Светлана Филимонова
Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе с использованием ИКТ «Тайна зимнего леса»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
общеразвивающего вида «Увинский детский сад № 4»
Конспект тематического музыкального занятия
в старшей группе с использованием ИКТ
«Тайна зимнего леса»
Составил:
Музыкальный руководитель I категории:
Филимонова С. В.
п. Ува, 2022 год
Публикация «Конспект тематического музыкального занятия в старшей группе с использованием ИКТ „Тайна зимнего леса“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2022
Цель: приобщение дошкольников к миру музыки, развитие музыкальных способностей, формирование интересов и потребностей в области музыкального искусства.
Задачи:
Обучающие задачи: Продолжать учить двигаться в соответствии с характером музыки;закрепить умение исполнять ритмические дорожки индивидуально (по-одному, подгруппой и оркестром (всем вместе); побуждать петь весело, оживленно, различать музыкальное вступление и проигрыш; узнавать знакомую пьесу, определять характер, изобразительность музыки; закреплять основы слуха в звукоподражательных музыкальных играх, распевках; упражнять в чистом интонировании, сочетании движений и текста; различать оттенки настроений, эмоций; воспринимать танцевальный характер музыки, менять движения в соответствии с формой муз. произведения, двигаться легко, изящно.
Развивающие задачи:Развивать вокально-певческие навыки, чувство ритма, мелкую моторику, речевые навыки, координацию движений, слуховое внимание,ритмический слух, творческие проявления и способности; способствовать развитию муз. памяти, воображения.
Воспитывающие задачи:Воспитывать эмоциональную отзывчивость на музыку, эстетические чувства; формировать эмоционально-радостные ощущения от активного участия в музицировании, интерес и любовь к музыке; формировать способность к взаимодействию с партнерами.
Материал и оборудование:
- мультимедийная установка, презентация.
- музыкальный центр.
- музыка : А. Вивальди «Зима», Г. Свиридов «Вальс» из к/ф «Метель».
- ритмические дорожки (ёлочки большие - четверти и маленькие – восьмые).
- спецэффекты.
- снежинки по числу детей.
- ритмические льдинки, палочки, кубики.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие»,«Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Ход занятия:
(звучит спокойная музыка, дети входят в зал, встают в круг).
М. Р. Ребята, давайте поприветствуем друг друга песенкой.
1. Приветствие «Здравствуйте!» (диск «Муз. игры» Н. Шуть, укр.)
(затем начинает звучать произведение А. Вивальди «Зима».) (СЛАЙД 1).
М. Р. Ребята, вы слышите, какая красивая музыка зазвучала?) Давайте прислушаемся к звукам музыки и посмотрим на зимний пейзаж (слушают, смотрят на слайд).
2. Слушание. «Зима» А. Вивальди.
М. Р. Вы узнали музыкальное произведение?) Как оно называется?
Дети: Произведение называется «Зима».
М. Р. Как зовут композитора, который его написал?
Дети: Антонио Вивальди.
М. Р. Совершенно верно. Скажите, какая музыка по характеру сопровождает зимний пейзаж?
Дети: Светлая, нежная, красивая, лёгкая, ласковая, волшебная, сказочная, загадочная, таинственная, задумчивая, задушевная.
М. Р. Правильно. Как будто снежинки мерцают, светятся, словно волшебный зимний наряд природы.
(Затем музыка становится тише).
М. Р. Чародейкою Зимою околдован, лес стоит. (СЛАЙД 2)
И под снежной бахромою, неподвижною, немою
Свою тайну он хранит!
Ребята, вы хотите узнать, какую тайну скрывает зимний лес?
Дети: Да!
М. Р. Чтобы разгадать эту тайну, мы должны выполнить задания, которые приготовил для нас зимний лес. Вот 1 задание.
( На экране появляется 1 задание: схема «хоровод». (СЛАЙД 3)
М. Р. Как вы думаете, что нам надо сделать?
Дети: Нам надо собраться в круг, встать в хоровод.
М. Р. Правильно, нам надо собраться вместе, рука об руку.
(дети встают в круг, берутся за руки).
М. Р. Мы все на нашей планете живем в ритме: день меняет ночь, в песне запев меняется припевом. Лес тоже живет по своему ритму: вслед за зимой приходит весна, природа спит, а затем пробуждается, она радует нас то дождём, то снегом. Давайте поиграем в ритмическую игру «Рука об руку» и исполним ритм леса.
3. Ритмическое упражнение «Рука об руку» (ритмические дорожки) на развитие ритмического слуха.
1 вариант – все дети, затем один, по двое).(СЛАЙД 4)
М. Р. Если ёлочка высокая – какой слог мы будем произносить (Хэй). А если ёлочка низкая? (Ла)
Давайте сначала все вместе прохлопаем ритм леса (---). Хорошо.
Влас, возьми ритмические льдинки и повтори этот ритм (---). Правильно Влас исполнил)
Я хочу послушать, как Богдан (Лера) и Даша исполнят этот ритмический рисунок на палочках (---). Молодцы! Продолжаем играть.
(Звучит продолжение песенки «Рука об руку»)
2 вариант – один ребёнок, по трое, затем все). (СЛАЙД 5)
Кто желает исполнить этот ритмический рисунок) Юля, выбери инструмент, который тебе нравится, а мы тебя послушаем (---). Юля справилась?). Молодец!
Мне очень интересно, как прозвучит этот ритм леса на ритмических льдинках. Кто хочет попробовать). Глеб, Рома и Артём. Пожалуйста (---). Дружно у них получилось?).
А сейчас все вместе повторим на ладошках.
М. Р. Молодцы! Посмотрите, звездочка зажглась! (СЛАЙД 6)
Значит, мы с первым заданием справились. (на экране начинает мигать первая звездочка).
( На экране появляется 2 задание: туча и снежинки).(СЛАЙД 7)
М. Р. Что это такое, ребята?
Дети: Это туча, из которой идет снег.
М. Р. Что нам хочет рассказать лес?
Дети: Лес нам хочет рассказать про снежинки, про снег, который идет зимой.
М. Р. Правильно, лес просит нас потеплее укрыть его снегом. Для этого нам нужны снежинки. Возьмите их. (дети надевают на руки снежинки на резинках).
4. Упражнение на развитие дыхания, силы и диапазона голоса «Туча и снежинки» с элементами самомассажа.
М. Р. Надул ветер тучу. (надуваем живот)
Потом ещё одну. (надуваем живот)
И пошел снег. (массаж носа, шеи, ушей и груди)
Стала тучка снежинки укладывать спать! (Пропеваемпо трезвучию ба-ю-бай (вверх, ба-ю-бай (вниз, поглаживая «снег»)
И снежинки стали засыпать. (У-у (по терции вниз) с покачиванием)
Надоело спать снежинкам, и они начали прыгать и скакать. (А-а-а (стаккато по трезвучию вниз)
Ветер подхватил снежинки (У-у-у по гамме вверх, увеличивая силу голоса)
И началась настоящая метель.
5. Импровизированный танец со снежинками под музыку Г. Свиридова «Вальс» из к/ф «Метель» .(СЛАЙД 8)
М. Р. Молодцы, ребята, как красиво кружились в танце ваши снежинки. Укройте ими лес. А вот и ещё одна звёздочка зажглась. (на экране мигает вторая звезда).(СЛАЙД 9)
( На экране появляется 3 задание: заяц, убегающий от лисы).(СЛАЙД 10)
М. Р. А вот и лесные жители. Давайте вспомним, как называется песенка, когда один голос убегает, а другой догоняет.
Дети: Канон!
М. Р. Правильно, нам надо спеть каноном. Сегодня мы будем исполнять хорошо знакомую вам песню «Вот зима кругом бело». Я буду помогать девочкам, а Надежда Викторовна мальчикам. Девочки начинают, а мальчики догоняют. Давайте встанем в кружочки.
6. Канон «Вот зима кругом бело»(без сопровождения).
М. Р. Умнички! Это задание было очень трудным, но вы замечательно с ним справились. Эта звёздочка тоже мерцает для нас. (мигает ещё одна звезда).(СЛАЙД 11)
Но задания зимнего леса ещё не закончились.
( на экране появляется 4 задание: поющие дети и девочка в белой шубке) (СЛАЙД 12,13)
М. Р. Что мы будем сейчас делать?
Дети: Петь.
М. Р. А какую песню мы исполним?
Дети: Песню «Шубка белая».
М. Р. Верно. Как мы будем исполнять эту песню?
Дети:Весело, радостно, бойко, задорно, шутливо.
М. Р. Договорились. Исполняем весёлую, озорную песню «Шубка белая».
7. Песня «Шубка белая» А. Чугайкиной.
М. Р. Молодцы! Вы исполнили песню как настоящие артисты. И снова для нас зажглась звёздочка. (зажигается следующая звезда).(СЛАЙД 14)
Но зимний лес даёт нам ещё одно, последнее задание.
1,2,3,4 – дружно глазки все закрыли.
1,2,3,4,5 – можно глазки открывать.
(СЛАЙД 15 ( на экране появляется 5 задание: изображение Снежного человека)
М. Р. Посмотрите, кто это такой?
Дети: Снежный человек.
М. Р. А как ещё его называют?
Дети: Йети.
М. Р. Где живёт Йети?
Дети: На заснеженном Тибете.
М. Р. Наше следующее задание: изобразить Снежного человека. Давайте посмотрим, у кого лучше получится: у девочек или у мальчиков.
8. Музыкальная игра-имитация «Снежный человек» (приём «эхо»).
М. Р. Замечательно! И девочки, и мальчики молодцы. У вас получилось очень похоже. Лес дарит нам ещё одну свою звёздочку. (на экране мигает последняя звезда).
М. Р. А сейчас давайте присядем и отдохнём. (садятся в круг вокруг «сугроба»)
(на экране появляется солнечный лес и голос леса в записи) (СЛАЙД 16)
Голос леса : Здравствуйте, мои юные друзья!) С вами говорит зимний лес. Вы справились с трудными заданиями, поэтому я открываю вам свою тайну. Вот она волшебная зимняя тайна!
(выключается свет, волшебная музыка, спецэффекты, звездопад с потолка из конфетти)
(свет включается, но спецэффекты остаются)
Муз. руководитель подводит итог занятия :
Посмотрите, ребята, лес открыл нам свою тайну. Оказывается, в зимнем лесу на небе искрятся и переливаются яркие звёздочки. И наступает волшебное время, когда звёзды начинают спускаться с неба сверкающим звездопадом, который освещает всё вокруг.
Ребята, посмотрите, что это такое мерцает в сугробе? (сюрпризный момент. Находят сундучок, в нем блестящие звёздочки). Давайте откроем сундучок и посмотрим, что же в нём. Зимний лес дарит вам эти звёздочки, чтобы они светили для вас и радовали.
Давайте поблагодарим зимний лес за то, что он открыл нам свою волшебную тайну. Можно я начну?). Я хочу сказать лесу «спасибо» за то, что мы сегодня пели каноном. Влас, возьми звездочку и поблагодари зимний лес).
Замечательно! Я вас всех хвалю. Вы – молодцы! Давайте скажем дружно: «Мы – молодцы!». Настроение каково? (Во) Вот с таким настроением я с вами прощаюсь и жду в следующий раз. До свидания!
(Под музыку дети покидают зал. Занятие заканчивается).
Список литературы
Книги:
1. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей : в 2 ч. [Текст] / О. П. Радынова. – М. : Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1997 Ч. 2. 400 с. : нот
Сборник под редакцией:
1. Картотека музыкально-дидактических игр «Игровая технология ТРИЗ»
2. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздник каждый день. Конспекты музыкальных занятий с аудиоприложением. Старшая группа.
Статья из электронного журнала:
1. Е. В. Чуприна. Сценарий театрализованного развлечения «Как Заяц с Волком подружились». [Текст] / О. Лыков // Музыкальный оливье. – 2021. - № 5 (46). – С. 29 – 35.
Интернет источники:
1. Красивая гфи картинка Солнце в зимнем лесу [Электронный ресурс]. – Режим доступа: giffs.ru ( дата обращения: 12.01.2022)
2. Картинка Лес, деревья, зима, снег [Электронный ресурс]. – Режим доступа: fonstola.ru ( дата обращения: 25.12.2021)