Юля Марусева
Конспект занятия «Употребление приставочных глаголов»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Употребление приставочных глаголов. Цель: Обучение детей пониманию и употреблению в самостоятельной речи приставочных глаголов и закрепление их в упражнениях с использованием метода инсценировки действий.
Задачи: 1. Образовательные: - учить детей подбирать в словосочетании и предложении нужный по смыслу приставочный глагол; - познакомить детей со схемой образования глаголов при помощи разных приставок. 2. Коррекционно-развивающие: - уточнять значение имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса, в том числе за счет развития умения пользоваться различными способами словоизменения и словообразования;
Публикация «Конспект занятия „Употребление приставочных глаголов“» размещена в разделах
80
- развивать фонематический слух; - развивать зрительное восприятие; - развивать речевое внимание, память, координацию движений. 3. Воспитательные: - воспитывать самостоятельность, организованность, умение выполнять задание по словесному указанию педагога. Оборудование: макет бабочки, макеты пня и муравейника (маленький и большой стул, ручейка (скамейка, дерева с гнездом (стойка для одежды). Ход занятия I. Организационный момент.
Логопед: Назовите, что может делать бабочка?
Дети: Бабочка может летать, кружиться около цветка, собирать сладкий сок, превращаться в куколку, садиться на дерево и т. д.
Дети, назвавшие действие, садятся на места.
Логопед сообщает детям, что бабочка, о которой они говорили, прилетела к ним на занятие (показывает сделанную из картона красивую пеструю бабочку, прикрепленную к длинной крепкой нитке). Детям предлагается смотреть на действия бабочки и точно их называть.
Логопед демонстрирует, как: бабочка взлетела со стола, подлетела к вазе, облетела вазу, перелетела с вазы на кубик, слетела с кубика, залетела в банку (При выполнении действий необходимо каждый раз проговаривать соответствующие слова-действия, четко выделяя их приставочную часть.) II. Основная часть
1. Работа со схемой
Бабочка «улетает», а логопед обращает внимание детей на то, что все названные слова-действия похожи по звучанию, и предлагает ребятам закончить предложение одним из похожих слов-действий: бабочка с вазы., к доске., вокруг цветка., в комнату. И т. п. (Названия предметов из предыдущего задания изменяются.)
81
После того как дети правильно назвали слова-действия и предложения с ними, логопед выставляет на доску схему образования приставочных глаголов, где одна длинная полоска обозначает общую часть слов-действий (в данном случае – летела, а короткие полоски разного цвета – изменяющиеся приставки.
Логопед объясняет, указывая на схему, что начало у всех слов-действий разное. Каждый раз, называя новую приставку, логопед соединяет ее схематическое изображение с символом остальной, неизменяемой части слова. Таким образом, у детей зрительно закрепляется представление о единстве и разнообразии приставочных глаголов, каждый из которых, несмотря на составной характер, является одним словом.
2. Динамическая пауза.
Логопед читает стихотворение, сопровождая слова соответствующими движениями, дети их повторяют:
Влад с корзинкой в лес пошел (Шаги на месте,
Всю поляну обошел (Поворот на месте,
К старой елке подошел (Присесть)
И огромный гриб нашел (Встать, ладони в стороны).
После двукратного выполнения упражнения логопед просит детей назвать похожие слова-действия из услышанного стихотворения.
3. История о мальчике Пете.
Логопед рассказывает детям историю о мальчике Пете. Этого школьника, - поясняет логопед, - можно назвать другом леса, и вот почему:
Как-то летом Петя вышел из дома и пошел в ближний лес. По дороге мальчик перешел ручеек, поднялся на холм и вошел в лес. Как красиво в лесу! Как легко дышится! Под сосной Петя заметил муравейник, обошел его кругом, посмотрел и не тронул. На березе Петя увидел птичье гнездо. Мальчик знал, что брать птичьи яйца нельзя, а то птица выбросит их из гнезда. Отошел Петя от дерева, не навредил друзьям леса. Вдруг видит — недалеко горящий пень. Испугался мальчик, ведь если начнется пожар, вся
82
лесная красота погибнет! Сбросил он с себя куртку, подошел близко-близко к пню и потушил огонь.
Логопед: А теперь, ребята, давайте поделимся на пары. В каждой паре будет один, кто перескажет мой рассказ, и другой, который покажет действия мальчика. Я приготовила и «пень», и «дерево», и «гнездо», и «муравейник».
Дети делятся на пары и с помощью логопеда выполняют задание, инсценируя действия мальчика.
4. Работа с индивидуальным наглядным материалом.
У всех детей на столах по одной сюжетной картинке; используя картинки, нужно составить предложения с разными приставочными глаголами. На каждых трех картинках изображены похожие действия (вышивает, подшивает, зашивает; вылетает, подлетает, влетает и т. п.). (Для этого упражнения можно воспользоваться материалом из пособия Т. Б. Филичевой и Г. А. Каше).
Логопед выставляет на доску схему образования приставочных глаголов и просит выйти вместе тех детей, у кого на картинках изображены похожие действия. Три ребенка выходят, показывают остальным детям свои картинки и по очереди составляют предложения, акцентировано произнося приставочные глаголы.
Дети: Девочка переливает воду из стакана в стакан. Мальчик выливает воду из банки. Мальчик поливает цветы в саду. И пр.
Затем логопед, чтобы зрительно закрепить у детей представление о составе и способе образования слов-действий, присоединяет по очереди символы приставок (короткие полоски разного цвета) к символу неизменяемой части слов-действий (длинной полоске, отчетливо произнося 3-4 однокоренных приставочных глагола ( например: выливает, поливает, наливает и пр.).
III. Итог занятия. Оценка деятельности детей.