Анастасия Кондратьева
Конспект внеклассного занятия во 2 классе «Покорители неба»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект внеклассного занятия во 2 классе по теме
«Покорители неба»
Тема: Покорители неба
Цель: знакомство обучающихся с историей воздушного транспорта.
Задачи:
1. Образовательные: расширять знания детей об особенностях строения и принципах работы воздушного транспорта.
2. Развивающие: развивать гибкость мышления, познавательную мотивацию, умение сотрудничать при работе в парах;
3. Воспитательные: воспитывать чувство товарищества, культуру общения.
Средства обучения:
Публикация «Конспект внеклассного занятия во 2 классе „Покорители неба“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классный час и внеклассные мероприятия во 2 классе
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2018
Презентация, видеоролик «Икар и Дедал», картинка с изображением самолёта, на парту (для работы в паре) мозаика с изображением воздушного шара из 4-х фрагментов, один воздушный шар, для каждого ученика – полоска бумаги.
Предварительная работа: подготовка сообщений 5-ю обучающимися.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте ребята! Улыбнитесь мне. Улыбнитесь друг другу. Пусть у всех сегодня будет хорошее настроение. Садитесь, пожалуйста. Мы начинаем урок окружающего мира.
2. Актуализация знаний.
- Посмотрите на слайд. Что вы видите? (небо)
- Ребята, а что можно увидеть в небе? (насекомых, птиц, самолёты, вертолёты)
- Человек всегда сильно хотел научиться летать, чтобы, как птица, перелетать широкие горы и реки. В своих мечтах люди придумывали сказочных героев и наделяли их этим умением. Какие герои сказок умеют летать?
Отгадайте сказочных героев, которые были наделены этим умением:
Все девчонки и мальчишки
Полюбить его успели.
Он - герой веселой книжки,
За спиной его – пропеллер (Карлсон).
В дремучем лесу затерялась избушка.
В избушке живет непростая старушка -
Берет помело, да в ступу садится,
И тут же над лесом взлетает, как птица! (Баба Яга)
Ветер сильный, ураган
превратил вокруг всё в хлам.
Домик он унёс с собой
к ведьме страшной, очень злой.
Двое в домике летели –
пёс. (ТОТОШКА) вместе с. (ЭЛЛИ)
3. Постановка темы урока.
- Кто уже догадался, о чем мы с вами на уроке будем говорить? (О том, как человек начал летать)
- Урок наш будет необычным. Мы с вами отправимся в путешествие. И не в простое путешествие, а в путешествие во времени. И поможет нам один волшебный предмет. А что это за предмет, вы узнаете, отгадав загадку.
Быстро в небе проплывает,
Обгоняя птиц поет, человек им управляет,
Что такое… (самолет)
- Да, это самолёт. (На доску крепится картинка)
- Кто из вас летал на самолёте? (ответы детей)
- Ребята, а как вы думаете, всегда ли человек летал на самолёте, как сейчас?
- А кто знает, на чем он летал раньше?
- Сегодня, с помощью нашего волшебного самолёта мы отправимся в путешествие во времени и узнаем, как же человек покорил небо.
В путь готовы?
Да!
В путь отправимся тогда.
Сядем мы на самолет
И отправимся в полет.
Вот мотор у самолета набирает обороты.
Быстро лопости крути,
Самолет быстрей лети.
4. Работа по теме урока.
- Вот мы и прилетели в далекое прошлое. Мы с вами попали в то время, когда еще не было никакого воздушного транспорта. Существует такая легенда о мастере Дедале и его сыне Икаре. Мы с вами сейчас посмотрим мультфильм.
(видеоролик)
Это, конечно, легенда, но и в реальной жизни люди пытались сооружать крылья из разных материалов: соломы, дерева, ткани, но летать как птицы они не могли. Прошло много времени прежде чем люди смогли подняться в небо. Сначала они полетели… а на чем, вы узнаете, если сложите из кусочков целую картинку (работа в парах, складывание мозаики из 4-х фрагментов «Воздушный шар»)
Что у вас получилось? (Воздушный шар)
Правильно, воздушный шар. Его наполняли дымом от костра, газом, который легче окружающего воздуха, и он мог летать. Сообщение одного ученика о воздушном шаре.
Воздушный шар
Много лет назад во Франции жили два брата - Жозеф и Этьен Монгольфье. Были они любознательны и умны. Наблюдая, как поднимается дым из трубы братья не раз задавали вопрос: ”От чего это происходит?”
“Наверное, оттого, - решили они, что горящий воздух легче холодного - вот он и тянет вверх”. Тогда братья склеили из бумаги огромный шар и наполнили его дымом. Шар тотчас же рванулся в небо и стал быстро набирать высоту.
Братья Монгольфье стали экспериментировать с воздушными шарами. И однажды к шару они привязали корзину. В корзине сидели первые воздухоплаватели - баран, петух и утка.
Прошло несколько месяцев, и на борт воздушного шара поднялся человек. Звали его Пилатр. Порыв ветра погнал шар на дерево. Ещё минута – и сучья его порвут. Тогда – конец. Но Пилатр не растерялся. Он схватит пучок соломы и просил его в жаровню, которая была установлена на борту. Горячий воздух помог шару взмыть в воздух.
“Ну как!” - спросили Пилатра, когда шар опустился на землю. “О, прекрасно! – воскликнул смелый воздухоплаватель. – Об этом можно только мечтать!”
- Со временем его форма изменялась, появился дирижабль. Сообщение второго ученика о дирижабле.
Дирижабль
Первый полёт на воздушном шаре был совершен. С тех пор люди много раз поднимались на воздушных шарах. Надували их уже не дымом, а лёгким газом, легче воздуха.
Позже вместо оболочки шара предложили использовать металлический баллон, наполненный газом. К изобретению добавили двигатель.
«Отцом» дирижабля считается Жан-Батист Мёнье — французский математик и военный. Он создал проект летательного аппарата, который поднимался бы в воздух при помощи трех воздушных винтов. Это изобретение стало называться дирижабль.
- Чтобы почувствовать себя в полете как птица с крыльями люди придумали планер. Сообщение 3 ученика.
Планер
Для того, чтобы взлететь в воздух, человек стал придумывать другие приспособления для полета.
Первым, кто совершил полет на приспособлении, управляемом при помощи ног, был немецкий инженер Лилиенталь. Его приспособления напоминало птицу, одетую в штаны и куртку, а крылья у нее возвышались одно над другим и напоминали парус. Этот аппарат был похож на воздушного змея. Крылатый змей называется планером. А пролетел первый планер почти 100 метров.
Лилиенталь был первым, кто научился летать на устройстве с неподвижными крыльями. Так появились планеры - аппараты, которые не имеют мотора. Летают они, улавливая потоки теплого воздуха, и парят, как птицы.
- Но у воздушного шара, дирижабля и планера был один недостаток: они летели туда, куда подует ветер. А человек хотел сам выбирать куда ему лететь. И поэтому инженеры создали… Как вы думаете, что? (самолёт).
5. Физминутка.
А теперь мы немножко отдохнём. Встаньте у своих мест.
Руки ставим мы вразлет: (Руки в стороны.)
Появился самолет. (Полетели как самолеты.)
Мах крылом туда-сюда, (Наклоны влево-вправо.)
Делай «раз» и делай «два». (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Хлопаем в ладоши.)
Руки в стороны держите, (Руки в стороны.)
Друг на друга посмотрите. (Повороты влево-вправо.)
Раз и два, раз и два! (Прыжки на месте.)
Опустили руки вниз, (Опустили руки.)
И на место все садись! (Сели на места.)
И так, продолжим наш урок.
- А что помогает самолёту лететь? (Ему помогает летчик, двигатель).
- Правильно, у самолета есть реактивный двигатель. Хотите узнать как он работает?
- Сейчас мы проведем опыт. Мне понадобится один помощник и воздушный шарик. (Один ученик выходит к доске, надувает шарик).
- Что внутри шарика? (Воздух).
- А теперь отпусти шарик. Что случилось? (Шарик полетел вперед) Когда разжали пальцы, воздух устремился наружу и толкнул шарик вперед. Также происходит и с двигателем самолета. Газ с огромной силой вырывается через узкое отверстие. Газ летит в одну сторону, а самолет в противоположную.
- Самолету держаться в небе помогают крылья, которые опираются на воздушные потоки. Чтобы это представить, возьмите листок бумаги, поднесите ко рту и сильно подуйте. Что вы видите? (листок начал подниматься). Вот также воздушные потоки поднимают крылья самолета.
Сообщение 4 ученика о самолёте.
Самолёт
В России первым в воздух поднялся Александр Фёдорович Можайский. Сначала самолёты были открытыми: летчик сидел прямо на крыле или в кресле. Затем корпус из самолёта стал закрытым, но деревянный, а позднее и металлическим. Изготовляют самолёт из сплавов алюминия, чтобы машина была лёгкой. У нас в стране есть несколько конструкторских бюро где разрабатываются самолёты. Марки российских самолётов: “Ил” в честь конструктора Ильюшина, “Ту” в честь Туполева, “Як” в честь Яковлева, “Ан” в честь Антонова.
- Человек, создавая воздушный транспорт, форму подсматривал у природы.
- Как вы думаете, самолёт – это полезное изобретение? Почему? (ответы детей).
- Действительно, самолёт для человека – это очень полезное изобретение. Спасибо ученым и конструкторам, которые его создали. Самолет изобрели не так уж давно. Но с тех пор строят все новые и новые модели.
- Самый главный на самолете – пилот, он управляет самолетом. Пилот должен многое знать: как устроен самолет, как работают двигатели, как бороться с непогодой. На самолете работает штурман. Он проверяет по особым приборам, в каком направлении летит самолет. На самолете есть бортинженер, он следит за работой моторов. По звуку инженер может узнать, хорошо или плохо работает мотор. Пассажиров встречает бортпроводница. Она покажет пассажирам их места, принесет газету, напитки, еду.
- Ребята, отгадайте, с помощью чего ещё человек может подняться в небо?
Это что за вентилятор
Над землёй завис, ребята?
И ревёт, и тарахтит,
Хоть без крыльев, но летит? (Вертолёт).
- Правильно! Сообщение 5 ученика.
Вертолёт
У вертолета крыльев нет, а пропеллер расположен сверху. Очень удобная машина. Она быстро мчится. Ей не надо аэродрома. Была бы только крошечная площадка. Вертолет на нее без труда сядет и так же легко с нее взлетит.
Повадки у вертолета, как у стрекозы. Летит, летит – остановится в воздухе, «повиснет», точно стрекоза. Повисит, а потом опять в путь. Ни один самолет так не может сделать.
- Мало показалось человеку неба. Решил он посмотреть, а что есть там, выше. С этого решения и началась эра покорения космоса. С глубокой древности человека привлекало и манило к себе звёздное небо. Мечта о создании летательных аппаратов и полётах в космос есть в мифах и легендах почти всех народов Земли. Но осуществить мечту смогли лишь недавно. Юрий Алексеевич Гагарин (1934 – 1968) впервые поднялся в космос на корабле “Восток-1”. Он совершил лишь один виток вокруг Земли. Это было начало полётов в космос, начало полётов на Луну, к Марсу и Венере.
6. Домашнее задание.
- Как вы думаете, на чем в будущем будут летать люди? Дома вам нужно будет нарисовать рисунки транспорта будущего и мы поместим их в мини-музей.
7. Подведение итогов.
Вот и закончилось наше путешествие. Возвращаемся назад. Понравилось ли вам наше путешествие? Что нового вы узнали? У каждого на парте лежат 2 смайлика – грустный и весёлый. Если вам сегодня на уроке все понравилось, возьмите весёлый смайлик. Если что-то вызвало затруднения – грустный. Прикрепите каждый свой смайлик к нашему самолёту, который находится на доске. Спасибо за работу.