Собенина Ульяна
Конспект урока «Музыка — универсальный язык человечества»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Чернушинская детская школа искусств»
Разработка открытого урока
«Музыка- универсальный язык человечества»
Разработчик :Собенина У. А
Преподаватель по классу скрипки
МБУ ДО «Чернушинская ДШИ»
Город Чернушка, 2022
Преподаватель: Собенина Ульяна Александровна
Предмет: скрипка
Тема урока : «Музыка-универсальный язык человечества»
Публикация «Конспект урока „Музыка — универсальный язык человечества“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2023
Форма проведения: индивидуальная, игровая
Введение:
Во все времена музыка служила источником познания, общения и радости. Так как писалась для человека и о жизни человека. Она передавала чувства и мысли из поколения в поколение. Для этого использовались выразительные средства, свойственные тому промежутку времени, в котором находилось человечество. Сочетание выразительных средств, необходимых для создания музыкального образа, получило название- стиль. Вникая в замысел композитора, исполнитель ищет выразительные средства музыкального языка и транслирует их слушателю своим исполнением на инструменте
Данная работа представляет собой разработку одного учебного занятия по предмету «скрипка». Занятие разработано для учащейся 9 класса ДШИ, оно проходит в течение 40 минут
Цель занятия:
Анализ выразительных средств музыки в конкурсной программе учащейся, как ключа к пониманию музыкального языка, выразительности исполнения на скрипке музыкального произведения. Подготовка к выступлению на конкурсе.
Задачи:
обучающая:
- дать понятие о разновидности игровых приемов;
-научить правильному распределению смычка во фразе;
-контролировать ощущения плотности и скорости ведения смычка в динамических оттенках;
-определять смысловое ударение и кульминации;
-освоить разные приемы кистевой и локтевой вибрации.
развивающая:
-развить чувство ритма
- развить самоконтроль интонационной точности исполнения
-способствовать развитию у учащейся синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.
Воспитывающая:
-расширять музыкальный кругозор;
-воспитывать любовь к музыке;
-воспитывать любовь к исполнению на скрипке;
--воспитывать сценическую выносливость и артистизм.
Оборудование для организации занятия:
-скрипка, ноты, пульт, фортепиано, клавир произведений, стулья, иллюстрированные наглядные пособия (таблицы, стенд)
Методы обучения:
-наглядный (слуховой и зрительный);
-словесный (обсуждение, анализ выразительных средств музыки, образные сравнения, словесная оценка исполнения);
-дедуктивный;
-проблемно-поисковый;
-объяснительно-иллюстративный в сочетании с репродуктивным (исполнение преподавателя и повторение учащейся).
Методические приемы:
-побуждение учащейся к самоконтролю и самооценке в процессе игры;
-наблюдение и накопление знаний;
-образные сравнения, как связь с жизненным опытом и образным мышлением старших школьников;
-юмор, одобрение, поощрение успеха учащейся с целью повышения мотивации к обучающей деятельности, как способ вызвать положительные эмоции, повышающие работоспособность учащейся.
Ход занятия:
Часть урока
Этапы урока
Подробное описание вида работы
Первая часть
Организационный
(5 мин)
Приветствие. Педагог объясняет для чего нужны выразительные средства в музыке. Как они помогают понять замысел композитора, музыкальный язык. Чтобы убедительно исполнить конкурсную программу и донести до слушателя замысел композитора
Вторая часть
Объяснительно иллюстративный
(10 мин)
Ученица исполняет свою конкурсную программу. Педагог предлагает взглянуть в ноты и клавир, чтобы увидеть, что хотел сказать композитор между строчек. Как бы заново открыть для себя исполненные произведения, вдумываясь и вслушиваясь в музыкальный язык. Так как в разное время люди испытывают одни и те же чувства. Музыка помогает быстрее обрести и обобщить чувственный опыт предыдущих поколений. И является универсальным языком человечества.
Музыкант, исполняющий произведение, должен понять не только ту информацию, которую зафиксировал в нём композитор, но и то, что он под ней подразумевает; необходимо воссоединиться с автором – человеком, отразившим своё мнение в тексте. Соответственно, если исполнитель не может расшифровать несказанное, («читать между строк», по излюбленному выражению Ф. Шуберта) идентифицировать мысль, мнение, авторский замысел, одухотворяющий текст, то слушателю невозможно полно и определённо понять ни автора, ни текст. Ведь в тексте композитор не только что-то высказывает, но и шифрует информацию между строк, которую любой исполнитель должен уметь понять. Таким образом, исполнитель перестаёт быть простым передатчиком информации, даже интерпретатором
композиторского замысла, а становится его соавтором
Третья часть
Практический
(20 мин)
Форма определяет содержание Танца. Подчеркивает контраст между мужским подвижным и женским чувственным началом. Трехчастная форма придает произведению привлекательность и законченность повторением началальной темы. Я предлагаю тебе сравнить по форме Танец Мостраса с Танцем из балета Хачатуряна «Гаяне». Найти сходство и отличие. После прослушивания (форма трехчастная, контраст крайних частей с средней частью) но у Мостраса есть вступление. Как ты думаешь для чего? Чтобы еще раз подчеркнуть сменой темпа накал чувств и скорость музыки. Ритм аккомпанемента остинатный. То есть повторяющийся. Как говорят музыканты. Подчеркивает большую подвижность танца, его динамичность. Гармония, темп, интонация. Тембр, фактура (аккордовая, В первой части для ансамбля в аккомпанементе важно почувствовать сильную долю в шестнадцатых, которые соединяются в квартоли. Квартоль- это деление четверти на на четыре равных шестнадцатых. Движение шестнадцатых повторяется, то есть звучит «остинатно» на примере исполнения пьесы Константина Мостраса «Восточный танец» Чтобы подчеркнуть контраст характера средней части, меняется музыкальный размер и темп исполнения. Это новый герой, который появляется на сцене. Изгибы мелодии и увеличенные секунды предают томление, ожидание, вздохи. Интонации полутонов в аккомпанементе подчеркивают это настроение, притягивают к себе внимание. Видео поможет тебе не только лучше почувствовать накал страстей в музыке, но также образно представить движения восточного танца.
Четвертая часть
Завершение
(5 мин)
Подводим итог занятия. Попросить учащуюся перечислить средства выразительности музыки, провести самоанализ исполнения произведений найти достоинства и недостатки исполнения, провести самооценку выразительности исполнения. Домашнее задание: найти видео с исполнением произведений конкурсной программы другими исполнителями.
Использованная литература:
Москва 1951 Ритмическая дисциплина скрипача. К. Г Мострас
Москва 1956 Система домашних занятий скрипача. К. Г. Мострас