Елена Геннадьевна Хоренко
Конспект занятия «Дюймовочка» по мотивам сказки Г. Х. Андерсена
▼ Скачать + Заказать документы
Тема занятия: «Дюймовочка». По мотивам сказки Г. Х. Андерсена.
Цель: создавать условия для дифференцирования звуков Ш-Ж в слогах и словах.
Задачи:
Образовательные:
- уточнить артикуляционный уклад звука Ш-Ж;
- образовывать существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами;
-согласовывать прилагательные с существительным, в соответствии с родом имен существительных
Развивающие:
- активизировать моторику артикуляционного аппарата;
- развивать общую и мелкую моторику;
- развивать фонематический слух.
Воспитательные:
Публикация «Конспект занятия „Дюймовочка“ по мотивам сказки Г, Х, Андерсена» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- «Дюймовочка», Андерсен Х.К.
- Темочки
- прививать навыки самоконтроля при выполнении упражнений, артикуляции звука;
- воспитывать доброжелательность, инициативность, желание помогать;
Материал и оборудование:
Артикуляционная гимнастика в картинках; массажные мячи, разрезные картинки «Жук»; зеркала, бумажные платки; мультимедийный проектор, ноутбук.
Возрастная группа: подготовительная
Организационный момент
[/b]
Дети входят в группу и встают в круг.
Дети включаются в занятие добровольно.
Ответы детей. Дети произносят звуки.
Л: Здравствуйте ребята, какие вы сегодня красивые у вас добрые и ласковые улыбки от которых мне очень тепло и радостно.
Давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и поздороваемся с нашими гостями. А теперь с хорошим настроением пройдем за столы.
Л: Ребята, я знаю, что вы любите сказки. Я приглашаю вас в очень интересную сказку Г. Х. Андерсена. Но путешествовать мы будем не одни с нами в сказку отправляются звуки. Вам надо прослушать чистоговорку и сказать какой звук слышится чаще других. «Наша Маша кушает кашу». «Жук жужжал, жужжал, жужжал. Вол лежал, лежал, лежал». Снами отправляются звуки [Ш-Ж].
Л: Глазки закрываем до пяти считаем «раз-два-три-четыре-пять», в сказку попадаем.
Эмоциональный настрой.
1слайд. Звучит волшебная музыка.
2. Основная часть занятия.
Дети дают характеристику звукам [Ш] - [Ж].
Дети выполняют
артикуляционную
гимнастику.
Дети собирают разрезную картинку жука.
Дети перечисляют: головка, туловище, спинка, крылья, усики, 6 лапок.
Дети повторяют слоги все вместе.
Ответы детей.
Дети выполняют
Физкультимутку
Дети выполняют пальчиковую гимнастику
Дети отвечают.
(Мышка, ласточка).
Дети выполняют задание
Л: Сказка начинается. В одной волшебной стране распустился необыкновенный цветок, на котором сидела маленькая девочка, которую назвали… (Дюймовочка). Что с ней приключилось? Её унесла жаба. Она согласна отпустить Дюймовочку, если мы научим её различать звуки [Ш-Ж]. Давайте позовем звук: «Ш-ш-ш». Губы округлились в форме бублика, язычок поднялся вверх в форме чашечки. «Я поняла», - сказала Жаба, - «Это согласный твёрдый звук! Он обозначается синим цветом». Теперь позовем звук : «Ж-ж-ж». Губы тоже округлились, а язычок стал похож на чашечку. «Я поняла!» - воскликнула Жаба, - «Этот звук тоже согласный, и тоже твёрдый! Обозначатся синим цветом!»
«Ой, эти звуки так похожи! Как же их отличить?» - сказала Жаба.
Л: - Ребята, давайте подскажем Жабе, как отличить эти звуки. Произнесем звук [Ш] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ш]? Звук [Ш] звонкий или глухой?
Л: - Давайте вместе произнесем звук [Ж] и положим ладошку на горло. Дрожит ли наше горлышко, когда мы произносим [Ж]? Звук [Ж] звонкий или глухой?
- Правильно! Теперь Жаба знает, что звук [Ж] - звонкий, поэтому он обозначается синим цветом с колокольчиком, а звук Ш- глухой, поэтому обозначается синим цветом без колокольчика.
Л: - Жаба отпустила девочку. Давайте поблагодарим ее и научим делать зарядку для язычка, чтобы она могла лучше ловить комаров.
• Рот пошире открываем
В бегемотиков играем. (Открываем рот как можно шире)
• Подражаем мы лягушкам:
Тянем губы прямо к ушкам. (Тянем губки, молодцы)
• Буду подражать слону!
Губы «хоботом» тяну. (Вытягиваем вперед губы трубочкой).
• Подражаем мы змее,
С ней мы будем наравне. (Узкий язык сильно выдвинуть вперед и убрать вглубь рта).
• Я веселая лошадка,
Темная как шоколадка. (Щелкаем языком громко)
• Надо верхнюю губу вареньицем намазать. И широким язычком облизнуть все сразу. (Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта).
• Я веселая лошадка,
Темная как шоколадка. (Щелкаем языком громко)
• Надо верхнюю губу вареньицем намазать. И широким язычком облизнуть все сразу. (Широким языком облизать верхнюю губу и убрать язык вглубь рта).
•
Дюймовочка отправилась дальше.
Л: - Ей навстречу летело какое-то насекомое и по дороге оно рассыпалось. Соберите его и мы узнаем кто это.
--Да, Дюймовочка встретила жука. Давайте назовем части тела жука.
-Послушаем, как разговаривают жуки, и повторим, сначала все вместе:
ша—ши—шо жи—жу—жа жи—ши—жи
ши—шу—ша жо—жа—жу ша—жа—ша
а теперь по одному:
жа—ши—жажи—шо—жуша—ши—жа
Л: -Майский жук пригласил Дюймовочку к столу. Давайте посмотрим, какая посуда. Я буду называть большую посуду, а вы—маленькую.
чашка—чашечка кружка—кружечка ковш—ковшичек
ложка—ложечка нож—ножичек дуршлаг—дуршлачок
-Все верно. Жук остался очень доволен. Приглашает нас размяться.
На лужайке, на ромашке
Жук летал в цветной рубашке
Жу-жу-жу, жу-жу-жу,
Я с ромашками дружу.
Тихо по ветру качаюсь,
Низко-низко наклоняюсь.
Я нашла себе жука
На большой ромашке
Не хочу держать в руках-
Пусть лежит в кармашке.
Л: - Дюймовочка нарисовала в подарок майскому жуку рисунки, но прошел дождь и смыл часть этих рисунков. Догадайтесь, что она нарисовала? Какой шипящий звук в слове? Определите место звука в слове.
Л: - Дюймовочке пора отправляться дальше. А наши пальчики выполнят гимнастику.
Катится колючий ёжик, нет ни головы, ни ножек.
По ладошке бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит. (катаем шарик слегка сжимая ладонями прямыми движениями между ладонями).
Мне по пальчикам бежит и пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда-сюда, мне щекотно, да, да, да.
(движения по пальцам)
Уходи колючий ёж в тёмный лес, где ты живёшь!
(кладём в ладонь шарик и берём подушечками пальцев)
Л: -Пока наши пальчики тренировались, Дюймовочка кого-то встретила. Кого она встретила вы узнаете, отгадав загадки:
Пшенная каша—в ложке,
Ложка—в широкой плошке,
На плошке железная крышка
На крышке—голодная…
Угадайте, что за птичка:
Беленькая с живота,
Темненькая невеличка,
Хвост раздвинут в два конца.
Л:- Мышка и ласточка, играли в игру четвертый лишний, совсем запутались и поспорили, не могут определить какая картинка лишняя. Давайте поможем им, исключить лишний предмет.
2 слайд.
Показ картинок с артикуляционной гимнастикой
Работа в парах.
3 слайд.
Дидактическая игра «Назови ласково».
Показ картинок: шуба, желудь, чашка, шапка, ежик, жук.
Пальчиковая гимнастика с использованием (массажных мячей)
4, 5, 6, 7 слайд. Дидактическая игра «4-ый лишни».
3. Заключительная часть занятия:
Деятельность детей Деятельность педагога Примечание
Дети участвуют в обсуждении и подведение итога занятия.
Обсуждение. Подведение итога.
Л: - Вот и подошло к концу наше путешествие по сказке. Скажите, кого встретила сегодня Дюймовочка.
-В каких из этих слов есть звук Ш.
- А в каких словах есть звук Ж? Определите место звука в слове. А в слове ласточка встречается звук Ш или Ж?
Л: -Ласточке пора улетать в жаркие страны. Дюймовочка забирается ей на спину, и они улетают. Нам тоже пора. Возвращаемся из волшебной страны с помощью волшебной палочки: «Раз—два—три». Глазки закрываем. Домой мы попадаем.
Л: - Ребята дома с мамами выполните домашнее задание по карточке. Назвать предметы, в названиях которых есть шипящие звуки Ш-Ж и определить место звука в слове.
Рефлексия.
9 слайд. Волшебная музыка.
Детям раздаются карточки с домашним заданием.