Вера Олеговна Мохан
Конспект занятия
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект опытно – исследовательской деятельности в подготовительной группе «Снег, лёд, вода»
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной опытно – исследовательской деятельности, ребенок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно–следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину.
Цель: развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через опытно – исследовательскую деятельность.
Задачи:
Образовательные
Публикация «Конспект занятия» размещена в разделах
• Расширять представление детей о гололёде как явлении природы.
• Привлекать внимание детей на прогулке к рассматриванию различных явлений природы.
• Продолжать знакомить детей со свойствами воды, снега и льда.
• Учить детей отгадывать загадки.
Воспитательные
• Воспитывать у детей интерес к окружающему миру.
• Воспитывать бережное отношение к использованию воды.
Развивающие
• Развивать любознательность у детей.
• Продолжать знакомство детей со свойствами воды, снега, льда.
Материал
2 стакана, 2 формочки, снег, лёд, диск с записью мелодии для физкультминутки, незаполненный кроссворд.
Предварительная работа:
• Разгадывание загадок о различных явлениях природы.
• Беседы с детьми на сему «Зимние игры и забавы», «Весёлое время года – зима».
Ход деятельности:
Воспитатель загадывает детям загадку:
«Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет –
Когда это бывает?»
Вопросы к детям: - Какие зимние явления природы вы знаете? Каким бывает снег? А из чего получается снег? А что такое снежинки?
Воспитатель показывает детям лист чёрного цвета, на котором лежат снежинки, предлагает их рассмотреть.
Вопросы к детям: Что станет со снегом, если его принести в тепло? А как вы думаете, какой снег быстрее растает: просто набросанный или плотно уложенный в стакан?
Воспитатель предлагает детям провести опыт: «Берём 2 стакана, в один насыпаем снег, а в другой насыпаем снег и приминаем».
Пока снег тает, воспитатель читает детям стихотворение Б. Заходера:
«Первый снег»
Нахмурилось небо (наверно, не в духе)
Летают, летают белые мухи!
И носятся слухи, что белые мухи
Не только летают, но даже - не тают.
Вопросы к детям: О каких «белых мухах» идёт речь в стихотворении? А почему они не тают?
Воспитатель читает детям стихотворение Ю. Кушака:
«Ночное приключение»
Мы снежную бабу слепили вчера,
И шляпа у бабы была из ведра,
А нос из моркови, а руки из палки,
Метла из метлы, а коса из мочалки
Мы снежную бабу искали с утра
Нашли мы ведро посредине двора
Метлу мы нашли возле старой беседки,
Морковку в снегу, а мочалку - на ветке.
Вопросы к детям: Что произошло со снежной бабой? Посмотрим, какой же снег у нас в стаканах быстрее растаял? А почему он растаял быстрее?
Воспитатель загадывает загадку:
«Без досок, без топоров
Через речку мост готов.
Мост - как синее стекло,
Скользко, весело, светло».
Вопросы к детям: А кто из вас ребята знает, что такое лед? А какого цвета лёд? Давайте посмотрим через лёд. Хорошо видно? Значит, лед, какой? А как вы думаете, зависит от температуры воздуха состояние льда? Что с ним случится в комнате? А что будет, если воду налить в формочку и оставить на улице? А как вы думаете, что быстрее растает: снег или лёд?
Воспитатель предлагает детям провести опыт: «В одну формочку положим снег, а в другую лёд. Что быстрее растает?»
Пока снег со льдом таят воспитатель загадывает загадки:
1. Скатерть бела,
Весь свет одела.
2. Наш серебряный кинжал
Недолго дома пролежал.
Мы поднять его хотели,
А он к порогу убежал.
3. Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно.
4. Бел, да не сахар,
Нет ног, а идёт.
5. С крыши белый гвоздь торчит.
Солнце взойдёт,
И гвоздь упадёт.
6. Два коня у меня,
Два коня.
По воде они возят меня,
А вода тверда,
Словно каменная!
7. В огне не горит
И в воде не тонет.
Воспитатель предлагает посмотреть, что же быстрее растаяло снег или лёд.
Физкультминутка.
Мы попали в зимний лес.
Сколько здесь вокруг чудес!
Справа - берёзка в шубке стоит,
Слева - ёлка на нас глядит.
Снежинки в небе кружатся,
На землю красиво ложатся.
Вот и зайка прискакал.
От лисы он убежал.
Это серый волк рыщет,
Он себе добычу ищет.
Все мы спрячемся сейчас.
Не найдёт тогда он нас!
Лишь медведь в берлоге спит.
Так всю зиму и проспит.
Пролетают снегири - ох, красивые они!
В лесу красота и покой,
А нам пора уже домой!
Дети выполняют движения в соответствии со стихотворением.
Вопросы к детям: Что такое гололёд? А когда появляется гололёд?
Вот и становятся скользкими дорожки, и по ним опасно ходить. Почему?
Как же надо бороться с гололёдом, чтобы не было несчастных случаев? Ребята, как надо вести себя, когда на улице гололёд?
Из чего состоят снег и лёд? А где ещё можно найти воду? А для чего нужна вода? А как вы думаете, воду нужно беречь? Почему?
Воспитатель предлагает детям разгадать зимний кроссворд.
1. Как называют состояние погоды, когда идет сильный снег? (снегопад)
2. Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Чуть солнце её припечёт –
Заплачет она и умрёт. (сосулька)
3. На чём зимой можно кататься по снегу? (лыжи)
4. На чём мороз рисует узоры? (окно)
5. Что держит в руке снеговик? (метла)
6. Что мы наряжаем каждый Новый год в музыкальном зале? (ёлка)
7. Что посыпают зимой песком? (дороги)
8. Какое слово получилось в красной рамочке? (гололёд).
Рефлексия. Воспитатель спрашивает детей, что больше всего им понравилось и что нового они узнали.