Новикова Юлия
«Путешествие в осенний лес». Конспект занятия в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Обобщить и систематизировать знания детей об осени.
Задачи: Образовательные: закрепить понятие об осенних явлениях; совершенствовать умение различать деревья по их листьям и плодам; закрепить знание грибов (съедобные – несъедобные).
Развивающие: развивать внимание, память, наблюдательность, воображение.
Речевые: активизировать словарь детей по лексической теме «осень»; учить образовывать прилагательные, развивать устную речь.
Воспитательные: воспитывать интерес и бережное отношение к природе, любознательность.
Раздаточный материал: сюжетные картинки с изображением различных времен года, листья деревьев (клёна, каштана, берёзы, рябины, дуба) и их плоды (жёлуди, шишки, каштаны, рябинки); муляжи грибов (мухомор, опята, лисички); печенье.
Методические приёмы: игровая ситуация, беседа-диалог, рассматривание картинок и беседа по ним, физкультминутка «Ветер», анализ, подведение итогов.
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, вы любите отгадывать загадки? (Ответы детей). Тогда послушайте загадку и ответьте, о каком времени года в ней говорится:
Если на деревьях листья облетели,
Если в путь далекий птицы улетели,
Если небо хмурится, если дождик льется,
Это время года … зовется. (Дети: Осенью)
Воспитатель: Ребятки, скажите, какие братья-месяцы у осени? (сентябрь, октябрь, ноябрь). А сейчас какой у нас месяц на дворе? (ноябрь, последний осенний месяц - поздняя осень).
Дидактическая игра «Что бывает осенью?»
Воспитатель: Правильно, ребята! Давайте с вами поговорим об осени. (Обращает внимание детей на столы, где вперемешку лежат картинки с изображением различных сезонных явлений (идет снег, цветущий луг, осенний лес, скворец у скворечника и т. д.). Ребенок выбирает картинки, на которых изображены только осенние явления и сам или с помощью взрослого называет их. (Пример: Солнышко прячется за тучи. Идет дождь. Листья на деревьях желтые и красные. Птицы улетают на юг. Животные готовят запасы на зиму. Люди надевают пальто и плащи и т. д.)
Воспитатель: Ой, ребятки, что это зашелестело (на подоконнике воспитатель находит листик). Смотрите, листочек прилетел. Интересно, на листочке что-то написано, сейчас прочитаем: «Приглашаю вас ребята в лес осенний погулять!» Кто же написал это письмо-приглашение? Она недавно была у нас на празднике. Помните? (Дети: Да) И вот теперь она приглашает нас к себе в осенний лес. (Дети: Это Осень). Ну что, отправимся в путешествие? А чтобы нам быстро переместиться в лес, давайте скажем волшебные слова:
Квинти-кванти-бумс! - Вот мы и оказались в лесу.
Здравствуй, лес, осенний лес
Полон сказок и чудес!
Посмотрите, что за дерево у нас тут такое? (Дети: Елочка) А под ёлочкой листья деревьев (клена, березы, каштана, рябины, дуба).
Дидактическая игра «Какой лист?»
Воспитатель: Ребята, берите по листику. И скажите сначала, с какого дерева лист, затем какой он. Например: Это лист с березы – березовый лист.
Ответы детей: Это лист с клёна – кленовый лист.
Это лист с дуба – дубовый лист.
Это лист с каштана – каштановый лист.
Это лист с рябины – рябиновый лист.
Дидактическая игра «Какой плод?»
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что теперь вы найдете в корзинке. Передавайте ее по кругу и берите по плоду. И скажите сначала, как называется плод, который вы достали, затем на каком дереве он растет. Например: Это желудь. Он растёт на дубе.
Ответы детей: Это каштан. Он растёт на каштане.
Это рябинки. Они растут на рябине.
Это шишка. Она растет на ели.
Подвижная игра «Послушные листья»
Воспитатель читает стихотворение:
Падают, падают листья,
В нашем саду листопад,
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят…
(М. Ивенсен «Осень»)
Физкультминутка «Ветер».
Воспитатель берет в руки кольцо с привязанными к нему ленточками разной длины, машет им над головой и говорит: «Я – ветер, вы – листья. Ветер спит и листья уснули (Дети приседают, закрывают глаза). Подул ветер и погнал листья (Дети двигаются в разных направлениях и далее выполняют действия по тексту, закружились листья на месте, стих ветер, листья отдыхают».
В группу припрыгал ребенок в костюме зайчика с корзиной, в ней муляжи грибов.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, кто к нам прискакал! Кто это? В лапах у него корзинка. Чтобы узнать, что в корзинке, послушайте загадку:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожек
Шляпка есть – нет головы. (Дети: Грибы)
Описательный рассказ о грибах.
Воспитатель: А теперь расскажите, что это за гриб мухомор?
Ребёнок: Это мухомор. Ножка у него белая, прямая, шляпка красная с белыми точками. Это несъедобный, ядовитый гриб, есть его нельзя)
Лисичка (ножка у лисички короткая, шляпка и ножка рыжие. Это съедобный гриб)
Опята (светло-коричневого цвета, растут вместе, семейкой. Это съедобный гриб)
Воспитатель: Ребята, когда будете собирать грибы с взрослыми, помните, грибы которые вы не знаете, нельзя собирать и трогать руками. Их нужно оставьте на полянке расти, не топтать, не сбивать. Их с удовольствием съедят лесные звери. Ребята, кто из зверей любит полакомиться грибами? (Дети: еж, заяц, лось).
Сюрпризный момент
Снова прискакал зайчик, в руках у него красивая коробочка.
Воспитатель: Ребятки, посмотрите, какую коробочку Зайчик вам принёс. Чтобы узнать, что в ней, надо ответить на вопросы
Зайчик: Какой я зверь, дикий или домашний? (Дикий)
- Каких ещё диких зверей вы знаете? (Волк, медведь, лиса, заяц, белка, кабан, лось)
- Почему этих животных называют дикими? (живут в лесу, сами еду добывают)
- Молодцы! Открывайте коробочку. (Там печенье «Орешки» или «Грибочки»)
Воспитатель: Вот и подошло к концу наше путешествие. А чтобы нам быстро вернуться в группу, давайте скажем волшебные слова:
Квинти-кванти-бумс!
Вот мы и оказались в группе.
Подведение итогов:
Воспитатель: Ну что, ребята, вам понравилось наше путешествие в осенний лес?
Какие же признаки осени мы с вами увидели сегодня в лесу?
Листья каких деревьев мы нашли в лесу?
Какие плоды и каких деревьев нашли в лесу?
А какие грибы принёс нам Зайчик? Какие из них были съедобные и несъедобные.