Айнур Мирзоева
Конспект урока по произношению «Звук [Щ]»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: звук [Щ]
Цель: автоматизация звука [щ] в рассказе.
Задачи:
1. Автоматизировать звук [щ] в слогах, в словах, в предложениях, в рассказе;
2. Развивать умение выделять на слух слоги со звуком [щ] (развивать фонематическое восприятие при выделении на слух слогов со звуком [щ]);
3. Совершенствовать слоговую структуру трехсложных слов со стечением согласных (развивать навык произношения трехсложных слов со стечением согласных);
4. Формировать навык фонемного анализа двухсложных слов со стечением согласных (обучать фонемному анализу слов типа «щетка»);
Публикация «Конспект урока по произношению „Звук [Щ]“» размещена в разделах
5. Тренировать детей в умении изменять темп произнесения слогов и слов.
Оборудование: предметные картинки, предметные картинки на прямоугольниках и на большом треугольнике (крыша) для игры «Построй домик для щенка», схемы фонемного анализа, магнитная доска, сюжетные картинки.
Речевой материал:
1. Слоговые ряды для развития фонематического восприятия: СА-ПА-ЩА-ЗА-ТА; ПЫ-ТЫ-СЫ-МЫ-ЩИ; СУ-МУ-ЩУ-ЗУ-ТУ; ПО-ЩО-ТО-СО-ЗО и т. д.
2. Слоговые ряды для автоматизации звуков: ЩА-ЩО-ЩУ-ЩИ; АЩ-ОЩ-УЩ-ИЩ и т. д.
3. Слоговые ряды для развития структуры слова: ЩТУ-ЩТО-ЩТА; ЩКУ-ЩКО-ЩКА
4. Слова для автоматизации звука и развития слоговой структуры слова: пища, щетка, щука, щепка, щенок, ящик, овощи.
5. Предложения для автоматизации звука: щенок ищет пищу, мальчик надел плащ, во дворе пищит щенок, овощи лежат в ящике и т. д.
6. Текстовый материал или текст:
Щенок-непоседа
Катя обещала маме помыть овощи для щей. Ее отвлек щенок. Он хотел угощения и пищал. Катя угостила щенка и посадила его в ящик. Но не сиделось щенку в ящике. Он попытался вылезти. Ящик наклонился и упал. Щенок оказался под ним. Пищит щенок, зовет Катю на помощь. Катя вытащила щенка из-под ящика и сказала: "Сиди спокойно. Я домою овощи, ведь обещания надо выполнять, а потом мы вместе погуляем". Щенок понимающе кивнул.
План конспекта
I. Организационный момент.
Цель: создать мотивацию
Логопед: здравствуйте ребята. Послушайте загадку:
Этот маленький комок
В дом несётся со всех ног.
Нос наморщил и чихнул,
Папе руку он лизнул.
Я люблю тебя, дружок,
Рыжий, маленький. (щенок)
II. Артикуляционная гимнастика
Логопед: -давайте выполним упражнения:
(логопед сопровождает упражнение стихами)
Упражнения:
«окошко»
Окошко мы изобразили, Плавно губы округлили.
Их теперь нельзя смыкать,
Окошко надо удержать.
«Месим тесто»
Улыбнуться, высунуть язык, пошлепать по нему губами "пя-пя-пя"
«Чистим зубки»
(Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка с внутренней стороны почистить поочередно нижние и верхние зубки.)
Чищу зубы, посмотри,
Не болели чтоб они.
«Качели»
(Улыбнуться, открыть рот. Поднимать кончик языка вверх (к носу) - вверх (к подбородку) под счет. Следите, чтобы упражнение выполнялось без помощи нижней губы)
На качелях я качаюсь
Вверх-вниз, вверх-вниз.
И все выше поднимаюсь –
Вверх-вниз, вверх-вниз.
«Чашечка»
(Улыбнуться, широко открыть рот, высунуть широкий язык и придать ему форму "чашечки", то есть слегка приподнять кончик и края языка. Удерживать под счет до 5. Повторить 3-5 раз.)
Язык широкий положи
И под счет его держи.
Получилась пиала –
Округленная она.
В рот ее мы занесем
И края к зубам прижмем.
«Вкусное варенье»
(Улыбнуться, открыть рот. Широким языком в форме "чашечки" облизать верхнюю губу.)
Ох, и вкусное варенье!
Жаль, осталось на губе.
Язычок я подниму
И варенье оближу.
III. Сообщение темы
На магнитной доске логопед размещает предметные картинки:
пища, щетка, щука, щенок, ящик, щепка, овощи.
Логопед:- Послушайте стишок:
Щетка в ящике лежит,
Щенок к ящику бежит.
Он ищет ее тщательно
И стащит обязательно.
Логопед:- какой общий звук в этих словах? - Правильно, звук Щ.
IV. Выделение слога со звуком Щ из ряда слогов (игра «Птички спят»)
Логопед: давайте поиграем в игру «Птички спят», я называю слоги, а вы, услышав звук Щ, просыпаетесь и хлопаете в ладошки:
СА-ПА-ЩА-ЗА-ТА; ПЫ-ТЫ-СЫ-МЫ-ЩИ; СУ-МУ-ЩУ-ЗУ-ТУ; ПО-ЩО-ТО-СО-ЗО и т. д.
V. Автоматизация звука в слогах, словах.
Игра «Повтори, не ошибись»
ЩА-ЩО-ЩУ-ЩИ; АЩ-ОЩ-УЩ и т. д.
Игра «Повтори правильно»
ЩТУ-ЩТО-ЩТА; ЩКУ-ЩКО-ЩКА и т. д.
Игра «Построй домик для щенка»
(выбираются только кирпичики, в названии картинок которых слышится звук [щ]).
пища, щетка, щука, щепка, щенок, ящик, овощи
VI. Физкультминутка.
Раз - подняться, потянуться,
Два - нагнуться, разогнуться,
Три - в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять - руками помахать,
Шесть - на место тихо сесть.
VII. Обучение навыку фонемного анализа.
(Детям раздаются схемы фонемного анализа, логопед выкладывает на магнитной доске картинку «щетка»)
Логопед: Что вы видите на картинке? Разбейте это слово на слоги, какой 1-й звук? Какой последний? Гласный, согласный? И т. д.
VIII. Автоматизация звука Щ в предложении.
(Дети составляют предложения с опорой на сюжетные картинки)
щенок ищет пищу, мальчик надел плащ, во дворе пищит щенок, овощи лежат в ящике.
IX. Автоматизация звука в рассказе
Щенок-непоседа
Катя обещала маме помыть овощи для щей. Ее отвлек щенок. Он хотел угощения и пищал. Катя угостила щенка и посадила его в ящик. Но не сиделось щенку в ящике. Он попытался вылезти. Ящик наклонился и упал. Щенок оказался под ним. Пищит щенок, зовет Катю на помощь. Катя вытащила щенка из-под ящика и сказала: "Сиди спокойно. Я домою овощи, ведь обещания надо выполнять, а потом мы вместе погуляем". Щенок понимающе кивнул.
(Детям задаются вопросы по рассказу, затем дети пытаются пересказать самостоятельно, далее дети вспоминают слова из рассказа со звуком Щ)
X. Итог урока
Логопед: - С каким звуком мы сегодня работали? Какие слова с этим звуком вы запомнили?