Наталья Коньшина
Конспект в подготовительной группе «Этот чудесный мир воды»
▼ Скачать + Заказать документы
Образовательная деятельность «Познавательное развитие»
Задачи: учить в ходе экспериментирования выявлять свойства и признаки воды. Закрепить знания детей о значении воды. Развивать познавательный интерес в процессе экспериментальной деятельности детей.
Образовательная деятельность «Социально – коммуникативное развитие».
Задачи: воспитывать дружеские взаимоотношения. Развивать умения участвовать в коллективном разговоре: аргументировать ответ понятно для собеседника. Формировать представление о соблюдении техники безопасности.
Материал к занятию:
-проектор;
-компьютер;
-экран;
Публикация «Конспект в подготовительной группе „Этот чудесный мир воды“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2015
-кроссворд;
-аудиозапись: шум воды;
-видеофильмы «Невероятная Вселенная», «Берегите воду!»;
-халаты (по количеству детей);
-стаканы пластиковые;
-пуговицы, камешки;
-таз с водой;
-лист чёрной бумаги;
-баночки с водой (по количеству детей);
-платочки;
-мяч;
-комнатные растения (толстянка, колеус);
- лупы.
Содержание деятельности.
1. Организационный момент.
Воспитатель: - Ребята, сегодня у нас необычное занятие. Я хочу вас пригласить в волшебную страну чудес. Но, чтобы попасть в неё, нам надо разгадать кроссворд и прочитать ключевое слово, которое откроет нам двери волшебной страны. Помогут нам в этом загадки.
С высоты большой срываясь
Грозно он ревёт
И о камни разбиваясь
Пеною встаёт.
(водопад)
Не вода и не суша –
На лодке не уплывёшь
И ногами не пройдёшь
(болото)
Без крыльев летают
Без ног бегают
Без паруса плывут.
(облака)
Меня ждали,
Меня звали,
Показался – убежали.
(дождь)
Воспитатель: - Какое слово у нас получилось?
Дети: - Вода.
(Звучит аудиозапись: шум воды).
2. Основная часть.
Воспитатель: - Да, ребята, сегодня мы с вами поговорим о воде. Когда первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин увидел из космоса землю, он назвал её «голубой планетой».
(Показ видеофильма «Невероятная Вселенная»)
Воспитатель: - Как вы думаете, почему Гагарин Юрий Алексеевич назвал землю «голубой планетой»?
Дети: - Потому что большую часть земли занимает вода.
Воспитатель: - Где живёт вода в природе?
Дети: - В океане, в море, в реке, в озере, в болоте, в ручейках, в прудах…
Воспитатель: - Какая же она вода? Об этом мы сегодня с вами поговорим.
Игра – опыт «Свойства и признаки воды»
Воспитатель: - Приглашаю вас в свою лабораторию. Я предлагаю вам на время стать учёными, чтобы узнать о свойствах и признаках воды.
Для проведения опытов по исследованию воды нам понадобятся некоторые материалы. Посмотрите на наши лабораторные столы, они полностью готовы к работе. Занимайте свои рабочие места.
(Дети рассаживаются за столы, надевают халаты).
Воспитатель: - Мы с вами проведём несколько опытов и узнаем, какими свойствами и признаками обладает вода. Но для того, чтобы у нас всё получилось, вы должны соблюдать следующие правила:
• не шуметь – этим вы мешаете другим;
• аккуратно обращаться с посудой;
• слушать воспитателя;
• внимательно следить за результатом опыта.
Закончив наблюдение, постарайтесь сделать вывод.
Опыт №1 «Вода - жидкость, может течь».
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, перед вами стоит 2 стакана, один с водой, второй пустой. Вам нужно перелить воду из одного стакана в другой аккуратно, чтобы не разлить.
- Вода льётся? (Да)
- Почему? (Потому что, она жидкая)
Воспитатель: - Молодцы! Совершенно верно, если бы она не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.
Вывод: вода – это жидкость, которая может течь.
(Воспитатель вешает на доску символ, обозначающий это свойство воды).
Опыт №2 «Вода прозрачная».
Воспитатель: - Посмотрите, ребята, перед вами стоит стакан с водой. Давайте опустим в стакан любой предмет: пуговицу, камешек.
- Виден ли предмет? (Да)
- Почему? (Вода просвечивается).
Вывод: вода прозрачная.
Опыт №3 «Вода не имеет запаха».
Воспитатель: - Ребята, возьмите стакан с водой и определите запах.
- Вода имеет запах? (Нет)
Вывод: вода не имеет запаха.
Опыт №4 «Вода отражает предметы».
Воспитатель: - А сейчас мы с вами убедимся, что вода, как зеркало может отражать предметы. (Воспитатель ставит на стол таз, кладёт на дно лист чёрной бумаги, наливает воду, предлагает детям посмотреться в воду).
- Что видите? (Своё отражение).
Вывод: вода отражает предметы.
Опыт №5 «Вода безвкусная»
Воспитатель: - Попробуйте воду на вкус
- Какая она? (Безвкусная)
Вывод: вода безвкусная.
Опыт №5 «Вода окрашивается».
Воспитатель: - А для того, чтобы провести следующий опыт, нам нужно побыть волшебниками.
- Хотите побыть волшебниками и сотворить чудо? (Да)
- Тогда возьмите баночки с прозрачной водой, закрытые крышкой и платочки. Накрываем свои баночки платочками и произносим волшебные слова: «чудо появись». Давайте все откроем платочки.
(У всех вода окрасилась: на крышке каждой банки была краска).
- Что произошло с водой? (Она окрасилась).
Вывод: вода окрашивается.
Опыт №6 «Лёд – твёрдая вода»
Воспитатель: - Какой лёд – тёплый или холодный? (Холодный)
- Из чего образовался лёд? (Из воды).
- А если взять лёд в руки, что с ним произойдёт? (Он начнёт таять).
- Почему? (Потому что, рука тёплая, а лёд холодный).
Вывод: лёд – тоже вода.
Дидактическая игра: «Какая бывает вода?»
Воспитатель: - Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Какая бывает вода?» (Дети встают в круг, воспитатель в центре круга с мячом. Воспитатель задаёт вопрос «какая бывает вода?» и бросает мяч одному из детей. Тот ловит мяч, отвечает на вопрос и возвращает мяч воспитателю).
Воспитатель: - Без воды нет на Земле жизни. Она нужна, как воздух, как Солнце, как пища. А вот для некоторых живых существ вода – это среда обитания, это их «дом».
Дидактическая игра: «Каждую птицу – на своё место».
Воспитатель: - Птиц, жизнь которых связана с водой, делят на две группы: болотные и водоплавающие.
- На доске перед вами картинки с изображением болота, озера и птиц.
- Что за птицы здесь изображены?
Дети: - Гусь, лебедь, утка, цапля, аист, журавль.
Воспитатель: - Определите их место обитания.
(Дети делятся на пары. Одна пара работает на доске, а остальные за столами).
Воспитатель: - Давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание. Почему вы этих птиц поселили в болота, а этих - в озеро?
Дети: - Журавль живёт на болотах. У него длинные ноги, клюв и шея. Бродя по мелководью, он ищет небольших водных обитателей. На озёрах, прудах и реках живут дикие гуси. У гусей на лапах перепонки. Гусь легко гребёт ими и быстро плавает. Опустив голову на длинной шее под воду, гусь добывает себе корм.
Мини – викторина «Животные – обитатели водоёмов».
На доске картинки с изображением щуки, пингвина, моржа, дельфина, карася, окуня, пеликана, кита, сома.
Воспитатель задаёт вопросы, дети отвечают.
Вопросы:
1. Почему этих животных объединили в одной таблице? (Они обитают в воде и около воды).
2. - Сколько здесь рыб? (4) Назовите их. (Щука, карась, окунь, сом)
- Сколько птиц? (2) Назовите их. (Пингвин, пеликан)
- Сколько млекопитающих? (3) Назовите их. (Морж, дельфин, кит)
3. Кто из этих животных живёт в Антарктиде? (Пингвин)
4. Кто обитает на Севере? (Морж)
5. Кто приносит детёнышам корм в «сумке»? (Пеликан)
6. Назовите животное, которое спасает утопающих? (Дельфин)
7. Самое крупное животное на земле? (Кит)
8. Усатая речная рыба? (Сом)
Физкультминутка «Весёлые пингвины».
(Дети выполняют движения за пингвинами)
Воспитатель: - Вода нужна не только животным, но и растениям. Одни растут на дне водоёмов. Их называют водоросли. Другие, хоть и обитают на суше, но требуют много влаги. Есть и такие, что обходятся без воды месяцами. Их называют суккулентами. Они произрастают в пустынях. (Слайд №7)
- Посмотрите, у меня на столе два комнатных растения. Это – толстянка. В народе её называют «обезьянье дерево», «дерево счастья» или «денежное дерево». А это – колеус. Народное название – «крапивка». Потребности в воде у них разные. Как же определить, какое из них влаголюбивое, а какое засухоустойчивое?
- По характеру листьев: в мясистых листьях толстянки влага накапливается, поэтому растение долгое время может обходиться без воды, питаясь своими соками. А вот растение с тонкими листьями – колеус – быстро испаряет влагу и требует обильного и частого полива.
(Дети щупают руками листья комнатных растений и рассматривают их через лупу).
Воспитатель: - Сейчас я предлагаю посмотреть видеофильм «Берегите воду!» ведь без воды невозможно жить на Земле. Поэтому воду надо беречь и охранять.
Просмотр видеофильма «Берегите воду!»
3. Заключительная часть.
Воспитатель: - Потрудились мы с вами на славу, много интересного узнали. Я скажу вам ещё одну интересную новость. У воды, ребята, так же как у нас с вами есть день рождения. День рождения Воды – 22 марта. Люди всех стран празднуют этот день. В этот день, все кто любит и ценит природу, выходят и очищают русла ручьёв, рек, убирают мусор, спасают попавших в беду обитателей водоёмов. 22 марта – День – напоминания о том, что Вода - это Чудо природы, без которого не будет жизни на земле, а, значит, её нужно беречь.
- Дома я вас попрошу нарисовать рисунки о том, что нового сегодня вы узнали о воде.