Светлана Панова
Конспект тематического физкультурного занятия «Карусель народных игр» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект тематического физкультурного занятия
«Карусель народных игр» для детей подготовительной группы
Разработали : инструктор по физической культуре Ткаченко Наталья Валентиновна;
Воспитатель подготовительной группы : Панова Светлана Муратовна
Публикация «Конспект тематического физкультурного занятия „Карусель народных игр“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
- Занятия по физкультуре. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Подготовительная группа
- Работа инструкторов по физической культуре
- Темочки
Описание: предлагаем Вам конспект тематического физкультурного занятия для детей подготовительной группы (6-7 лет).
Цель: приобщение к истокам народной культуры в процессе разучивания малых форм русского фольклора, знакомства с играми, забавами, обычаями, народов Урала, повышение двигательной и эмоциональной активности.
Задачи:
- расширение представлений о традициях народов Урала;
- развитие потребности творчески проводить свободное время в социально значимых целях, занимаясь различной деятельностью, связанной с народными традициями; подвижными играми, забавами;
- развитие ловкости, выносливости, чувства дружбы и взаимопомощи;
- совершенствование двигательных умений и навыков;
- воспитание чувства сопричастности к народным играм, традициям, удовлетворения от участия в коллективной деятельности, любви к народному творчеству.
Интеграция образовательных областей:
«Социально-коммуникативное развитие», «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие»
Оборудование: шнур, флажки – стойки – 4 шт., гимнастические мячи-прыгуны– 2 шт., гимнастические скамейки-2 шт., подушки-2 шт., 2 обруча, сундучок, конусы- 2 шт., канат, музыкальное оборудование, проектор, ноутбук, презентация «Ярмарка народных игр».
Ход мероприятия.
Зал украшен в народном стиле. Дети в национальных костюмах народов, живущих на Урале входят в зал под музыку.
Ведущий: Здравствуйте, гости дорогие!
Проходите, не стесняйтесь, к нам на праздник собирайтесь.
Ото всех дверей, ото всех ворот,
Приходи скорей народ!
Приходи, кому охота!
А кому неохота – тоже приходи!
Наши игры погляди!
У нас сегодня необычное физкультурное занятие, а праздник народных игр и забав. Народных, потому что это игры народов, живущих на Урале. А какие народы живут у нас в Урале? (Русские, татары, немцы, украинцы, башкиры). Игра – любимое занятие и детей, и взрослых.
В народных играх отображается образ жизни людей, их быт, труд, представление о чести, смелости, мужестве. С помощью народных игр мы можем познакомиться с основами жизни народов Урала. В народных играх много юмора шуток, соревновательного задора.
А теперь небольшая разминка.
За дубами, за лугами шла деревня за грибами:
Старушки – по волнушки, старички – по сморчки,
Ребятки – по опятки (ходьба в колонне по одному).
Ходит конь по бережку, вороной по зеленому.
Он головушкой помахивает,
Золотой уздой побрякивает (ходьба с высоким подниманием колена).
Гоп-гоп! Ну, скачи в галоп!
Ты лети, конь, скоро-скоро.
Через речки, через горы.
Трух-трух! Не споткнись, мой друг! (прямой галоп в парах).
Голос из-за двери: Стойте, стойте, погодите! (забегает Антошка)
Гости дорогие, ой а какие вы красивые! Здравствуйте, ребята!
Я-Антошка, люблю скакать на одной ножке,
Люблю бегать и играть и весело плясать.
Вот только играть не с кем, друзья мои в лес ушли, а про меня забыли.
Ведущий: Как это забыли?
Антошка: Так я это…немножко спал…
Ведущий: Понятно, спал, спал и проспал. А друзья нехорошие такие, тебя бедного поднять, разбудить, да ещё с собой захватить забыли?
Антошка: Ага, ой ну ладно, ну проспал немножко. Только одному скучно как-то. Ой, а я вот подумал, вы ж ребята молодые, удалые? Играть тоже любите? (ответы детей)
Тогда давайте становитесь свою удаль покажите.
Ведущий: Ну что ж, давайте на Руси издавна праздники сопровождались веселыми играми, забавами. Предлагаю нашим мальчикам удаль молодецкую показать.
Что за шумное веселье,
Куда мчится детвора?
Петушиный бой в деревне!
Ну, тогда скорей туда.
Игра «Петушиные бои»
Описание: Игроки стоят на гимнастической скамейке лицом друг к другу, в руке у каждого молодца подушка. Дети сходятся бьют подушкой, стараясь сбить соперника со скамейки.
Ведущий: Чтоб не скучали наши ребята,
Выходите, поскорей.
Сейчас башкирская игра,
Вам понравится она!
Башкирия всегда славилась своими лихими наездниками (люди, скачущие на лошади). Каждая команда получит по породистому башкирскому скакуну. В Башкирии есть горы, леса и поля - скачки мы устроим с препятствиями.
Дети скачут на фитболах между деревьями (конусы, вперёд и обратно, передаём эстафету следующему, сами встаёте в конец колонны.
Эстафета «Лихой наездник».
Ведущий: Нам играть и петь не лень,
Мы б играли целый день.
Антошка: Молодцы, предлагаю немного отдохнуть, да меня послушать.
А теперь для всех ребяток загадаю я загадки, знаю, знаю наперёд- вы смекалистый народ!
1. Пятак есть, а ничего не купишь? (свинья)
2. Шубу два раза в год снимает. Кто под шубою гуляет? (овца)
4. Каким гребешком никто не причёсывается? (петушиным)
5. Петух снёс яйцо, кому оно достанется? (никому, петух яйца не несёт)
Антошка: Молодцы, немного отдохнули, играем дальше.
Ведущий: Ребята, а знаете ли вы, кто такой Батыр? Так раньше в Башкирии называли богатырей, героев, силачей, храбрецов. Батыры часто устраивали состязания, чтобы помериться силой, и одним из таких состязаний было перетягивание каната.
Вызываю две команды мальчиков! Тянут по сигналу до тех пор, пока флажок, на середине каната, не «перейдёт» за линию игроков.
Перетягивание каната «Сильный батыр».
Антошка: В играх рот не разевай –
Смелость, ловкость проявляй!
Ведущий: Какой же праздник без весёлых каруселей? Приглашаю на игру, карусель я заведу.
Игра «Карусель» (к обручу привязаны ленточки дети говорят слова)
Еле-еле, еле-еле
Завертелись карусели
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом
Тише, тише не бегите
Карусель остановите
Раз-два, раз-два
Вот и кончилась игра.
Ведущий: Дружно дети вы играли. Не зря есть такая пословица: «Делу время потехе – час». Посмотрите, что есть у нас. Много интересных шумовых музыкальных инструментов, на них можно сыграть народные мелодии, ладно да складно. Под русскую народную мелодию дети играют.
Антошка:
Молодцы, я предлагаю ещё поиграть.
Прежде чем начать играть,
Дружно мы начнё м считать:
(Выбирают водящего считалкой)
Ехал Ваня на тележке,
Раздавал он всем орешки, кому два, кому три выходи из круга ты!
Игра «Заря-заряница»
Дети встают в круг, хлопают в ладоши, а один из играющих - заря - ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые.
С последними словами водящий взмахивает лентой между двумя ребятами и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто быстрее заберёт ленту, становится зарей. Игра повторяется. Бегущие не должны пересекать круг.
Антошка: Ну вот, поиграли, повеселились, вам пора в детский сад, а мне дома убраться надо, гусей накормить, воды наносить. Только с пустыми руками я вас не отпущу. Есть у меня сундучок волшебный с угощением, только просто так он угощение не раздаёт, нужно волшебные слова знать. Я начну, а вы мне дружно помогайте. Пальчиковая игра
За морями, (делают руками волнообразные движения)
За горами, (руки вверх)
За железными столбами, (кулак на кулак)
На пригорке теремок, (сделать руками крышу)
На дверях висит замок. (пальцы в замок)
Ты за ключиком иди (шагают на месте)
И замочек отопри. (разводят руки в стороны)
Сундучок открывается, а в нём угощение.
Ведущий: Тут и ярмарки конец,
Кто играл, тот молодец!
Прощаемся и выходим из зала.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №30 комбинированного вида»
Пояснительная записка
Тематическое физкультурное занятие «Карусель народных игр»
Подготовительная группа
Выполнили: Ткаченко Н. В. инструктор по физической культуре
Воспитатель подготовительной группы Панова С. М.
МБДОУ ДС № 30
Алапаевск 2019
Пояснительная записка
В наше время высоких технологий, мы все реже возвращаемся к традициям и обычаям русского народа. Мы все знаем, что сейчас современные дети предпочитают малоподвижную деятельность, такую как компьютерные игры, просмотр телепередач. Мы, взрослые, относимся к детской игре как забаве, хотя именно игра для ребёнка – весёлая работа, в которой он развивается, в нём закладывается знания и опыт, первые основы его дальнейшей жизни. В России всегда любили играть в игры, как подвижные, так и нет. Народные подвижны игры очень разнообразны, в них заложен дух и история своего народов. Неоценимым национальным богатством являются народные игры. Они вызывают интерес не только как жанр устного народного творчества. В них заключена информация, дающая представление о повседневной жизни наших предков — их быте, труде, мировоззрении. Игры были непременным элементом народных обрядовых праздников. К сожалению, народные игры сегодня почти исчезли из детства. Хотелось бы сделать их достоянием наших дней.
Народные подвижные игры - являются традиционным средством педагогики. В них ярко отражается образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, смелость, ловкость, выносливость, проявляет смекалку, выдержку, находчивость, стремление к победе. Мы-педагоги помогаем дошкольникам понять, что людей разных национальностей объединяет любовь к Родине, интерес к её многонациональной культуре и искусству.
«Народы - как одна семья,
Хотя язык их разный.
Все - дочери и сыновья
Страны своей прекрасной».
Нашей целью стало вызвать у детей интерес к народным играм и научить самостоятельно их организовывать.
Народная подвижная игра отражает разные стороны жизни определённого народа, поэтому для каждого народа их национальные игры интереснее, понятнее, увлекательнее для детей, растущих в национальной среде. В то же время опора на национальные традиции воспитания не означает, что следует пренебрегать опытом воспитания, который имеется в других культурах.
Актуальность Опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности. Русские игры очень разнообразны, в них заложен дух и история русского народа. Не исключением являет и Урал. Основными средствами физического воспитания у коренных народов Урала являлись исторически сложившиеся народные игры, игры-состязания, игры-упражнения. Жизненные условия Урала, промысловая деятельность требовали уже с 4–7-летнего возраста активного развития важнейших физических качеств и воспитания специфических двигательных навыков. С этого возраста дети всецело привлекались к помощи родителям по хозяйству, их готовили к промысловой деятельности (охоте, рыболовству). С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности. Проанализировав уровень воспитанности детей, пришла к выводу, что у них недостаточно формируется нравственно-этические чувства, воспитывается любовь к Родине.
Основные цели и задачи:
-создать систему работы, по приобщению детей к истокам народной культуры, через народные подвижные игры;
-привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через знакомство с календарными праздниками их обычаями и традициями;
-создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;
-воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм и т. д. ;
-использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
Новизна: Игра развивает физические качества, чувство товарищества, потребность в дружеском общении, сознательное отношение к дружбе. Воспитывает положительное отношение к игре и традициям разных народов.
Знакомство детей с народными праздниками и традициями, народными играми.
Основной формой работы остаются занятия, которые проводятся как фронтально, так и подгруппами. Используются комплексные, сюжетные, тематические и другие виды занятий.
Наряду с занятиями новой формой организации являются праздники: календарные, фольклорные, обрядовые, дни именин и т. д. в фольклорных праздниках принимают участие дети всех возрастов, меняется лишь долевое их участие от возраста к возрасту. В детском саду регулярно проводятся народные праздники : Осенние посиделки, Масленица, Зимние забавы, активными участниками которых являются и взрослые и дети. При разработке сценария народного праздника особое внимание уделяется подбору словесно-музыкальных, драматических, игровых и хореографических произведений обрядово-календарного фольклора.
Главным показателем успешности праздника является эмоционально окрашенность атмосферы. Эту атмосферу определяет естественность поведение детей, заинтересованность, радостные эмоции. А главное, обеспечивает естественное приобщение детей к национальным традициям, утверждает в их сознании фундаментальные, духовные и эстетические ценности.
Особое внимание уделяется укреплению связей с родителями. Совместное участие в творческих мероприятиях помогает объединить семью и наполнить ее досуг новым содержанием. Родители стали активными участниками педагогического процесса: они принимают участие в проведение русских народных праздниках, в изготовлении атрибутов в мини-музее «Русской избы», в украшении группы к русским народным праздникам, Новый год, Масленица, участвуют в играх, активно обсуждают вопросы воспитания на родительских собраниях и семинарах.
Вариативность:
Разнообразие игр по двигательному содержанию, подбирались игры по разной степени физической нагрузки, с учетом времени года, связью с народными обрядами и праздниками.
При планировании игр учитывалась длительность каждой игры, объем текстового материала, который должны запомнить дети. Количество планируемых игр на одном занятии зависит от уровня подготовленности детей, от степени интенсивности игры, от игрового сюжета.
Ожидаемый результат:
В процессе приобщения детей к народным играм проявляется возможность отследить следующие особенности игрового поведения:
-у детей формируются знания о традициях народов;
- дети проявляют интерес к национальным играм в свободной деятельности;
-в семье устанавливается связь между поколениями, так как родители, бабушки, дедушки делятся воспоминаниями о своем детстве, родители вовлекаются в совместные игры с детьми;
- умение самостоятельно организовывать игру;
- живой непосредственный интерес к народным играм, желание внести их в повседневную жизнь;
-расширяется кругозор детей о малой родине и Отечестве, о социокультурных ценностях русского народа, об отечественных традициях и праздниках, об особенностях природы, многообразии стран и народов мира.
Детские подвижные игры, взятые из сокровищницы народных игр, отвечают национальным особенностям, выполняют задачу национального воспитания. Они выступают не только как фактор физического развития и воспитания, но и как средство духовного формирования личности. Безусловно, эти игры – национальное богатство, и важно, чтобы дошкольники их знали и любили. Результатами проведенной работы являются:
-использование детьми в активной речи потешек, считалок, умение отгадывать загадки;
-умение организовать играть в русские народные подвижные игры и игры народов Урала, используют считалки;
-осмысленное и активное участие детей в календарных народных праздниках (знают название праздника, поют песни, исполняют частушки, читают стихи);
-знание истории русского народного костюма, головных уборов, используют атрибуты народной культуры в самостоятельной деятельности. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Вывод:
Решающее значение для нравственно-патриотического воспитания имеет положительный нравственный опыт, особенное значение, для накопления которого имеет общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.
Нравственно-патриотическое отношение, представления, поступки, которые формируются на занятиях, закрепляются или видоизменяются в свободное время. Эффективность нравственно-патриотического воспитания дошкольников во многом зависит и от согласованной работы дошкольного учреждения и семьи. Работа должна вестись параллельно, дополняя друг друга.
Литература
Г. А. Лапшина «Календарные и народные праздники в детском садку»,
Кенеман А. В. Детские подвижные игры народов СССР : Пособие для воспитателя детского сада. - М. : Просвещение,1988.
Кильпио Н. Н. 80 игр воспитателю детского сада. Изд «Просвещение» 1964.
Рождественская В. И. Подвижные игры в детском саду. М. : Просвещение. 1967.
Федин С. Н. Игры нашего детства. - Изд. 2-е - М. : Айрис - пресс, 2006.
Интернет-ресурсы