Елена Валиева
Конспект занятия подготовительной группы «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Ход занятия:
1 Воспитатель и дети подготовительной группы входят в зал.
Психогимнастика. Доброе утро! Настал новый день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте, как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, мы приветливы ласковы. Мы здоровы. Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту, красоту. А выдохните через ротик все обиды, злобу и огорчения. (Дети делают вдох и выдох три раза). А теперь пожелайте доброго утра друг другу и гостям!
Публикация «Конспект занятия подготовительной группы „Зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Воспитатель: Ребята, сегодня утром у двери в нашу группу я обнаружила сапожок с посланием «Детям подготовительной группы детского сада «Солнышко». Наверное, оно пришло от волшебника. Я решила дождаться вас и посмотреть, что за послание к нам пришло. Ой, ребята, посмотрите! А какая большая красивая снежинка появилась в нашей группе пока нас не было. Ну и дела! Вот так чудо, настоящее волшебство. Ребята, как вы думаете, а кто это чудо мог сотворить? Дети: Зима! Воспитатель: Давайте откроем и прочтём наше послание. А там загадка. Тройка, тройка прилетела Скакуны в той тройке белы, А в санях сидит царица - Белокожа, светлолица. Как махнула рукавом - Всё покрыла серебром! Воспитатель: Как вы думаете, о какой царице идёт речь в этой загадке? Дети: О зиме.
2 часть Воспитатель: Значит вы были правы, это волшебство сотворила Зима. О каких скакунах говорит автор? Дети: О зимних месяцах. Воспитатель: Правильно. Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? Дети: Декабрь, Январь, Февраль. Воспитатель: Сегодня мы поговорим о самом загадочном времени года – Зиме. Обратите внимание на зимние картины, подумайте и скажите мне. Какие признаки зимы вы знаете? Дети: Земля, дома, деревья покрыты снегом. Дни стали короче, а ночи длиннее. Зимой бывают морозы. Реки покрыты льдом. Дети и взрослые одеты в тёплые шапки, шубы, сапоги. Можно кататься с горки на санках и лыжах. Можно строить крепость из снега, лепить снеговика. Воспитатель: Правильно ребята. А вот и она наша любимая снежная баба давно нас дожидается. Давайте мы пригласим её к нам пусть она сядет поближе рядышком с нами.
С. Б: Здравствуйте! Зима шагает по земле и хочет знать – знаете ли вы её приметы? Дети: Да! Воспитатель: А снежная баба приготовила для вас снежинки. За правильный ответ будет вам их раздавать. Ребята только ответы не выкрикиваем, а поднимаем руку, и полным предложением отвечаем. – Зима, какая бывает у нас? (холодная, морозная, снежная, суровая, весёлая, вьюжная). – Что бывает зимой? Какие природные явления? (иней, метель, мороз, вьюга, снегопад, стужа). Какие бывают ветра? - Что происходит зимой на водоёмах? - Какие деревья стоят? Почему? - А что бывает только зимой? (снег) - Какой бывает снег? (лёгкий, пушистый, белый, блестящий, грязный, искристый, колючий, рыхлый, хрустящий). Воспитатель: Молодцы ребята. Снежная баба хочет знать, кто из вас собрал больше всех снежинок. Воспитатель: А сейчас давайте обратим внимание на экран и посмотрим какая бывает зима. (Дети смотрят слайды). От такой снежной красоты что – то стало совсем холодно. Давайте мы с вами согреемся.
Физминутка: Пускай снегами всё заносит, (руки через стороны вверх, опустили) Пускай лютуют холода, Зима нас не заморозит, (руки на поясе, повороты туловища влево – вправо) Не напугает никогда (левой рукой вверх – вниз, правая на поясе) Зимою белые снежинки Танцуют за моим окном. (правой рукой вверх – вниз, левая на поясе) А Дед Мороз свои картинки Рисует на стекле ночном. (двумя руками вверх – вниз перед собой)
Воспитатель: Вот мы и согрелись с вами. А сейчас я приглашаю вас отправиться в сказочный лес и посмотреть, как же там похозяйничила зима. Давайте мы закроем глазки и откроем только тогда когда я вам скажу.
(Звучит музыка)
Чародейкою Зимою Околдован, лес стоит - И под снежной бахромою, Неподвижною, немою, Чудной жизнью он блестит. И стоит о околдован, - Не мертвец и не живой - Сном волшебным очарован, Весь опутан, весь окован Лёгкой цепью пуховой… Тютчев Ф. И. Воспитатель: Ребята посмотрите перед нами картина великого художника. Какое настроение она у вас вызывает? Грусть или радость? А может спокойствие? Таинственность. Дети: Грусть. Воспитатель: Что изображено на картине? Дети: Лес. Воспитатель: Не просто лес, а красота зимнего, заснеженного леса, укутанного толстым слоем пушистого снега. Ребята, как вы думаете, как называется эта картина? Дети: Зима. Воспитатель: Эта картина называется «Зима». А написал её художник И. И. Шишкин. Многие художники посвятили свои картины зимнему времени года. Шишкин очень любил русскую природу. Особенно лес, и изображал его в разное время года. Даже фамилия художника больше лесная – Шишкин. (Снеговик показывает портрет художника) Вот посмотрите. И сам он, крепкий, широкие плечи с бородой, чем – то напоминал могучее дерево. Художник изобразил лес, сосновый лес. Значит какие деревья растут в нём? Дети: Сосны. Воспитатель: Перед нами старый дремучий лес. А как вы думаете почему старый? Ответы детей: Потому что ели огромные с толстыми стволами, стройные, величавые, могучие как лесные богатыри. А ещё мы видим сломанные деревья, возможно ветви деревьев не выдержали последнего сильного снегопада. Лес стоит как в сказке, он весь укутан снежным покрывалом. Застыли маленькие ёлочки, одетые в нарядные белые платья. Всё замерло. Ничто не нарушает тишину леса. А давайте представим, как старая,седая вьюга с ледяной клюкой ковыляет с Бабой – Ягой в этом лесу.
Воет вьюга: «з – з – з –з» Застонал лес от вьюги: «м – м – м – м» Шумят ели: «ш – ш – ш – ш» Стихает вьюга: «с- с – с – с» Воспитатель: Каким художник изобразил на картине снег? Дети: Снег на земле лежит пушистый, большим белоснежным одеялом. Воспитатель: Видите ли вы здесь живое существо.? Посмотрите внимательно. Видите ли вы кого – нибудь в этом сонном лесу? Вот какую загадку нам загадал художник. Нашли? Это птица на ветке кажется, что она тоже заснула. Но нам пора из своих фантазий вернуться.
Дидактическая игра «Доскажите словечко».
На поселки, на лужок –Все снижается… (снежок).
Вот веселье для ребят – Все сильнее… (снегопад).
Все бегут вперегонки,
Все хотят играть в … (снежки).
Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).
Рядом – снежная фигурка. Это девочка - … (Снегурка).
На снегу-то, посмотри –
С красной грудкой… (снегири).
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).
3 часть Развитие связной речи.
Воспитатель: Сейчас мы с вами будем составлять рассказ по картине. А чтобы нам легче было рассказывать его, нам поможет мнемотаблица.
Рассказываю, а вы слушайте внимательно. Эта картина называется «Зима» Её написал великий художник Иван Шишкин. Перед нами дремучий зимний лес, густой сосновый лес, покрытый снегом. Снег лежит и на земле и на поваленных деревьях. На кустах и деревьях серебриться иней. На снегу нет ни человеческого, ни звериного следа – это тихий лес. А ещё мы видим, что на ветке старой ели сидит птица. Небо очень светлое, прозрачное. Зима – волшебница!
Дети составляют рассказ по мнемотаблице.
Воспитатель: Молодцы! Вспомните ребята, о чём мы с вами говорили? Куда я вас приглашала? (в сказочный лес) С какой мы картиной познакомились, как она называется? («Зима») А кто художник Иван Шишкин.
- Вот какие мы сегодня молодцы, погладьте себя по голове, по груди, покажите, как вы справились с заданием (показывают большой палец). Поблагодарите друг друга и Снежную Бабу пожмите руку и скажите «спасибо».(Дети уходят со Снежной Бабой).
Конспект НОД
по образовательной области «Речевое развитие»
«В гостях у Зимы»
для детей подготовительной группы.
Разработчик: Валиева Елена Викторовна
Должность: воспитатель
Наименование учреждения: Муниципальное дошкольное образовательное учреждение д/с «Солнышко»
1. Непосредственно – образовательная деятельность с детьми
2. Возрастная группа : подготовительная
3. Образовательная область: «Речевое развитие»
4. Интеграция с образовательными областями:
- социально – коммуникативное развитие;
- физическое развитие;
- познавательное развитие.
5. Тема НОД: «В гостях у Зимы»
6. Тип деятельности: обобщение и закрепление знаний
7. Форма – проведения: игра – практикум
8. Цель: побуждать детей вступать в речевое взаимодействие, поддерживать коллективный разговор, продолжать учить детей составлять короткий рассказ с помощью мнемотаблицы.
9. Задачи:
Образовательные: продолжать учить составлять описательный рассказ по пейзажной картине из пяти – шести предложений опираясь на мнемотаблицу, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтактические конструкции, образные слова и выражения
Развивающие: развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, учить рассказывать связно, эмоционально, продолжать развивать умение работать с мнемотаблицой
Воспитательные: воспитывать интерес к пейзажной живописи, активность, умение внимательно слушать собеседника, невыкрикивать.
Здоровьесберегающие: сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье через выполнение физминутки, пальчиковой гимнастики.
10. Виды детской деятельности:
- познавательная
- коммуникативная
- двигательная
- художественное слово
11. Методы и приё мы:
- наглядные, словесные, практические
- игровые
12 Форма организации детей:
- фронтальная
- индивидуальная
13 Предшествующая работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках.
14 Средства обучения для педагога: ИКТ, показ демонстрационного материала, мнемотаблицы, игровая мотивация.
Эта картина называется «Зима» Её написал великий художник Иван Шишкин. Перед нами дремучий зимний лес, густой сосновый лес, покрытый снегом. Снег лежит и на земле и на поваленных деревьях. На кустах и деревьях серебриться иней. На снегу нет ни человеческого, ни звериного следа – это тихий лес. А ещё мы видим, что на ветке старой ели сидит птица. Небо очень светлое, прозрачное. Зима – волшебница!
Методические комментарии.
Самоанализ занятия по образовательной области «Речевое развитие» в подготовительной группе. Тема: «В гостях у Зимы»
Вид занятия : познавательное, коммуникативное, двигательное. Форма организации: фронтальная Форма проведение: игра – практикум Была проведена предшествующая работа: беседа о зиме, рассматривание картин и иллюстраций, чтение стихов и пословиц, наблюдение за погодой на прогулках. Выполнение санитарно – гигиенических требований: соответствие длительности занятия Сан – Пину, смена поз детей во время занятия. В ходе НОД решались следующие задачи:
Образовательные: продолжать учить составлять описательный рассказ пейзажной картине из пяти – шести предложений опираясь на мнемотаблицу, соблюдая композицию рассказа, использовать в речи разные синтактические конструкции, образные слова и выражения
Развивающие: развивать наблюдательность, умение чувствовать и передавать в рассказе настроение, учить рассказывать связно, эмоционально, продолжать развивать умение работать с мнемотаблицой
Воспитательные: воспитывать интерес к пейзажной живописи, активность, умение внимательно слушать собеседника, не выкрикивать.
Здоровьесберегающие: обеспечить двигательную активность детей, использовать здоровьесберегающие технологии.
Прослеживалась интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие»
Структура занятия : состоит из 3 частей, в первой части использовала организационный момент – коммуникативная игра – психологически настроила детей на занятия. Также в этой части сюрпризный момент – послание и неожиданное увеличение снежинки в группе.
Во – второй части была проведена беседа о зиме на закрепление признаков зимы. Для обеспечения интереса и эмоциональности была игровая мотивация (появление Снежной Бабы со снежками). Снежинки для активации детей. Показ демонстрационного материала (слайды о Зиме)
Для предупреждения перегрузки и физической усталости во время НОД детям предлагалась физическая пауза, игра «Снежки», художественное слово. Знакомились с картиной, с художником. Д/ игра: «Доскажи словечко». Были вопросы, которые заставляли думать детей.
Третья часть заключительная. Развитие связной речи. Работа с мнемотаблицей.
Итог: Поставленные задачи выполнены, дети были активны, эмоциональны.