Салова Надежда
Конспект викторины по теме «Зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщение и систематизация знаний детей о зиме.
Задачи:
- расширять и систематизировать знания детей о зиме (как о времени года, о зимних явлениях и забавах, расширять и уточнять представления детей о птицах, о диких животных;
- формировать связную речь, учить связно и развернуто отвечать на поставленные вопросы, активизировать словарный запас;
- развивать внимание, мышление и воображение;
- развивать умение ориентироваться на листе бумаги;
- формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, взаимопомощи, доброжелательности, инициативности и ответственности.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект викторины по теме „Зима“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Зима
- Зима. Викторины, интеллектуальные игры
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сценарии зимних календарных праздников
- Сценарии зимних развлечений
- Темочки
-Беседы: «О зиме», «Жизнь животных зимой», «Зимующие птицы», «Зимние забавы».
-Чтение художественной литературы: разучивание стихотворений, загадок, пословиц и поговорок о зиме.
-Наблюдение на прогулке за сезонными изменениями в природе, за птицами.
-Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением зимних явлений, зимних забав.
Оборудование и материалы:
Карточки с названием команд, снежинки с заданиями, снежинки – очки, картинки-отгадки, Карточки и картинки для проведения игр, листы бумаги в крупную клетку, маркеры, геометрические фигуры (для составления снеговика, коробка с конфетами
Ход викторины:
Дети заходят в группу.
Воспитатель встречает детей словами:
Звонкая погода. Снега кутерьма.
Это время года
Мы зовём….
Кто-то бросил нам в оконце,
Посмотрите, письмецо,
Может, это лучик солнца,
Что щекочет мне лицо?
Может, это воробьишко,
Пролетая обронил?
Может, кто письмо, как мышку,
На окошко заманил?
Воспитатель берет с подоконника снежинку, -Какая большая снежинка залетела к нам в окно. Да, она непростая - волшебная. Здесь письмо от Зимушки- зимы. Слышала она, что вы любознательные и находчивые. И вот она вам передала задания, проверить, знаем ли вы природу своего родного края, и нравится ли нам зимушка - зима. Снежиночка - пушиночка принесла вам задания интересные, конкурсы необыкновенные, а вы покажите свою удаль, да находчивость.
Сейчас мы разобьемся на 2 команды, каждая команда выберет себе капитана, и выберет название.
Главное правило наших соревнований быть выдержанными и терпеливыми: на каждый вопрос отвечать по - одному, подняв перед этим руку, остальные должны хранить молчание, не выкрикивать с места и не подсказывать. Итак, мы начинаем викторину. Зимушка- зима приготовила вам несколько забавных заданий, решая их, вы будете получать снежинки. Чья команда наберёт их больше, та и окажется победителем.
Воспитатель спрашивает детей, согласны ли они с правилами?. Капитаны объявляют названия команд. Выбрали жюри, с правилами ознакомились, начинаем игру!
1 снежинка с заданием.
«Ребус»
Воспитатель предлагает каждой команде по ребусу, где зашифровано слово «зима» и «мороз». Какая команда первая отгадает, та и выиграла.
Дети разгадывают ребусы.
2 снежинка с заданием.
«Конкурс загадок»
Воспитатель загадывает загадки, каждой команде. После того, когда загадку отгадали, выставляется на доску картинка-отгадка.
Невидимкой, осторожно
Он является ко мне,
И рисует, как художник
Он узоры на окне.
(Мороз)
В белом бархате деревья-
И заборы и деревья,
А как ветер нападёт,
Этот бархат опадёт.
(Иней)
Бел, да не сахар
Ног нет, а идёт.
На всех садится,
Никого не боится.
(Снег)
Что за звёздочка такая
На жакете, на платке,
Вся сквозная, вырезная,
А сожмёшь — вода в руке?
(Снежинка)
Растёт она вниз головою,
Не летом растёт, а зимою.
Но солнце её припечёт —
Заплачет она и умрёт.
(Сосулька)
Ему не холодно в мороз,
У него морковка-нос,
А когда весна настанет,
Он, растаяв, лужей станет.
(Снеговик)
3. снежинка с заданием.
«Мой вопрос – ваш ответ»
Зимушка – зима хочет знать, знаете ли вы зимние месяцы.
1. Как называется второй месяц зимы? (январь)
2. Как называется первый зимний месяц? (декабрь)
3. Какой месяц следует за январём? (февраль)
4. Какой месяц был перед февралём? (январь)
5. Какой месяц в старину называли «хмурень» и за что?
6. Какой месяц в старину называли «снеговеем» и за что?
4 снежинка с заданием.
«Назови как можно больше»
Зима – чудесное время года. Дети не хотят уходить с прогулки домой, потому что на улице интересно, весело.
Одна команда называет, что можно делать на улице зимой, а другая, что нельзя
(дети отвечают по очереди, выигрывает та команда, кто назовёт больше.
Физкультминутка «Лепим мы снеговика»
Лепим мы снеговика
(имитация лепки снежков)
Из пушистого снежка.
Вот скатали первый ком,
(наклонившись «катают ком снега»)
Вот такой большущий он.
(разводят руками сверху через стороны вниз)
Ком второй чуть-чуть поменьше,
(то же, но чуть-чуть поменьше разводя руки)
Третий-это голова.
(чертят в воздухе круг)
Шляпа будет из ведра.
(над головой ставят ладони, как крышу)
Нос – морковка, а глаза –
(показывают пальцем нос, глаза)
Два весёлых уголька.
Всё, готов наш снеговик,
У него довольный вид.
Рот смеётся до ушей,
(показывают пальцем рот)
Веселит он всех детей.
(улыбаются)
Снеговик вдруг оживает
И ребяток догоняет.
Воспитатель предлагает сделать снеговика, но не из снега, а из геометрических фигур. Использовать можно только 10 фигур. Затем каждая команда считает и называет геометрические фигуры, из которых состоит снеговик. Чья команда справилась быстро и верно, та и победила.
Для капитанов команд.
«Переговори соперника»
Капитаны команд становятся в круг, в центре ведущий (воспитатель) с мячом, ходит по кругу, набивая мяч: зима какая?; снег какой?; лёд какой?; ветер какой?.
Затем останавливается на любом понятии и кидает мяч одному из капитанов команд. Капитан команды должен быстро назвать нужное прилагательное. Выигрывает та команда, чей капитан ответит последним.
6 снежинка с заданием.
«Четвёртый лишний»
Зимушка – зима передала конверт.
Воспитатель раздает на каждую команду по 2 карточки, на которых по 4 картинки с изображением животных, среди которых одно животное лишнее. Дети определяют, какое животное лишнее и объясняют почему.
7 снежинка с заданием.
«Точка, точка, запятая….»и
На доску воспитатель вешает 2 листа в крупную клеточку. На каждом листе стоит точка, по сигналу, каждый ребёнок делает один штрих на листе и передаёт другому участнику команды, по сигналу команды показывают и рассказывают, какое животное им удалось нарисовать.
8 снежинка с заданием.
«Супер ушко»
Каждой команде воспитатель называет по 4 названия птиц, дети называют лишнюю и объясняют почему.
На слух нужно определить лишнее слово.
СОРОКА ВОРОБЕЙ ВОРОНА АИСТ
СКВОРЕЦ ГОЛУБЬ ГРАЧ ЛАСТОЧКА
ЦАПЛЯ СНЕГИРЬ ЛЕБЕДЬ ЖУРАВЛЬ
КЛЁСТ СВИРИСТЕЛЬ КУКУШКА ДЯТЕЛ
Воспитатель предлагает вспомнить о чем говорили, что делали, а жюри подводит итоги и объявляет победителей.
Подведение результатов викторины и объявление победителя.
В конце воспитатель предлагает положить все заработанные снежинки в коробочку, закрыть её и произнести волшебные слова.
Воспитатель произносит слова:
Тройка, тройка прилетела.
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица-
Белоока, белолица,
Над коробочкой летала,
Что-то тихо прощептала,
И снежинки превратились
В угощенья для ребят.
Воспитатель раздает конфеты детям.