Алла Петрухина
Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Зима»
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия в старшей группе по лексической теме «Зима»
Коррекционно-образовательные цели: Уточнить и расширить представление о зиме, ее приметах.
Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения, подбирать слова-признаки и слова-действия.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по лексической теме „Зима“» размещена в разделах
Совершенствовать грамматический строй речи, учить образовывать качественные прилагательные, существительные с уменьшительно-ласктельными суффиксами, совершенствовать навыки употребления предложно-падежных конструкций.
Коррекционно-развивающие цели:
Развитие зрительного внимания и восприятия, речевого слуха и фонематического восприятия, памяти, тонкой и общей моторики, дыхания и правильного речевого выдоха, координации речи с движением.
Коррекционно-воспитательные цели:
Формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности, воспитание любви к природе.
Оборудование: наборное полотно, картинки с изображением зимы, зимних месяцев, спортивного инвентаря, мяч; снежинки из тонкой белой бумаги на ниточках.
1. Организационный момент
Встанем дружно мы в кружок
За руки возьмемся
А теперь, мои друзья,
Друг другу улыбнемся.
2. Беседа о времени года
— Как вы думаете, какое сейчас время года?
— Как вы догадались?
— Назовите признаки зимы.
— Что можно сказать о снеге?
— Какой бывает лед?
— Какие зимние месяцы вы знаете?
— Какие праздники мы встречаем зимой?
— Какие зимние забавы вы знаете?
— Во что вы любите играть зимой?
3. Физминутка. «Зимняя разогревалочка» (Массаж рук, артикуляционная гимнастика).
Если замерзают руки, начинаем их тереть,
Быстро мы сумеем руки, как на печке разогреть. Дети растирают ладони одна о другую.
Сначала ладошки совсем как ледышки,
Потом, как лягушки,
Потом, как подушки,
Но вот понемножку согрелись ладошки.
Горят и взаправду, не понарошку. Растирают ладони все быстрее.
Я горю, как от огня,
Вот потрогайте меня. Вытягивают ладони вперед.
– А сейчас греем нос: губы в улыбке. Приоткрыть рот, положить широкий язычок на верхнюю губу, плавно подуть на нос.
– А сейчас погреем щеки: поочередно надуваем правую и левую щеки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую.
- Покатаемся на горке: поставили язычок горкой.
– Все согрелись! Молодцы!
4. Упражнение «Снежинки»
–На улице идет снег, и к нам прилетели настоящие снежинки. Посмотрите, какие они?
(У каждого ребенка снежинка на ниточке)
– Давайте заставим наши снежинки кружится. Медленно наберите воздух через нос, вытяните губы трубочкой и дуйте на снежинки, щеки не надувать.
(Упражнение повторить 3-5 раз.)
5. Упражнение «Назови ласково»
Я называю слово, бросаю кому-нибудь из вас снежок, а вы возвращая мне снежок это слово называете ласково. Например: ветер — ветерочек.
Снег-, сосулька-, санки-, горка -, мороз-, зима-, холод-, снегурка-, лёд-…
6. Упражнение «Подели слова на слоги»
Приготовьте ваши ручки, сейчас мы найдём самое длинное слово. Для этого поделим слова на слоги хлопками.
снег, сан-ки, сле-ды, мо-роз, со-суль-ка, сне-го-вик, сне-гу-роч-ка.
-Какое слово было самое длинное? (Снегурочка).
7. Упражнение «Что изменилось?»
На доске предметные картинки с изображением зимы.
– Ребята, посмотрите внимательно на картинки и запомните их. Теперь закройте глаза, а я поменяю их местами. Вы должны сказать, что изменилось.
8. Игра «Доскажи словечко». (Образование родственных слов.)
Логопед: Зимой все вокруг покрыто белым пушистым снегом. Ребята, давайте поиграем со словом «снег».
(Логопед читает стихотворение, а дети добавляют слова, связанные со словом «снег»).
«Тихо, тихо, как во сне,
Падает на землю. (Снег.)
С неба всё скользят пушинки —
Серебристые. (Снежинки.)
На дорожки, на лужок
Всё снижается. (Снежок.)
Вот веселье для ребят —
Всё сильнее. (Снегопад.)
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в. (Снежки.)
Словно в белый пуховик
Нарядился. (Снеговик.)
Рядом снежная фигурка —
Эта девочка —. (Снегурка.)
На снегу-то, посмотри —
С красной грудкой. (Снегири.)
Словно в сказке, как во сне,
Землю всю украсил. (Снег.)»
Логопед: Как много родственников у слова «снег». Давайте ещё раз вспомним родственные слова. (Дети называют.)
9. Составь предложения по опорным словам.
- Ребята, снеговик принес нам письмо от Дедушки Мороза. Вот что он написал:
Дети, снеговик, слепили.
Дети, санки, катаются, на.
Снежки, играют, мальчики, в.
Снежинки, падать, легкие, тихо.
(Дети исправляют предложения)
10. Панно «Зима». (Развитие зрительной памяти, пространственного восприятия.)
На подносах лежат геометрические фигуры, на столах голубые листочки.
Логопед: Сейчас мы будем составлять зимнюю картинку.
Инструкция:
1. Составьте в середине листа такую елочку (демонстрируется 3-5 сек.)
• – Что будем составлять?
• – Где будем составлять елочку?
• – Выполняйте.
2. Составьте справа от елочки домик.
3. Составьте слева от елочки снеговика.
4. В верхнем левом углу расположите солнышко.
5. Проверьте, у всех ли получилась такая картинка (образец).
IX. Подведение итогов, анализ занятия.
Логопед: Что узнали нового? Что больше всего понравилось?
Ответы детей.