Котельникова Марина
Конспект урока биологии «Грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект
Урока по теме : «Живые царства. Грибы».
Учителя биологии МБОУ «Лицей№2»г. о. Протвино моск обл
Тип урока : Урок открытия новых знаний на основе ранее изученного. Целеполагание на изучение темы в целом.
Технологии: элементы технологии проблемного диалога, ИКТ.
Предметные результаты:
формировать умение объяснять, как строение грибов связано с их жизнедеятельностью;
Публикация «Конспект урока биологии „Грибы“» размещена в разделах
- Биология. Конспекты уроков
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2019
формировать умение понимать смысл биологических терминов : грибница, мицелий, хитин.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
1. Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
2. Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
3. Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой
(текст в схему и пр.).
Коммуникативные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока, выдвигать версии.
2. Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
3. Продолжить формирование умения работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.
4. Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные результаты:
1. Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Приемы: «зигзаг», «знаем-незнаем… постановка в ситуацию затруднения».
Формы работы: парная, групповая (4 учащихся в группе)
Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, учебник «Биология» 5 класс под редакцией Плешакова (ФГОС).
Ход урока
- Добрый день, ребята (слайд 1)
Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
Что за чудище такое?
То поменьше, то большое.
Можно встретить под берёзой,
На пеньке, среди травы.
Можно в баночке литровой,
И на хлебе те дары.
Могут паразитом быть-
Злаков урожай сгубить.
Могут портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах.
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки.
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы, детки?
Совершенно верно - это гриб (слайд 2)
Как вы думаете будет звучать тема сегодняшнего урока? (слайд 3)
Давайте сформулируем тему, выполнив следующее задание (более научно) :
Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые. (слайд 4)
21, 43, 64, 36, 55, 32, 24
61, 64, 26, 34, 24, 32
Тема урока : Царство Грибов (записываем в тетради число – 7 ноября и тему урока). (слайд 5)
Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы – царство Грибы. С этим царством мы будем с вами сегодня знакомиться.
Рассмотрим некоторые факты из характеристики этого царства (слайд 6)
Факт 1: Грибы похожи ни на растения, ни на животных, они могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные
Факт 2: Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами
Обсудите в группах, что вас удивило? Какие вопросы у вас возникли?
Проблема:? Что такое грибы? Почему их выделили в отдельное царство?
(слайд 7) Итак, СХОДСТВО ГРИБОВ С РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ состоит в том, что для питания грибам необходимо готовое органическое вещество – это сближает их с животными, но пищу всасывают как растения.
(слайд 8) Переходим к СТРОЕНИЮ ГРИБОВ. Шляпочные грибы состоят из : грибницы, ножки, шляпки и плодового тела. Все нашли по рисунку? Схематично зарисуйте этот рисуночек в тетради.
(слайд 9) В Царстве грибов выделяют 3 основных типа грибов :
• Шляпочные грибы
• Плесневые грибы
• Дрожжевые грибы
(слайд 10) Перед вами лежат листы с заданиями, задания выполняем в группах. Задача каждой группы - подготовить памятку по теме, указанной в задании
Вспомним правила работы в группах. (слайд 11)
Закончили работу? У вас на столах оценочный лист, передаем по часовой стрелке ваши памятки, а группа ставит оценку за нее. Закончили? Положите свои памятки на свободный стол.
Согласны ли вы с предложенной оценкой? Почему?
А теперь посмотрим на слайды и еще раз проанализируем правильно ли мы с вами составили памятки? (слайды 12-18)
Кто сможет сделать вывод по сегодняшней теме? Итак, Вывод (слайд 19)
(слайд 20) И небольшой тест. Выполняем в тетрадях. Отмечаем только + - правильное суждение, - неправильное.
(слайд 21-22) – Д/З
(слайд 23) – Рефлексия.
Спасибо за внимание. Урок окончен.
Группа 1.
ЗАДАНИЕ:
Пользуясь представленными материалами, составьте памятку на тему:
Шляпочные грибы.
Группа 2.
ЗАДАНИЕ:
Пользуясь представленными материалами, составьте памятку на тему:
Плесневые грибы.
Группа 3.
ЗАДАНИЕ:
Пользуясь представленными материалами, составьте памятку на тему:
Дрожжи
Группа 4.
ЗАДАНИЕ:
Пользуясь представленными материалами, составьте памятку на тему:
Паразитические грибы.
Группа 5.
ЗАДАНИЕ:
Пользуясь представленными материалами, составьте памятку на тему:
Съедобные и несъедобные грибы?
Группа 6.
ЗАДАНИЕ:
Пользуясь представленными материалами, составьте памятку на тему:
Значение грибов.
Группа 1. Шляпочные грибы.
Названия видов: подберёзовик, подосиновик, белый гриб, маслёнок, груздь, сыроежки, опёнок, мухомор, шампиньон
Шляпочный гриб — гриб, состоящий из шляпки и ножки.
Различают формы шляпочных плодовых тел по расположению ножки относительно шляпки:
• Центральные — ножка соединена с центром шляпки;
• Эксцентричные — ножка находится не в центре шляпки;
• Боковые — ножка соединена с краем шляпки.
К шляпочным грибам обычно относят и плодовые тела, не имеющие ножки — сидячие. Они прикрепляются к субстрату боковой частью, анатомия же их не отличается от строения шляпок.
Группа 2. Плесневые грибы.
Плесневые грибы, или плесень — различные грибы, образующие ветвящиеся мицелии без крупных, легко заметных невооружённым глазом, плодовых тел. Плесневые грибы распространены повсеместно. В основном обширные колонии вырастают в тёплых влажных местах на питательных средах.
Плесневые грибы постоянно обитают в воздухе, почве, навозе, на поверхности различных предметов, стен сырых помещений и пр. От бактерий они отличаются более сложным строением и способом размножения. К плесневым грибам относятся организмы, вегетативное тело которых представляет собой мицелий (грибницу, состоящий из переплетающихся тонких нитей — гиф.
Плесневые грибы достаточно широко используются человеком: применяются для производства лимонной кислоты, участвуют в созревании некоторых вин, используются для выделки особых сортов сыра, часто плесень поражает плодовые тела съедобных грибов и делает их непригодными для сбора, из пеницилла получают лекарственное средство пенициллин.
Группа 3. Дрожжи
Дрожжи — группа одноклеточных грибов, утративших мицелиальное строение в связи с переходом к обитанию в жидких и полужидких, богатых органическими веществами субстратах. Объединяет около 1500 видов.
Живут дрожжи в жидких или полужидких субстратах, в которых много органических веществ: например, в сахарном растворе, оставленном на несколько дней в помещении при комнатной температуре, появляется пена, а запах становится алкогольным – это дрожжи, попав из воздуха в раствор, начинают активно расти и размножаться.
О дрожжах люди знают давно: уже тысячи лет их используют в приготовлении алкоголя – от эля и сидра до спирта и виски. Раствор для получения дрожжейможно готовить любой: виноградный и яблочный, хмелевый и солодовый, пшеничный, ржаной и др. ; можно также использовать картофель, патоку и другие продукты питания.
Группа 4. Паразитические грибы.
Паразитические грибы обладают небольшим числом ферментов и поэтому могут поражать только определенные виды растений и животных.
Грибы паразитические, грибы патогенные, грибы, использующие в качестве источника питания живые ткани различных организмов. Грибы паразитические — возбудители заболеваний растений, животных и человека, они размножаются только бесполым путём. Их тело состоит из ветвящихся многоклеточных нитей (гиф) грибницы (мицелия, они образуют споры различной величины и формы, питаются только за счёт живых тканей и, как правило, не растут на искусственных питательных средах, обычный способ питания — паразитический, но они могут расти и на мёртвых тканях.
Типичные паразиты растений — головнёвые и ржавчинные грибы. Болезнь мучнистую росу вызывают мучнисторосяные грибы. Широко распространён гриб-паразит фитофтора, который вызывает заболевание картофеля, томатов.
Группа 5. Съедобные и несъедобные грибы.
Грибы делят на : съедобные и несъедобные
К съедобным и самым популярным у грибников относятся белые грибы, подберезовики, подосиновики, грузди, опята, лисички.
К наиболее распространенным смертельно опасным видам относятся: бледная поганка; мухомор Смита; мухомор весенний; мухомор вонючий; паутинник благородный; строчок обыкновенный; рогатик, навозник, ложный опенок, ложная лисичка.
Определить тот факт, что гриб является ядовитым, бывает сложно. Собирая грибы, нужно следовать таким рекомендациям:
1. Внимательно, не торопясь, обследуйте гриб. Он может быть двойником съедобного гриба. Но если присмотреться, то отличия все-таки найдутся.
2. Лучше не срывать старые, гнилые плоды. Они могут накапливать в себе ядовитые вещества.
3. Не срывайте грибы после засухи. В такое время их практически нет, а если есть, то они, скорее всего, ядовитые.
4. Старайтесь распознать съедобный гриб зрительно. К подозрительным грибочкам прикасайтесь только в плотных перчатках. Категорически запрещается пробовать их на вкус.
Отличительные признаки ядовитых грибов : неприятный едкий запах, горький вкус, на ножке может быть нарост, который напоминает по форме яйцо, нехарактерные для съедобного двойника окраска, плотность волокон, структура.
Группа 6. Значение грибов.
Значение грибов в природе : грибы снабжают деревья и кустарники питательными веществами и влагой и увеличивает способность деревьев всасывать воду. Например, ель, сосна, дуб не могут правильно развиваться без симбиоза с грибами.
Значение грибов в круговороте веществ: грибы интенсивно разлагают на элементы опавшие листья и хвою, погибшую траву, древесину и животных добывая из них питательные вещества.
Значение грибов в почвообразовании : грибы значительно повышают плодородие почвы, очень хорошо улучшают почву говорушки.
Значение грибов для человека : на Земле каждый год люди потребляют примерно пять миллионов тонн грибов. Из них только шестьсот тысяч тонн собирают в лесах. Основную массу грибов выращивают на специализированных фермах.
Значение грибов в питании : питательны из-за большого содержания хитина. Грибы славятся своими вкусовыми и ароматическими качествами.
Значение грибов в медицине : получение антибиотиков, чага, спорынья, пеницилловые грибы – служат сырьем для получения лекарственных препаратов в медицине.
Значение грибов в сельском хозяйстве: Известны грибы, паразитирующие на насекомых. Используя это свойство, ученые создали препарат для уничтожения насекомых-вредителей.
Хозяйственное значение грибов : из черной плесени получают лимонную кислоту, для производства спирта, уксуса, кефира, кумыса и изготовления сыра применяются дрожжевые культуры грибов, ферменты, полученные из грибов, применяются для осветления соков, для гидролиза крахмала и белков.