Ольга Москалева
Конспект тематического занятия для детей старшей группы «Мартовские птицы-вестники весны»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида №148»
Конспект тематического занятия для детей старшей группы
«Мартовские птицы - вестники весны»
Воспитатель:
Москалева О. В.
Цель:
Публикация «Конспект тематического занятия для детей старшей группы „Мартовские птицы-вестники весны“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2015
Расширять кругозор детей, знания о перелётных и зимующих птицах, приметах весны, воспитание эстетического восприятия окружающего мира.
Задачи:
Уточнить и систематизировать представления детей о весенних изменениях в природе и перелётных и зимующих птицах.
Воспитывать заботливое отношение к природе, к птицам.
Развивать у детей наблюдательность;
Развивать память, мышление, мелкую моторику кистей рук, умение получать удовольствие от результата своей работы.
Оборудование:
Мультимедийный экран с проектором.
- Презентация весенней природы.
- Перелетные и зимующие птицы.
- Запись голосов птиц.
Предварительная работа: наблюдения детей в природе, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, загадывание загадок, изучение народных примет.
Ход занятия:
Дети сидят на стульчиках полукругом.
Воспитатель:
А вот и март. Слышны капели,
Повеяло кругом весной.
К нам снова птицы прилетели,
Неся тепло вслед за собой. (С. Богдан.)
Воспитатель: Ребята о чем говориться в стихотворении.
Дети: О весне, о птицах.
Воспитатель: О каком месяце?
Дети: О марте.
Воспитатель:Правильно. Март - первый месяц весны. В народе его называют «парник», «капель». Почему?
Солнце начинает одолевать зиму. Рыхлеет снег, становится серым. С крыш свисают ледяные сосульки, блестя, струится по ним вода и капает. Как еще называют месяц март? «Утром весны», «утром года», «солнечником». Почему?
(Солнце поднимается выше и светит ярче, дни становятся длиннее, просыпаются насекомые, оживляются звери и птицы).
Как вы думаете, ребята, почему в народе часто говорят «весна-красна»? Дети: Потому что весна красивая.
Воспитатель: Чем же она красива?
Дети: Появляются трава, листья на деревьях, начинается цветение растений.
Воспитатель:
- Молодцы ребятки, а какие весенние месяцы вы знаете?
Дети: Март, апрель, май.
В марте начинается месяц птиц. Как ведут себя птицы в марте? Весело тинькают синицы, воробьи галдят, ссорятся, делят места для гнезд, а серые вороны строят гнезда и откладывают в них яйца. К концу марта прилетают грачи - вестники весны. В народе говорят «Грач; зиму прогоняет», «Если грач на горе, то весна во дворе».
Воспитатель: Какие еще птицы называются вестниками весны?
Дети: Затрудняются ответить.
Воспитатель: Тогда отгадайте мои загадки.
Спереди - шильце,
Сзади - вильце,
Сверху – черное суконце,
Снизу - белое полотенце (ласточка).
***
Прилетает к нам с теплом,
Путь проделав длинный.
Лепит домик под окном
Из травы и глины (ласточка).
***
В лесу на ветке она сидит,
Одно "ку-ку" она твердит,
Года она нам всем считает,
Птенцов своих она теряет.
"Ку-ку" то там то тут,
Как птицу эту зовут? (кукушка).
***
Хочет – прямо полетит,
Хочет – в воздухе висит,
Камнем падает с высот
И в полях поет, поет.
***
Высоко под облаками,
Над полями и лугами,
Словно выпорхнув спросонок,
Песнь заводит (жаворонок).
Воспитатель: Больше всего крестьянин любил звонкого певца жаворонка, который своими переливчатыми трелями заставлял природу пробудиться от зимнего сна. Послушайте, как передал в своей музыке щебетание жаворонка композитор Петр Ильич Чайковский. (Звучит фрагмент одной из пьес П. И. Чайковского – «Песня жаворонка» или «Март. Песня жаворонка».)
Ребята в этот месяц мы должны помочь нашим пернатым друзьям: развесит скворечники, перевязать кусты для гнёзд, устроить бесплатные столовые для гостей. Ведь в природе птиц становится все меньше и меньше. Вырубаются леса, кустарники. Растет и число птиц в «Красной книге». Этих птиц в природе нам с вами не увидеть и не услышать их голоса. Какие птицы занесены в красную книгу (слайды)
Воспитатель: Давайте будем беречь птиц.
Дети: да.
Воспитатель: А какие птицы остаются зимовать?
Дети: Голуби, воробьи, снегири, синички, дятлы.
Воспитатель: Ребята чем мы кормим птиц зимой?
Дети: пшено, хлеб.
Воспитатель: Давайте поиграем в игру «Кому, что по вкусу»
На картинках нарисован различный корм. Надо сказать, какой птице подходит тот или иной корм.
Воспитатель: Ребята как вы думаете какую пользу приносят птицы?
Дети: Ответы.
Воспитатель: Правильно ребята, но я вам еще хочу немного рассказать о пользе птиц. Ласточка за лето успевает поймать около миллиона всяких мошек, комаров, тлей. Над полями и лесами днем парят хищные птицы, высматривают полевок и других грызунов. Ночью их сменяют совы. Вот так все лето работают птицы, помогая нам сохранить урожай фруктов и овощей, зерна. Теперь вы понимаете почему говорят: «Птицы – наши помощники и друзья».
Воспитатель: А сейчас пойдём на полянку, певчих птичек послушаем. Проводится игра «Узнай по голосу» Звучит запись голосов птиц. Дети угадывают какая птица поет.
Воспитатель: Молодцы ребята. А сейчас мы свами сядем за столы и слепим из пластилина понравившуюся вам птицу. На магнитной доске я повешу картинки с изображением птиц, чтобы вам легче вспомнить её отличия.
Давайте сначала вспомним строение птицы. Что общего в строении у всех птиц? (2 крыла, 2 лапки, хвост, круглая головка, овальное туловище, перья, пух).
Чем они отличаются друг от друга? (Размеры, окраска, оперенье).
Прежде чем приступить к работе мы поиграем с пальчиками. Пальчиковая гимнастика "Кормушка"
Сколько птиц к кормушке нашей
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
(Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
На каждое название птицы загибают по одному пальчику.
Опять сжимают и разжимают кулачки).
Воспитатель: Я предлагаю вам приступить к работе, а музыка создаст в нашей группе весеннее настроение (звучит песня “Птичий дом” (муз. Д. Кабалевского)
Дети приступают к работе, воспитатель следит за правильной осанкой детей. В конце занятия проводится выставка работ.
Итог занятия :
Сколько всего хорошего было сказано сегодня про птиц.
Ребята, без них действительно было бы скучно. Их мелодичные, звонкие, веселые песни вселяют нам радость, оживляют природу.
Берегите их! Кормите их! Любите их!
Приучите этих птиц
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Молодцы, все вы очень хорошо работали.
Список использованной литературы.
1. Журнал «Дошкольное воспитание» № 2. 1998.
2. Е. В. Марудова. «Ознакомление дошкольников с окружающим миром». 2013 г. Издательство "Детство-Пресс. " Санкт-Петербург.
4. С. Н. Николаева. «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве». 1995 г. Издательство " Новая школа" Москва.
5. З. Г. Валова. Ю. Е. Моисеева «Ребенок среди природы». 2008 г.
Издательство "«Технопринт» Москва.
6. Т. Н. Сергеева. «Тематические недели в детском саду». 2013 г.
Издательство " Планета. " Москва.
7. «Стихотворения русских поэтов о весне».
8. «Комплексные занятия по программе " От рождения до школы. " под редакцией Н. Е. Вераксы. 2013г. Волгоград. Издательство " Учитель