Дружкова Олеся
Формирование информационно-коммуникационной компетентности как основной педагогической компетентности
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект выступления на педагогическом совете
Название : «Формирование информационно-коммуникационной
компетентности, как основной педагогической компетентности
профессионального стандарта педагога ДОУ, обеспечивающей высокое
качество образования»
«Профессиональный стандарт педагога»
Цель: актуализация развития профессиональной компетентности педагога ДОУ
- сформировать компетенции в вопросе педагогического стандарта педагога.
- стимулировать развитие инициативы, творчества.
Публикация «Формирование информационно-коммуникационной компетентности как основной педагогической компетентности» размещена в разделах
- воспитать интерес к педагогическому поиску, познанию себя.
- развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку
Уважаемые коллеги, сегодня мы с Вами рассмотрим профессиональный стандарт педагога, а
значит и вопрос о профессиональной компетентности педагога дошкольного учреждения.
Педсовет хочется начать с высказывания Антона Семёновича Макаренко «Мастерство – это то, чего можно добиться. И как могут быть известны мастер - токарь, прекрасный мастер - врач, так должен и может быть прекрасным мастером педагог». Современная практика образования характеризуется активным включением педагогов в инновационную деятельность, процесс внедрения новых программ и технологий, методов и приемов
взаимодействия с детьми. В таких условиях особое значение придается состоянию профессиональной деятельности, уровню компетентности педагогов, повышению их квалификации, стремлению к самообразованию, самосовершенствованию. Решающим фактором развития ребенка становится личность педагога. Профессия воспитателя ДОУ постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высочайшим уровнем мобильности. Она становится все более сложной, что связано с появлением новых профессиональных задач, поведенческих взглядов, с необходимостью
освоения новых функций, востребованных современным обществом.
За последние годы система образования претерпела серьезные глубокие преобразования. Был
принят Закон «Об образовании в РФ», по которому дошкольное образование стало первой ступенью
системы образования, приняты новые образовательные стандарты.
С 1 января 2017 года на территории России введен профстандарт педагога. Он касается всех
типов образовательных учреждений. Документ принят вместо малоэффективных квалификационных
справочников и должностных инструкций. Профстандарт, утвержденный приказом Минтруда и
социальной защиты РФ от 18 октября 2013 года N 544н, стал следствием изменений Трудового
кодекса, которые в ст. 195 ч. 1 закрепили понятия «профессиональный стандарт» и «квалификация».
Что же он нам принесет, этот стандарт? Что нам от него ждать?
Профессиональный стандарт педагога – документ, включающий перечень профессиональных и
личностных требований к учителю, воспитателю, действующий на всей территории Российской
Цель профессионального стандарта педагога — повышение качества педагогической работы, и
в целом - повышение качества образования.
- основные требования к квалификации педагога, которая влияет на результаты обучения,
- стандарт может дополняться региональными требованиями;
- он может быть дополнен внутренним стандартом образовательного учреждения; - документ является уровневым, учитывающим специфику работы педагогов дошкольного
учреждения и школы, т. е. есть стандарт воспитателя ДОУ, стандарт учителя начальной школы и т. д.
- стандарт отражает структуру профессиональной деятельности педагога;
- стандарт выдвигает требования и к личностным качествам педагога.
Профессиональный стандарт призван повысить мотивацию всех педагогических работников к
труду и качеству образования.
Данный документ будет применяться руководителями при формировании кадровой политики и
в управлении персоналом, при организации обучения и аттестации работников, заключении
трудовых договоров, разработке должностных инструкций и установлении систем оплаты труда.
Структура профстандарта воспитателя
Профессиональный стандарт воспитателя имеет шаблонную структуру, установленную для
всех профстандартов, занесенных в реестр Министерства Труда Российской Федерации.
Выглядит структура профессионального стандарта воспитателя дошкольного учреждения
следующим образом:
1
Общее описание;
2
Таблица, которая содержит описание всех функций, входящий в профстандарт –
функциональная карта;
3
Более детальная характеристика функций, прописанных во втором пункте;
4
Сведения об организациях, которые занимались созданием данного документа.
Функциональная карта
В функциональной карте обозначены три категории трудовых функций, отличающиеся упором
на воспитательную, развивающую и образовательную деятельность.
В третьем разделе всем трудовым функциям дается более подробная характеристика.
Уровень квалификации воспитателя
К работе воспитателем допускаются лица, имеющие пятый или шестой уровень квалификации.
Для получения данных уровней квалификации выдвигаются следующие требования:
• Пятый уровень квалификации предполагает наличие среднего профессионального
образования по соответствующей специальности или же начальное профессиональное образование
по программе, предусмотренной в профстандарте с дополнительной переподготовкой;
• Шестой уровень квалификации обязывает работника иметь высшее образование как минимум
по программе бакалавриата или же среднее специальное образование.
Почти во всех случаях педагог-воспитатель должен иметь шестой уровень квалификации,
чтобы устроиться на работу.
То есть, профессиональный стандарт педагога дошкольного образования – это, по сути,
перечень критериев, позволяющих определить, кто может работать педагогом ДОУ, а кто –
Анкеты, которые вы заполнили – это и есть трудовые функции педагога ДОУ.
Подсчитав баллы в конце, вы можете увидеть – насколько вы владеете профессиональными
компетенциями современного педагога и соответствуете профстандарту.
Вопрос: Что нового вы увидели в содержании профессионального стандарта педагога?
Обучение. Все знакомо. Новое – обучение детей с ОВЗ.
Воспитание. В разделе воспитание все положения нам знакомы, если говорить в общем, мы все
это и делали.
Развитие. В этом разделе трудность представляет – составление программы индивидуального
развития, взаимодействие со специалистами в рамках психолого-педагогического консилиума,
чтение документации специалистов: психологов, дефектологов, логопедов, владение инклюзивными
технологиями.
Неудивительно, что профстандарт воспитателя считается обязательным, ведь к обучению детей
дошкольного возраста можно допускать только настоящих профессионалов, чей кругозор не
ограничен базовыми педагогическими умениями.
Вывод: Современный воспитатель – это, прежде всего грамотный и эрудированный
специалист, /как вы сегодня себя показали /, который прекрасно разбирается в многообразии
программ и технологий.
Также современный педагог должен быть хорошим психологом, способным вникнуть в
сложную систему взаимоотношений детей и их родителей. И хороший педагог – это ещё и чуткий
педагог, умеющий работать в коллективе и вовремя откликнуться на просьбу коллег. Также профессионал своего дела должен постоянно заниматься самообразованием, искать
новые пути и методы работы с детьми и при этом стараться использовать лучший педагогический
опыт.
И если всё это у нас будет, и мы будем соответствовать всем вышеперечисленным требованиям,
то мы достойны звания современного профессионального педагога. И сможем гордиться этим.
Ведь Воспитатель – это человек, профессионально принимающий на себя ответственность за
развитие другого человека. И если мы к детям будем относиться с добром, без равнодушия к ним, то
они вырастут такими же добрыми и чуткими, способными сострадать и помочь ближнему.