бегут вперед, и кто из них первый возьмет платок, тот станет с водящим впереди колоны, а опоздавший занимает место водящего).
Слайд 8:
Воспитатель: Каждый день Масленицы имеет свое название и обряды. Давайте, вспомним, какой день начинает неделю? (Понедельник)
Воспитатель: Какой день наступает после понедельника? (Вторник)
Что следует после вторника, среды, четверга? Какие дни недели мы называем выходными? Догадайтесь, какой день недели я загадаю. Он наступает после вторника и перед четвергом? (среда). А какой день недели наступает перед пятницей? (четверг) и т. д.
Молодцы, вспомнили все дни недели, а теперь посмотрим, чем занимались каждый день на масленичной неделе!
Слайды 9 - 11
Утро. ПОНЕДЕЛЬНИК. Наступает "ВСТРЕЧА".
Яркие салазки с горочек скользят.
Целый день веселье. Наступает вечер.
Накатавшись вволю, все блины едят.
Эстафета с мячом.
"ЗАИГРЫШ" беспечный - ВТОРНИКА отрада.
Все гулять, резвиться вышли, как один!
Игры и потехи, а за них - награда:
Сдобный и румяный масленичный блин
Проводится игра «Бой мешками» (Два участника становятся на бревно и пытаются сбить друг друга подушками или мешками с соломой. Выигравший получает подарок.
Вот бревно, а вот мешки, выходите, мужики!
Кто кого мешком собьет, тот подарок заберет.) .
Тут СРЕДА подходит - "ЛАКОМКОЙ" зовётся.
Каждая хозяюшка колдует у печи.
Кулебяки, сырники - всё им удаётся.
Пироги и блинчики - всё на стол мечи!
Воспитатель: Давайте мы с вами превратимся в веселых пекарей, тоже напечем блинов да пирогов к масленице! А вот что нам надо для работы попробуйте отгадать!
Дети отгадывают загадки:
Что на сковородку наливают
Да вчетверо сгибают? (блины)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и чёрный, он и белый,
А бывает подгорелый (Хлеб)
В печь сперва его сажают,
А как выйдет он оттуда,
То кладут его на блюдо.
Ну, теперь зови ребят!
По кусочку все съедят. (Пирог)
Кольцо не простое,
Кольцо золотое,
Блестящее, хрустящее,
Всем на загляденье.
Ну и объеденье! (Бублик)
Из меня пекут ватрушки,
И оладьи, и блины.
Если делаете тесто,
Положить меня должны. (Мука)
Ты не клюй меня, дружок, голосистый петушок.
В землю теплую уйду, к солнцу колосом взойду.
В нем тогда, таких как я, будет целая семья. (Зерно)
Я пузырюсь и пыхчу,
Жить в квашне я не хочу,
Надоела мне квашня,
Посадите в печь меня. (Тесто)
Наша толстая Федора
Наедается не скоро.
А зато когда сыта,
От Федоры – теплота. (Печь)
"Вырос в поле дом.
Полон дом зерном.
Стены позолочены.
Ставни заколочены.
Ходит дом ходуном
На столбе золотом" (Колос)
Воспитатель: Молодцы! Умеете отгадывать загадки! А какой день недели следует за средой? (Четверг)
Слайд 12:
А в ЧЕТВЕРГ - раздольный "РАЗГУЛЯЙ" приходит.
Ледяные крепости, снежные бои.
Тройки с бубенцами на поля выходят.
Парни ищут девушек - суженых своих.
Воспитатель: Давайте и мы с вами поиграем в снежки!
Подвижная игра «Снежки»
Дети делятся на две команды. Каждая команда бросает снежки в корзину, у какой команды больше снежков в корзине, та и выиграла.
Слайды 13-14:
ПЯТНИЦА настала - "ВЕЧЕРА у ТЁЩИ".
Тёща приглашает зятя на блины!
Есть с икрой и сёмгой, можно чуть попроще,
Со сметаной, мёдом, с маслом ели мы.
Подвижная игра «Бег в мешках»
Близится СУББОТА - "ЗОЛОВКИ УГОЩЕНИЕ".
Вся родня встречается, водит хоровод.
Праздник продолжается, общее веселье.
Славно провожает Зимушку народ!
Подвижная игра «Ровным кругом»
Дети идут по кругу со словами
Ровным кругом, друг за другом,
Мы идём за шагом шаг,
Стой на месте, дружно вместе,
Сделаем вот так…
Затем все вместе повторяют движения ведущего.
Слайд 15:
ВОСКРЕСЕНЬЕ светлое быстро наступает.
Облегчают душу все в "ПРОЩЁНЫЙ ДЕНЬ".
Чучело соломенное - Зимушку - сжигают,
Нарядив в тулупчик, валенки, ремень.
Рисование с элементами аппликации «Масленница»
Всю неделю веселье!
Ты пришла с добром,
С сыром, маслом и яйцом!
Со блинами, с пирогами,
Да с оладьями!
Воспитатель : Вот так проходила Масленица на Руси! Вам понравилось? Что нового вы узнали? Тогда давайте скажем Масленице спасибо, угостимся блином горячим, да проводим Зиму, весну встретим!
Слайд 16:
Ты прощай, прощай, прощай,
Наша Масленица!
Ты не в среду пришла и
не в пятницу.
Ты пришла в воскресенье,
Всю неделю веселье!