Светлана Горбачева
Конспект учебно-игровой деятельности по программе Н. Ф. Виноградовой «Предшкольная пора» в группе кратковременного пребывания»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект учебно-игровой деятельности по программе Н. Ф. Виноградовой «Предшкольная пора» в группе кратковременного пребывания детей по разделу «Учимся рисовать»
Тема: "Народный женский костюм Белгородского района "
Задачи:
Обучающие:
• Расширить представления детей о русском национальном костюме Белгородского района;
• Закрепить умение использовать нетрадиционные материалы в изобразительной деятельности (бисер, поетки)
Публикация «Конспект учебно-игровой деятельности по программе Н, Ф, Виноградовой „Предшкольная пора“ в группе кратковременного пребывания“» размещена в разделах
• Формировать интерес к прошлому наших предков, их представлениям об окружающем мире и отражении этих представлений в оформлении национального костюма;
• Формировать умение использовать полученные знания при выполнении индивидуальных творческих заданий;
Развивающие:
• Развивать умения и навыки в работе с пластилином и бисером, необходимые для индивидуального и коллективного творчества;
• Развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные:
• Воспитывать уважительное отношение к национальному художественному наследию, к своему народу, Родине.
Активизация словаря: понева, передник, подпояски, сороки, сарафан.
Предварительная работа : экскурсия в библиотеку п. Северный, рассматривание фотографий, рисунков с предметами костюма, элементами вышивки.
Оборудование к занятию: кукла в национальном костюме Белгородского района, фотографии, магнитофон, кассета с записями народных песен, бумажные шаблоны частей костюма, материалы для лепки, бисер, поетки.
Ход занятия
Воспитатель: Здравствуйте лебедушки! Здравствуйте, молодцы! Поклон вам гости званные да желанные.
У девицы - красавицы-
Длинный сарафан,
А у парней подвязанный
Поясом кафтан.
Штаны, рубаха, пояс,
Лапти и кафтан,
Кокошник и передник
Да черный с красным сарафан.
Вот перечень того,
В чем в старину ходили Марья да Иван.
- Что вы поняли из строк, которые я прочитала? О чем этот отрывок? (Об одежде, о национальном костюме.)
- Что можно было узнать в то далекое время о человеке, посмотрев на его одежду? (Откуда человек, из какой деревни, какого возраста, богатый или бедный.)
- Ребята, когда мы ходили на экскурсию в библиотеку вам рассказывали, из чего состоял русский костюм, и что каждая вещь в костюме называлась своим «именем». Какие из этих имен вы запомнили? (Рубаха, сарафан, юбка, понева, кокошник, платок.)
- Что же такое понева? (Юбка из шерсти, сшитая из трех полотнищ, были поневы распашные – из частично сшитых полотнищ, а были глухие - сшитые полностью). Найдите этот вид одежды у себя на картинках.
- Как украшали этот вид одежды? (Вышивкой, шнуром, блестками, поневы были разного цвета для обычных дней черная или синяя, для праздников – красная.)
- Кто помнит, ребята, что значит слово «сарафан»? (Значит, быть одетым с головы до ног.)
Сарафан - это старинный вид одежды, который носили и девушки и женщины. Я сейчас расскажу вам о сарафане, который носили девушки в Белгородском районе. Его шили из домотканой шерсти, окрашенной в черный цвет. Девичий и будничный сарафан почти не украшали. Праздничные сарафаны богато украшали: грудь и лямки обшивали красной материей, позументом, серебряным шнуром, подол выкладывали лентами, полосками бархата, использовалась вышивка. Надевали сарафан на вышитую праздничную рубаху, носили без передника, повязывая широким поясом.
-Воспитатель: Ребята, а как в старину назывался пояс? (Поясок, подпояска, покромка, тесемочка, кушак, опоясочка.)
А важный этот элемент потому, что ходить без опояски по рубахе считалось на Руси грехом. Без пояса могли выйти «на люди» только маленькие дети. Считалось, что круг, кольцо, обруч, пояс всегда защищали человека от недобрых сил, были охраной и оберегом.
-Ребята, а украшали одежду в старину русские мастера.
- У нас есть возможность самим стать русскими мастерами и украсить сарафан.
-Вспомните особенности орнамента костюма Белгородского района.
- Какие элементы присутствовали в орнаменте сарафана (точки, ромбы – знак плодородия, дерево, волна – вода).
-Все необходимое у вас на столе.
-Фон сарафана вы сделаете в технике пластилинового рельефа, а орнамент выложите бисером и поетками, так как вы запомнили.
Пальчиковая гимнастика:
«Мальчик пальчик, где ты был?»
-Взрослый и ребенок при помощи левой руки загибают по очереди пальцы правой руки, начиная с мизинца.
(Украшение бумажного шаблона сарафана.)
-Воспитатель: Красиво получилось, давайте сделаем выставку сарафанов, сделанных вашими руками. (Подведение итогов, обсуждение каждой работы)
Ребята, я вам приготовила подарки за ваши старания.
- Мы в начале занятия говорили, что подпояска являлась оберегом, и я вам дарю эти подпояски, чтобы они вас оберегали.
- Как водилось в старину и девушки, и парни после работы водили хороводы, и пели песни. Предлагаю всем встать в хоровод и исполнить песню «На горе, то калина».
Рефлексия: (На стол выкладываю рубахи разного цвета)
-Ребята, я хочу узнать, понравилось ли вам занятие, если «да» - возьмите яркую рубаху, а если «нет» - темную и покажите мне.
-На этом наше занятие закончено, большое спасибо вам ребята за ваши старания.