Аносова Мария Михайловна
Конспект викторины для детей старшего дошкольного возраста «Как Незнайка природу изучал»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект викторины
для детей старшего дошкольного возраста
по теме: «Как Незнайка природу изучал»
Цели: создание благоприятных условий для выявления уровня усвоения знаний по экологии.
Задачи:
- расширить знания детей о сезонных изменениях в природе;
- учить детей подбирать ассоциации;
- тренировать умение рисовать двумя руками одновременно;
- учить детей определять звук в слове;
Публикация «Конспект викторины для детей старшего дошкольного возраста „Как Незнайка природу изучал“» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший сценарий праздника» октябрь 2024
- тренировать умение работать с бельевыми прищепками;
- закрепить знания дошкольников о поведении на природе;
- познакомить детей с родственными домашними и дикими животными;
- тренировать навыки работы с ножницами;
- развивать память, внимание, мышление, воображение;
- развивать самостоятельность и инициативу;
- развивать мелкую и крупную моторику;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Необходимое оборудование: костюм Незнайки, канат, колокольчик, листы бумаги, карандаши, карточки с буквами «П» и «М», прищепки, зелёный плотный картон «лесная полянка» с отверстиями для шнуровки, на которых к полянке привязаны карточки с мусором (карточки тоже с отверстиями, они заламинированы, пробковая доска к которой силовыми кнопками присоединены изображения в рассыпную (кабан, свинья, волк, собака, хомяк, мышь, кошка, тигр, кролик, заяц, лошадь, зебра, курица, глухарь, резинки, массажные мячики, ножницы, прил. 1 на каждого ребёнка, координационная лестница.
Предварительная работа: репетиция роли Незнайки с одним из воспитанников.
Ход викторины
(Воспитатель привлекает внимание детей при помощи колокольчика).
Воспитатель:
Колокольчик мой, звени,
Всех ребят скорей зови.
Друзья, я приглашаю вас вместе поиграть и узнать что-то новое. Но для начала предлагаю вам поприветствовать друг друга.
Игра «Давайте поздороваемся».
(Дети по сигналу хаотично двигаются по комнате и здороваются со всеми, кто встречается на их пути, здороваются определённым образом).
Воспитатель: Передвигаемся по комнате и слушаем мою инструкцию.
Один хлопок - здороваемся за руку.
Два хлопка - здороваемся плечиками.
Три хлопка - здороваемся спинками.
(Дети играют в игру. В конце игры педагог обращает внимание детей на канат).
Воспитатель: Ой, ребята, а откуда у нас в группе взялся канат?
Дети: Мы не знаем.
Воспитатель: Наверное, это дорожка, которая приведёт нас к чему-то интересному. Давайте попробуем по ней пройти!
(Дети проходят по канату за воспитателем приставным боковым шагом, в конце каната в спальне находят Незнайку).
Воспитатель: Ребята, это же Незнайка!
Незнайка: Привет, ребята! Вы нашли меня, молодцы. Это значит, что хорошую я вам подсказку оставил! Я пришёл к вам в детский сад, потому что в цветочном городе все говорят, что я ничего не знаю о природе. Совсем стыдно мне стало. Может, кто-нибудь из вас поможет мне, расскажет что-то об экологии?
Дети: Да, мы поможем!
Воспитатель: Друзья, вы очень добрые и отзывчивые!
Этап 1.
Воспитатель: Ребята, предлагаю устроить викторину по экологии! Это поможет нам многое рассказать Незнайке о природе и заботе о ней.
(Педагог раздаёт детям листочки и карандаши).
Воспитатель: Друзья, Незнайка рассказал мне по секрету, что он не знает, какие бывают времена года. Давайте их назовём!
Дети: Есть четыре времени года: зима, весна, лето и осень.
Воспитатель: Абсолютно верно. Скажите, пожалуйста, какие признаки времён года вы знаете?
Дети: Зимой идёт снег, морозно, ветрено. Весной пригревает солнце, тает снег и появляется свежая листва и трава. Летом жарко, солнце ярко светит, цветут цветы. А осенью цветы вянут, а листья на деревьях становятся цветными.
Воспитатель: Отлично! Ребята, а давайте нарисуем символы всех времён года, чтобы незнайка не забыл о том, что мы сейчас сказали. Будем делать это необычным способом, рисовать одновременно двумя руками одинаковые картинки. Но сначала подготовим пальчики и ручки к работе.
Пальчиковая игра «Массаж карандашом».
(Дети катают карандаш между пальцев и ладоней).
Карандашик мы катаем,
Им ладошки разминаем.
И про пальцы не забудем,
Разминать их тоже будем.
(Дети проделывают гимнастику по два раза).
Нужно нарисовать то, что у вас ассоциируется с зимой. Это может быть снежинка или сосулька. Какие ассоциации у вас? (Дети рассказывают и рисуют).
Теперь рисуйте одновременно двумя руками то, что у вас ассоциируется с весной.
А теперь рисуем то, что напоминает лето.
А что вы представляете, когда говорите об осени.
(Дети выполняют задание).
Воспитатель: Отлично, друзья, вы справились с этим заданием.
Этап 2.
Воспитатель: Теперь хотелось бы рассказать Незнайке о природных явлениях, которые происходят в разные времена года. Сейчас я буду называть явление, а вы внимательно слушать его название. Если в названии есть звук «Д», вам нужно прикрепить прищепку на карточку с буквой «Д». Если вы слышите в названии звук «М», крепите прищепку на карточку с «М». Не забудьте напомнить Незнайке, когда чаще всего случается такое явление.
«Д»
Листопад – осень.
Снегопад – зима.
Ледоход – весна.
Половодье – весна.
Дождь – осень, лето, весна.
Радуга – весна, лето.
«М»
Молния – весна, лето.
Метель – зима.
Туман – лето.
(Педагог называет слова вразнобой).
Воспитатель: Прекрасно, ребята, ошибок нет, все прищепки на своих местах.
Этап 3.
Воспитатель: Конечно, ребята, Незнайка должен знать, как нужно вести себя на природе. Сейчас мы поможем ему вспомнить некоторые правила. Если ваш ответ на мой вопрос «да», хлопайте в ладоши. Если ответ «нет» - топайте ножками.
Игра «Как вести себя в лесу»
В лесу на машине будешь кататься? Нет
Музыку слушать и громко смеяться? Нет
А можно с друзьями в лесу пообедать? Да
Из дома еду там приятно отведать!
Пакеты, коробки, и мусор другой
Оставишь в лесу? Нет
Заберёшь всё с собой? Да
Букет цветов огромный нарвёшь? Нет
Зверюшку лесную домой заберёшь? Нет
С корнями грибы будешь ты вырывать? Нет
Взрослый ножом их должен срезать? Да
Если костёр был разожжен,
Его ты оставишь, пусть горит он? Нет
Лес для животных и птиц - это их дом? Да
А люди в нём гости, помни о том!
Воспитатель: Молодцы, все ответы верны! Ребята, посмотрите, кажется, на эту лесную поляну приходили люди и оставили на ней мусор. Безусловно, это очень вредит природе. Покажем Незнайке хороший пример, уберёмся на ней. Итак, вам нужно от шнуровать весь мусор на поляне.
(Дети выполняют задание).
Этап 4.
Координационная лестница.
Воспитатель: Ребята, мы уже давно помогаем Незнайке. Предлагаю немного отдохнуть и размяться. Мы будем делать это любимым способом Незнайки. Вам нужно прыгать на вот такой волшебной лестнице так, как это показывает наш гость. Главное правило - не наступать на перекладины.
(Незнайка показывает способ передвижения по лестнице. Дети повторяют образец под музыку по два раза).
Этап 5.
Воспитатель: А теперь давайте сами поразмышляем и познакомим Незнайку с разными домашними и дикими животными, которые являются друг другу родственными. Вам необходимо найти животных, которые немного похожи друг на друга и соединить их кнопки при помощи резинки.
1. Свинья и кабан.
2. Собака и волк.
3. Хомяк и мышь.
4. Кошка и тигр.
5. Кролик и заяц.
6. Лошадь и зебра.
7. Курица и глухарь.
Воспитатель: Вы хорошо справились, соединили всех родственных животных.
Этап 6.
Незнайка: Ребята, я так много узнал сегодня, спасибо вам большое! А теперь мне пора лететь обратно в свой родной Цветочный город. Ой, а где же мой воздушный шарик?
Дети: Мы не знаем.
Незнайка: Наверное, он улетел. Как же я попаду домой?
Дети: Мы поможем!
Воспитатель: Ребята, предлагаю каждому из вас раскрасить шар в любой, понравившийся вам цвет и вырезать при помощи ножниц. Все шары мы подарим Незнайке, и он полетит домой! Но сначала поработаем с массажными мячиками.
Массаж.
Этот шарик непростой,
Весь колючий, вот такой!
Меж ладошками кладем,
Им ладошки разотрем.
Вверх, вниз его катаем,
Свои ручки развиваем.
(Движения соответствуют тексту. После массажа дети выполняют задание).
Незнайка: Ну, ребята, я полетел! Пока!
(Незнайка берёт в руки шарики и под музыку выходит из группы).
Воспитатель: Друзья, вы отлично поработали сегодня! Что нового вы узнали? (Дети высказываются). Если вам понравились наши игры, пожалуйста, покажите три пальца над головой. Если не понравились, то один. Если что-то было интересным, а что-то нет, то два пальца! (Дети реагируют). Очень рада вашей положительной оценке. А сейчас приберёмся на столах и немного поиграем!