Ольга Палий
Конспект занятия «Химия в детском саду»
Конспект занятия
Дети входят в зал под звуки песни В. Шаинского «Ужасно интересновсе то. ,что не известно. Здороваются с гостями,присаживаются на стулья.
Восп. :Ребята, сегодня у нас с вами не обычное занятие. У меня есть к вам вопрос. А вы знаете,что такое химия?
Ответ детей…
-Правильно, ХИМИЯ- это наука о взаимодействии разных веществ друг с другом, наука о превращениях веществ.
-Если вы хотите знать почему светит солнце, почему небо синее, трава зеленая, почему ваша бабушка поседела, почему скис салат, вам нужно знать химию.
Публикация «Конспект занятия „Химия в детском саду“» размещена в разделах
- И я предлагаю превратить нашу группу в исследовательский институт, а нас с вами в научных сотрудников.
-Для этого нам нужно стать в круг, взяться за руки, закрыть глаза и произнести волшебные слова.
ЕСЛИ МЫ ГЛАЗА ЗАКРОЕМ
И ПОДСМАТРИВАТЬ НЕ БУДЕМ
МЫ ВОЛШЕБНЫЙ МИР ОТКРОЕМ
О КОТОРОМ НЕ ЗАБУДЕМ
-У нас сегодня с вами особенная профессия-ученые, исследователи.
-А кто такие исследователи?
Ответ детей…
-Правильно, ИСЛЕДОВАТЕЛИ – это люди, которые проводят опыты и эксперименты с разными веществами.
-Ребята, но я хочу вас предупредить, в лаборатории очень много реактивов и они очень опасны. Поэтому без разрешения руководителя в руки никогда, ничего не брать!
А теперь коллеги я приглашаю вас к столу.
-На стульчиках для вас приготовлены фартуки и шапочки. В такой специальной одежде работают в химических лабораториях исследователи.
Первый опыт!
-Ребята, у меня в тарелочке мел. Что такое мел?
(Ответы детей).
-Мел – это вещество, бывает разного цвета, им можно писать, чертить, рисовать, он хрупкий, крошится, его можно измельчить, если положить в воду, он растворяется. Его используют в школе для письма на доске, для рисования и в строительстве – добавляют в разные смеси для крепости.
- А в бутылочке у меня налита уксусная кислота. Это опасное вещество. Что вы о ней знаете?
(Ответы детей).
- Уксусная кислота – жидкость прозрачная, белого цвета, с резким запахом. Это очень едкое вещество и если она попадет на кожу человека, то может вызвать ожог. Уксус обладает хорошими чистящими свойствами. А в пищу его употребляют в виде приправы только в разбавленном водой виде.
-Сейчас я покажу, как взаимодействуют эти два вещества – мел и уксус. Они очень разные. Итак, смотрим. (Добавляю в тарелочку с мелом уксусную кислоту.) Что произошло?
Ответы детей.
-Раствор зашипел и стал пениться, закипел. Кто знает, какое вещество появилось в результате взаимодействия мела и уксусной кислоты?
(Ответы)
- В итоге получился углекислый газ. Что такое углекислый газ?
Ответ детей….
-Это газ, который выделяет человек при дыхании и деревья в темное время суток. Мы его не видим. Он содержится в воздухе, им газируют напитки.
Опыт №2. «Извержение вулкана».
- Наш следующий опыт называется «Извержение вулкана».
-Мы с вами заранее сделали макет вулкана. Что происходит, когда говорят, что вулкан проснулся?
(Ответы).
- Из жерла вулкана на его вершине начинает извергаться горячая, раскаленная лава. И она на своем пути все вокруг сжигает.
- Сегодня мы сможем увидеть и представить, как извергается вулкан.
Мы с вами в предыдущем опыте получили углекислый газ при помощи мела и уксусной кислоты. А в этом опыте попробуем получить все тот же углекислый газ при помощи других веществ.
Для этого нам нужны вещества: сода, пищевой краситель, жидкость для мытья посуды, и раствор лимонной кислоты.
(О веществах сначала выслушиваю версии ответов детей)
- Что такое сода?
Ответ детей….
- Сода – это вещество белого цвета. Его используют для чистки предметов в домашнем хозяйстве и добавляют в выпечку, когда что – то пекут, она растворяется в воде.
- Что такое пищевой краситель?
Ответ детей…
- Это сухое вещество, бывает разного цвета, растворяется в воде. Его добавляют в пищу и напитки для изменения цвета.
- Что такое жидкость для мытья посуды?
Ответ детей….
- Это мыльное, густое вещество. Им моют посуду.
- Что такое лимонная кислота?
Ответ детей…
- Это мелкие гранулы, их получают из лимонов. Они очень кислые на вкус, растворяются в воде. Лимонную кислоту добавляют в пищу при приготовлении еды.
Начинаем наше исследование. Смотрим внимательно.
Миша в жерло нашего «вулкана» насыпает сухую соду.
Маша добавит сухой пищевой краситель.
Юля вольет жидкость для мытья посуды.
И в последнюю очередь вливаем раствор лимонной кислоты. Это я сделаю сама, т. к. кислота – вещество опасное. Что происходит
(Ответы детей)
-Вулкан просыпается. Из «жерла» льется ярко – окрашенная пена –лава.
- А что это за пузырьки?
Ответы детей)
-Это мы опять опытным путем получили углекислый газ.
Мы с вами в нашей химической лаборатории смогли увидеть, как извергает лаву настоящий проснувшийся вулкан.
- Какой вывод мы можем сделать?
(Версии ответов детей)
Лимонная кислота умеет отщипывать от других веществ маленькие частицы. В результате соединения соды, пищевого красителя, жидкости для мытья посуды, и раствора лимонной кислоты образовались вода, соль и углекислый газ – пена, он выделяется в виде пузырьков и бурлит.
Физминутка. (с движениями)
«ПОВТОРЯЙ ЗА МНОЙ»
Опыт № 3.«Получение синего йода».
- Мы переходим к нашему следующему опыту. Его вы проведете каждый самостоятельно.
Он называется «Синий йод». Для этого опыта у нас есть картофель, яблоко и йод. Йод – это вещество, которое поможет нам узнать, где содержится вот это вещество (показываю).Оно называется крахмал.
-Давайте рассмотрим крахмал и назовем его свойства. (ответы детей)
-Белое вещество, сыпучее, похоже на муку или на соль.
-Наша задача: Выяснить, где содержится крахмал, а где – нет.
Давайте, выдвинем свои версии. (Дети отвечают).Сейчас проверим это опытным путем.
-Ребята, что такое картофель (Ответы).
-Картофель – это овощ, растет в земле, является пищей для человека.
А это – йод. Что такое йод?
- Йод – лечебный препарат, им обрабатывают царапины и раны, чтобы они не загноились.
-Ребята, сейчас пипеткой каждый из вас капнет йод на разрезанные дольки картофеля и яблока. Смотрим, что происходит?
- Йод на картофеле стал темно – синим, а на яблоке не изменил свой цвет. Почему?
- Потому, что в картофеле содержится крахмал. А в яблоках крахмала нет, поэтому йод не изменил свой цвет. При присутствии в веществе крахмала, йод всегда становится синим.
Опыт №4. «Рисование на молоке».
- Наш следующий опыт называется «Рисование на молоке».
-Здесь мы сможем проследить действие средства для мытья посуды.
Для этого опыта мы возьмем обыкновенное молоко, пищевые красители разных цветов, ватные палочки и жидкость для мытья посуды.
- Что такое молоко (Ответы).
- Молоко – это продукт питания, полезный для организма человека, который человек получает от коров.
- Что такое пищевой краситель (Ответы).
- Это сухое вещество, бывает разного цвета, растворяется в воде. Его добавляют в пищу и напитки для изменения цвета.
-Сначала исследуем, как поведут себя молоко и пищевой краситель, если их соединить вместе.
Сели удобно за столами. Приготовились.
-Перед вами стоят тарелочки с молоком. Берем ложечки, очень аккуратно берем из чашечки пищевой краситель. И добавляем его в молоко. Что происходит? (Ответы).
-Молоко сначала незаметно, а затем явно двигается, закручивается, и от красителя появляются затейливые узоры, снежинки.
Продолжаем опыт. Взяли каждый ватную палочку, обмакиваем ее в средство для мытья посуды и опускаем в центр тарелочки.
Что мы видим?
Красители сбегаются, перемешиваются, и получаются необычные круги. Почему так происходит (Версии ответов детей).
Давайте сделаем вывод:
- Мыло разрывает жировые частички в молоке, и они начинают двигаться быстрее, поэтому цвета перемешиваются. Так работает средство для мытья посуды, когда мама моет посуду на кухне.
Заключительная часть (рефлексивный этап)
Вот мы и закончили наши опыты в химической лаборатории.
-Вам понравилось сегодня быть исследователями?
Давайте подведем итоги. –
Что мы узнали нового?
(Ответы).
-Скажите, какие опыты вам больше всего понравились
(Ответы).
-Ребята, химия для нас – большой и сильный друг,
И мы понять обязаны,
Что с ней навечно люди связаны.
И эту силу мы должны использовать с умом,
Чтоб нам не стало горестно потом.
-Химию вы будете изучать, когда станете школьниками.
-А сейчас мы снимем нашу рабочую одежду и станем в круг чтобы проговорить наши волшебные слова и вернуться в группу
(Все дети стали вкруг, взялись за руки и закрыли глаза.
СНОВА МЫ ГЛАЗА ЗАКРЫЛИ
И ПОДСМАТРИВАТЬ НЕ БУДЕМ
В СВОЮ ГРУППУ МЫ ВЕРНЕМСЯ
МИР ВОЛШЕБНЫЙ НЕ ЗАБУДЕМ
Вот мы снова в нашем зале. Я хочу сказать вам огромное спасибо и на память подарить вам сувениры. Досвидания!