Валентина Романова
Конспект занятия по аппликации в подготовительной группе «Башкирский коврик»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятий по аппликации
в подготовительной группе на тему «Башкирский коврик».
Воспитатель: Романова В. В.
Цель: Знакомить с башкирским народным промыслом – ковроделием, его композиционным построением.
Учить силуэтном, вырезыванию элементов орнамента.
Прививать интерес к народному творчеству.
Развивать самостоятельность, творчество, художественный вкус.
Предварительная работа:
Темочки:
- Аппликации. Конспекты
- Аппликация. ВСЕ виды аппликации
- Башкортостан. Башкирский народ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
Экскурсия в художественное объединение «Агидель».
Рассматривание изделий с башкирскими узорами.
Настольные игры «Составь ковер», «Составь башкирский узор».
Рассказывание сказки «Ковер грузинского царя».
Активизация словаря: войлок, сукно, юрта, (тирмэ, ткач, ткацкий станок.
Оборудование:
1. Для воспитателя: модель ткацкого станка, сотканный палас, ковер, магнитофон и кассета с записью башкирских мелодий, образцы ковриков нескольких народов из бумаги (аппликация, глобус.
2. Для детей: клеенка, клей, ножницы, цветная бумага (полоски, прямоугольники, квадраты, салфетки, кисточки для клея на каждого и 4 листа размером 60Х40 мм. черного, красного, зеленого и коричневого цвета.
Ход занятия:
Вводная часть.
Дети сидят на коврике в кругу, посередине на журнальном столике глобус.
Спросить детей: «Что это?» (модель земли). На земле очень много стран, где проживает множество разных нардов. Ребята, где мы с нами живем? Как называется наша страна? (Россия).
Россия - очень большая страна, в ней много городов и сел. Как называется наш город? (Уфа)
Люди, каких национальностей проживают в нашей Уфе? (дети перечисляют). Да, люди очень многих национальностей живут в Уфе.
2. Беседа о башкирском прикладном искусстве.
Давайте поговорим немного о башкирах. Как они раньше жили? Чем занимались? Из чего изготовляли свою утварь, шили одежду? Основное занятие башкир было скотоводство – кроме продуктов питания давало кожу, шерсть. Умелые руки мастеров научились их обрабатывать и создавать из них одежду, обувь и другие предметы обихода, украшать их узорами.
Башкиры, как и многие другие народы широко использовали аппликацию для украшения изделий из войлока, кожи, меха. Вырезали из того же материала другого цвета узоры и нашивали на основу. Посмотрите, какой красивый ковер! Это соткала бабушка Эмиля. Для чего предназначаются ковры, паласы? Да, ими был заслан пол в тирмэ, нары. На коврах башкиры спали, отдыхали. Ими украшали свои жилища. По качеству изделий судили о мастерстве хозяйки, которая ткала их на станке. Вот так примерно выглядел ткацкий станок (показ игрушечного станка). Мастера, который работает на этом станке называют ткач (ткачиха). Бабушка Эмиля тоже на таком станке, только на настоящем, соткала этот палас. Хотя он украшен не аппликацией, а узоры выполнены из ниток (сотканы). Расскажите о ковре, какой он? Он черного цвета, на нем яркие контрастные цвета, орнамент (узор) состоит из многоугольников, квадратов, лесенок. Сочетание, каких цветов вы здесь видите? Черный с желтым, красный с зеленым. (Рассматривание образца аппликации).
Сегодня вся наша группа – ткацкий цех. Мы с вами будем ткачами и «выткем» ковры. (показ способов вырезания узоров).
Самостоятельная работа детей:
Объединить всех детей группы в небольшие группы 4-5чел. с учетом их желаний и возможностей. Дети самостоятельно распределяют работу у себя в цехе.
Анализ работы вместе с детьми.