Наталья Симонова
Конспект занятия «Ключи для Айболита»
▼ Скачать + Заказать документы
ТЕМА: «Ключи для Айболита»
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ (Познавательное развитие)
Подготовила: Симонова Наталья Петровна,
воспитатель МДОАУ «Детский сад№64»
г. Оренбурга
I. Пояснительная записка
1. Организационная информация
1.1 Доминирующая образовательная область
Познавательное развитие
1.2 Вид деятельности детей
Публикация «Конспект занятия „Ключи для Айболита“» размещена в разделах
Познавательно-исследовательская, игровая, экспериментирование, коммуникативная, самообслуживание, трудовая, продуктивная, двигательная активность
II. Методическая информация
1. Тема образовательной деятельности
«Ключи для Айболита»
2. Методы и приемы реализации содержания занятия
Методы:
словесный, наглядный, игровой практический
Приемы:
Приё мы постановки целей и мотивации деятельности детей: появление Айболита, создание проблемной ситуации - просьба оказать Айболиту помощь и найти ключи от сундучка с лекарством
Приёмы активизации детей в процессе занятия : путешествие к озеру, появление рыбок с заданиями; создание развивающей среды, загадывание загадок, создание проблемной ситуации, обследование, анализ и выводы.
Приё мы организации практической деятельности детей: дидактические игры
Приё мы поддержания интереса у детей: ситуация выбора, планирование, физкультурная пауза, музыкальное сопровождение, чередование видов детской деятельности.
Приё мы оценки и самооценки: поощрение, совместное с педагогом и детьми определение качества деятельности детей, взаимопомощь детей.
3. Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие
4. Возрастная группа:
Старшая группа
5. Цель:
Обобщение знаний детей через организацию различных видов деятельности
Задачи:
Воспитания:
воспитывать в детях желание помочь в беде, дружеское взаимоотношение между детьми.
Развития:
развивать у детей интерес к самостоятельному решению познавательных и творческих задач, логическое мышление, любознательность.
Обучения:
закрепить знания о цифрах от 1 до 10;
о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, многоугольник);
о временах года и частях суток;
умение ориентироваться на листе бумаги;
закрепить конструктивные навыки (собирать пазлы с героями мультфиль-мов,
закрепить умение определять количество слогов в слове.
6. Планируемые результаты:
Проявляет самостоятельность, понимает учебную задачу,выполняет её самостоятельно.
Проявляет интерес к математическим занятиям.
Выделяет основные части группы предметов,
Ориентируется на листе бумаги.
Считает и отсчитывает в пределах 10 в прямом и обратном порядке.
Правильно пользуется количественными и порядковыми числительными.
Сравнивает рядом стоящие числа в пределах 10
Называет последовательно части суток, дни недели, времена года
Различает понятия: выше – ниже, сравнивает предметы по высоте
Имеет представления о геометрических фигурах: умеет различать геометрические фигуры, сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
Определяет количество слогов в слове
7. Оборудование
Сундучок, пять ключей, небольшая стеклянная баночка с прозрачной водой, дорожка, голубая ткань натянута на обруч (озеро, пять рыбок с цифрами от 1 до 5.
Раздаточный материал:
Набор геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шестиугольник, пазлы с героями мультфильмов, картинки с изображением зверей.
8. Подготовка к образовательной деятельности на занятии в режимные моменты
• Игры с раздаточным материалом, дидактические игры, самостоятельная деятельность:
• календарь недели;
• математический набор «Учись считать».
• сюжетно - дидактические игры с математическим содержанием («Учимся считать до 10», «Какого цвета кораблик», Найди котенка»);
• счетные палочки;
• комплект цифр;
• логические игры: «Танграмм», «Головоломка Пифагора», «Игры Никитина», «Сложи узор», «Тангос»
• логические задачи: «Перевертыши», «Сравни и подбери», «Части и целое», «Ассоциации», «Найди отличия», «Путаница».
III. Конспект образовательной деятельности.
I. Вводная часть
1.1
Введение в тему (создание проблемной ситуации) Дети заходят в группу под песню «С чего начинается Родина» и встают полукругом лицом к гостям.
Воспитатель: Ребята, посмотрите сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Дети, в какой стране мы живем?
Ребенок читает стихотворение:
На карте мира не найдешь,
Тот дом, в котором ты живешь.
И даже улицы родной
Ты не найдешь на карте той.
Но мы всегда с тобой найдем
Свою страну, наш общий дом.
(Показ территории России)
- А какие страны, вы еще знаете?
(Ответы детей)
Но это ещё не все гости. Сейчас к нам придёт гость из знакомой вам сказки, а из какой именно, вы сейчас отгадаете:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…
Дети: Айболит.
1.2 Мотивация деятельности детей Побудительная беседа
Айболит : Здравствуйте ребята. Напомните мне, в какой стране вы живете? А вы представляете, мне позвонили из Африки и попросили, чтобы я срочно приехал. В Африке заболели все звери. Я взял волшебную воду и уже, было собрался в путь, но злые пираты отобрали у меня волшебную воду! Как вы думаете, вы сможете мне помочь?
Дети: Да.
1.3 Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога) Айболит : Нам предстоит выполнить пять заданий. За каждое правильно выполненное задание вы от меня будете получать матрешку. Если наберёте пять матрешек, то сможете найти мою волшебную воду.
Воспитатель: Поможем, ребята?
Дети: Да
II. Основная часть:
2. 1 Актуализация ранее приобретенных знаний Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. Но сначала мы проверим, сможете ли вы помочь Айболиту. Я предлагаю поиграть вам в игру, которая называется «Части суток». Я буду читать предложение, а вы постарайтесь его закончить.
*Игра «Закончи предложение»
- Москва -…столица нашей Родины
- Президент нашей страны…. В. В. Путин.
- Символы нашей страны….гимн, герб, флаг.
- Сколько частей в сутках?
Дети: 4.
Воспитатель: Назовите их.
Дети: утро, день, вечер, ночь.
Воспитатель: Скажите, а когда начинается наше путешествие, в какое время суток?
Дети: Утром.
Воспитатель: Молодцы! Доктор Айболит, может, и ты хочешь проверить детей? Задай им какой-нибудь вопрос.
*Игра «В какое время года?»
Айболит :
- В какое время года все купаются и загорают? (Лето).
- В какое время года птички улетают на юг? (Осень).
- В какое время года расцветают подснежники? (Весна).
- В какое время года играют в снежки? (Зимой)
- В какое время года тает снег? (Весной)
- В какое время года с деревьев опадают листья? (Осенью)
Айболит : Молодцы! Теперь я уверен, что вы справитесь и получите от меня 5 матрешек.
2.2 Добывание (сообщение и приятие) нового знания
Воспитатель: Тогда отправляемся в путь. Идём по дорожке (под музыку леса).
Посмотрите, а вот и матрешки, Найдите матрешку с цифрой 1. Сейчас мы посмотрим, какое там задание.
1 ЗАДАНИЕ
* Игра «Скажи одним словом» (обобщение) с мячом.
- Яблоко, груша, слива, лимон – … (фрукты).
- Кровать, тумбочка, стул, шкаф – … (мебель).
- Собака, кошка, корова, коза – … (домашние животные).
- Папа, мама, бабушка, дедушка – … (родственники - семья).
- Кубик, кукла, машина, мячик – … (игрушки).
- Тапочки, босоножки, сапоги, кроссовки – … (обувь).
- Пчела, стрекоза, муха, жук – … (насекомые).
- Самолёт, вертолёт, ракета – … (воздушный транспорт).
Айболит. А я тоже хочу спросить.
*Игра «Из чего сделаны предметы?»
- Мяч из резины – … резиновый.
- Мяч из пластмассы – … пластмассовый.
- Стакан из стекла – … стеклянный.
- Матрёшка из дерева – … деревянная.
- Утка из резины – … резиновая.
- Игрушка из меха – … меховая.
- Поделка из бумаги – … бумажная.
- Гвоздь из железа – … железный.
Айболит : Молодцы! Вот вам матрешка за правильные ответы.
Воспитатель: Теперь найдите матрешку с цифрой 2. Какое же здесь задание приготовил вам Айболит? Давайте посмотрим. А здесь игра.
2 ЗАДАНИЕ (проводит воспитатель)
* Игра «Рассыпанное слово»
— Ребята, возьмите картинки, присядьте, картинки положите перед собой на пол.
— Что у вас изображено, сколько слогов в этом слове? Давайте определим с помощью хлопков (герб, флаг, береза, самовар, балалайка, матрешка и т. д.)
Дети произносят слова по слогам, называя их количество.
За правильные ответы Айболит дает матрешку.
Айболит : А где третья матрешка? (Дети находят матрешку с цифрой 3).
3 ЗАДАНИЕ. Айболит : Она предлагает нам просто отдохнуть.
*Физкультминутка «Цветок»
Вырос высокий цветок на поляне,
Утром весенним раскрыл лепестки.
Всем лепесткам красоту и дыхание, Дружно дают под землей корешки.
*Упражнение на дыхание «Ах, как пахнет»
Айболит : Молодцы! Получаете ещё одну матрешку. Найдите теперь матрешку с цифрой 4. Молодцы! А для следующего задания нам нужно присесть за столы.
4 ЗАДАНИЕ - Айболит : Игра «Что где находится?»
А сейчас посмотрим, какие вы внимательные. Вам нужно внимательно посмотреть на доску и запомнить в каком порядке расположены геометрические фигуры. Затем расположить такие же геометрические фигуры и в том же порядке на своем альбомном листе.
А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание.
В середине – кружок.
В правом верхнем углу – квадрат.
В левом нижнем углу – шестиугольник.
В правом нижнем углу – треугольник.
В левом верхнем углу – прямоугольник.
Воспитатель: Хорошо. Все правильно сделали! Рыбка даёт нам четвёртый ключ. И посмотрим последнее задание. Осталась одна рыбка. Какая цифра? Правильно, 5.
2.3 Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания 5 ЗАДАНИЕ (проводит воспитатель)
*Игра «Разрезные картинки»
Соберите разрезные картинки и назовите у кого что получилось.
Дети собирают пазлы и называют символы страны (звучит музыка).
III. Заключительная часть
3.1 Анализ и самоанализ деятельности детей Айболит : Молодцы! Вот вам еще одна матрешка. Сколько их у вас? (Пять). Вы выполнили все задания. Какое из них вам понравилось больше всего?
Воспитатель: Наконец-то у вас 5 матрешек. Значит сосуд с живой водой должен быть где-то здесь. Давайте посмотрим и найдем волшебную воду.
Дети с воспитателем находят стаканы с водой на столе. (Она прозрачная).
Воспитатель: По-моему, это обыкновенная вода. Давайте попробуем на вкус, какая вода? (безвкусная, на цвет – прозрачная, жидкая, без запаха. Если заморозить превращается в лед. При таянии превращается в воду, при нагревании в пар) А что за вода в этом сосуде? Наверное тоже обычная?
Айболит : А вот и нет! Смотрите. (Айболит накрывает банку тканью, болтает, получается цветная вода.) Самая настоящая волшебная вода! Спасибо за помощь! Скорее отправляюсь в Африку лечить зверей. А вам от меня сюрприз, чтобы вы были сильными и ловкими. До свидания.
(Воспитатель и дети находят в аптечке угощения для детей).
Воспитатель и дети: Спасибо. До свидания!
IV. Дальнейшая разработка темы
4.1 Прогулка Познавательно – исследовательская деятельность.
4.2 Образовательная деятельность. Занятия по развитию речи и ФЭМП
4.3 Самостоятельная деятельность Дидактические настольные игры и экспериментирование в исследовательском уголке
4.4 Совместная деятельность детей и родителей Наблюдение, Экспериментальная деятельность.
Временные затраты: 25 мин.
III. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – М. : Мозаика-Синтез, 2011.
2. Перельман Я. И. «Занимательные задачи и опыты». - Екатеринбург, 1995.
3. Мурудова Е. И. «Ознакомление дошкольников с окружающим ми-ром» Детство-пресс 2010.
4. Дыбина О. В. «Занятия по ознакомлению с окружающим миром в средней группе детского сада» М. : Мозаика - Синтез, 2007 (методическое пособие).