Ермилова Татьяна
Конспект урока «Дыхание. Значение дыхания. Органы дыхательной системы человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель урока : сформировать представление о строении органов дыхательной системы человека в связи с их функциями: дыхательной, образования звуков, формирования членораздельной речи.
Задачи: 1. Образовательная.
Расширять знания о биологической сущности дыхания, его значении в обмене веществ и превращении энергии в организме человека.
2. Развивающая.
Публикация «Конспект урока „Дыхание, Значение дыхания, Органы дыхательной системы человека“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Органы дыхания, лёгкие
- Тело человека, строение, организм, анатомия
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2019
Создавать условия для развития познавательного интереса к строению органов дыхания человека и выполняемых ими функциях. Объяснить, как изменяется воздух в дыхательных путях и почему надо дышать через нос.
3. Воспитательная.
Воспитывать бережное отношение к своему здоровью.
Планируемые результаты:
Предметные результаты обучения: Учащиеся должны знать:
— биологическую сущность процесса дыхания;
— значение понятий «дыхание», «жизненная емкость легких», «плевра», «плевральная полость»;
— роль дыхания в обмене веществ и превращении энергии в организме человека;
— особенности строения органов дыхания человека
их функции;
— процесс образования голоса и членораздельной речи.
Учащиеся должны уметь:
— распознавать на таблицах, моделях основные орга-ны дыхательной системы человека, называть и описывать их;
— объяснять взаимосвязь строения воздухоносных путей и легких с выполняемой ими функцией;
— раскрывать сущность процесса дыхания, понятий «дыхание», «плевра», «плевральная полость»;
— характеризовать строение голосового аппарата человека, роль носовой и ротовой полостей в усилении звуков и формировании членораздельной речи;
— сравнивать правое и левое легкое;
— обосновывать правила гигиены голосового аппарата.
Метапредметные результаты обучения Учащиеся должны уметь:
— работать с учебником, рабочей тетрадью;
— наблюдать, анализировать, обобщать и формулировать выводы, объяснять результаты;
— выбирать информацию, необходимую для сохранения здоровья своего и окружающих;
— уметь отстаивать свою точку зрения по решаемой проблеме.
Личностные результаты обучения:
— познавательный интерес и мотивация к изучению данной темы в силу ее практической значимости для человека, сохранения здоровья дыхательных путей, голосового аппарата.
Основные термины, понятия:
«Дыхательная система», «плевра», «плевральная полость», «органы дыхания», «надгортанник», «гортань», «носовая полость».
Оборудование Учебник «Биология 9 класс. Человек» М. Р. Сапин, Н. И. Сонин, рабочие тетради к учебнику, мультимедийная презентация «Дыхательная система человека», атлас анатомии человека.
План урока
1. Организационный момент. – 2 мин.
2. Актуализация знаний - 5 мин.
3. Открытие нового знания – 8 мин.
4. Работа по теме урока. - 10 мин.
5. Закрепление материала. – 7 мин.
6. Итог урока. – 4 мин.
7. Рефлексия – 2,5 мин.
8. Домашнее задание. – 1,5 мин.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Садитесь! Проверьте, пожалуйста, всё ли у вас готово к уроку. Сегодня нас ждёт много интересного. Приступаем!
2. Актуализация опорных знаний.
- Вспомните, пожалуйста, какую систему организма мы изучали на прошлых уроках? (Мы изучали кровеносную систему организма).
- Назовите основную функцию крови? (Кровь переносит питательные вещества к органам и тканям организма, снабжает их кислородом, выводит углекислый газ).
- Замечательно. А где же кровь берёт кислород? (в лёгких).
- А в лёгкие он как попадает? (при дыхании).
- Верно. И сегодня мы начинаем изучение дыхательной системы человека. Узнаем, какие органы входят в состав дыхательной системы, разберёмся, как они работают.
3. Открытие нового знания.
- Есть такая поговорка «Это нужно нам как воздух!». Она в полной мере отражает особую потребность организма в воздухе. Ещё древнегреческий философ Анаксимен, наблюдая за дыханием животных и человека, считал воздух главной первопричиной жизни. Такого же мнения придерживался и древнегреческий врач Гиппократ. И хотя представления древних о воздухе, как первопричине жизни, наивны, но они отражают понимание огромного значения воздуха для организма.
- Сколько человек может прожить без пищи? Не более 3-х месяцев. Без воды человек может обойтись всего 3-4 дня. Без воздуха, как вы думаете, сколько человек может протянуть? ( из практики: дети обычно отвечают – 10, 20 минут)
- На самом деле, без воздуха мы сможем жить не более 3-4 минут. Давайте проверим это опытным путём. Задержите дыхание и не дышите так долго, сколько сможете. (Дети задерживают дыхание, но уже через полторы-две минуты делают вдох)
- Ребята, скажите, что вы чувствовали, пока не дышали? (очень хотелось сделать глоток воздуха)
- Такое состояние называется гипоксия – кислородное голодание. Когда клетки организма буквально кричат : «Дайте нам кислород!». При начинающейся гипоксии человек испытывает головокружение. При более длительном кислородном голодании в организме начинается необратимые процессы, приводящие к смерти.
В организме нет запасов кислорода, поэтому воздух должен поступать непрерывно через органы дыхания.
4. Работа по теме урока.
- Что такие органы дыхания и из чего они состоят? (дети отвечают, что органы дыхания – это нос и лёгкие)
- Откройте учебники на странице 160-163, прочитайте и проверьте, правильно ли вы ответили.
- Итак, какие же органы входят в состав дыхательной системы человека? (носовая полость, носоглотка, трахея, главные бронхи, бронхиальное дерево, лёгочные доли, гортань).
- Все эти органы на стр. 95 в рабочей тетради обозначены цифрами, подпишите их. (работа в печатной тетради)
- Там же, в рабочей тетради выполните задания 139 и 140, используя учебник. (ученики заполняют таблицу «Органы дыхания и их функции»).
- А теперь расскажите, какую функцию выполняет носовая полость? Бронхи? Трахея? Лёгкие? Плевра? Надгортанник? Гортань? (ученики рассказывают о функциях каждого органа дыхательной системы).
- Дыхательные пути иногда становятся проводниками для вирусов и бактерий, вызывающих заболевания. Следовательно, мы должны соблюдать определённые правила гигиены дыхания, руководствуясь следующими направлениями: осанка, влажная уборка, нос, свежий воздух, физкультура, носовой платок. (ученики работают в тетрадях)
- Давайте обменяемся тем, что у вас получилось. И составим перечень правил гигиены дыхания. (1. Для правильного дыхания важна хорошая осанка. 2. Необходимо регулярно проводить влажную уборку помещений. 3. Дышать надо только через нос. 4 В течение суток полезно бывать на свежем воздухе. 5. Надо заниматься физкультурой. Причихании и кашле надо закрывать нос и рот носовым платком.)
- Может быть кому-то есть, что добавить? Какое дыхании считается здоровым, когда человек дышит ровно, или же сбивчиво? (Здоровое дыхание – когда человек дышит ровно, это значит, что ему ничто не мешает дышать нормально).
5. Закрепление материала.
- Назовите органы дыхания человека. Расскажите, какую функцию они выполняют. - Почему лёгкие получили такое название? (Потому что лёгкие состоят из лёгочных пузырьков, они в буквальном смысле наполнены воздухом, оба лёгких весят всего 1200 граммов).
- Почему имеются различия в строении правого и левого лёгкого? (Правое лёгкое состоит из 3-х долей, а левое всего из двух. Это связано с тем, что слева находится сердце. А правому лёгкому ничего не мешает развиваться).
6. Итог урока.
- Давайте подведём итог урока. Сделайте вывод, каково значение дыхания для человека? (Почти все сложные реакции превращения веществ в организме идут с обязательным участием кислорода. Без кислорода невозможен обмен веществ, и для сохранения жизни необходимо постоянное поступление кислорода).
7. Рефлексия.
- У вас на столах листы, на которых нарисовано Дерево знаний. Оно разделено на уровни. Каждый обозначает, насколько вы усвоили материал сегодняшнего урока. На одном из уровней нарисуйте человечка – себя.
8. Домашнее задание.
Для всех: учебник. Стр. 160-163, вопросы. Рабочая тетрадь: с. 97-98, № 141-143.
Индивидуальны сообщения для хорошо успевающих учащихся: «Возрастные особенности дыхания», «Жизненная ёмкость лёгких, как важный показатель здоровья человека».
Список использованной литературы: «Биология 9 класс. Человек» М. Р. Сапин, Н. И. Сонин; «Атлас анатомии человека» изд. АСТ; «Возрастная физиология» А. Г. Хрипкова, сайт «Инфоурок», сайт «Мультиурок».