Роман Кузичев
Конспект. Тематическая композиция «Масленица» в 4 классе ДШИ. Рисунок на конкурс
▼ Скачать + Заказать документы
Со времён старинных, давних - праздник Солнца к нам спешит.
Он один из самых ранних в окна вешним днём глядит.
Это Масленица мчится вдоль по улицам родным.
Пьёт, гуляет вся станица, ест блины куском большим:
Со сметаной и нардеком, с рыбой, мясом и икрой…
Ираида Мордвина
Цель: познакомить с картинами русских и зарубежных художников на тему «Масленица» и нарисовать масленичную композицию.
Темочки:
- ДШИ. Детская школа искусств
- Масленица. ИЗО, поделки и рисование
- Масленица. Конспекты занятий для детей
- Масленица. Русский народный праздник
- Начальная школа. 1-4 классы
- Рисование. Конспекты
- Темочки
Задачи: приобщение детей к фольклорному творчеству, развитие навыков в компоновке, умение рисовать фигуры людей, составлять живописную палитру, формировать эстетическую отзывчивость на прекрасное, развивать творческие способности учащихся.
Зрительный ряд: презентация «Масленица на картинах русских и зарубежных художников».
Ход занятия.
Ребята, сегодня речь пойдет о празднике Масленица. Начинаются масленичные гулянья за 8 дней до Великого Поста и знаменуют собой проводы зимы.
Культ проводов зимы дошёл до нас ещё с языческих времён, тогда он назывался Комоедицей – это неделя до и после начала весны. После крещения Руси это преобразовалось в православный церковный праздник с понедельника по Прощёное воскресенье, она сначала называлась церковной сырной седмицей, потом уже стала масленицей. Эта неделя и сопровождалась большими весёлыми гуляниями. Светское празднование Масленицы учреждено царским указом Петра I по образу и подобию европейских карнавалов. На каждый день масленой недели существовали определенные обряды. В понедельник — встреча Масленицы, во вторник — «заигрыши». На лакомки, то есть в среду масленой недели, тещи приглашали на блины зятьев с женами. Особенно этот обычай соблюдался в отношении молодых, недавно поженившихся. Скорее всего, отсюда и пошло выражение «к теще на блины». В «широкий четверг» происходили самые людные катания на санях. В пятницу — тещины вечерки — зятья звали тещу на угощение. Суббота отводилась золовкиным посиделкам. Воскресенье называлось «прощеным воскресеньем» или «прощеным днем». В этот день все навещали родственников, друзей и знакомых, обменивались поцелуями, поклонами и просили прощения друг у друга, если обидели словами или поступками. Причем первые три дня назывались «узкой масленицей», народ ещё занимался хозяйственными делами, а гуляли и веселились в основном дети и молодожёны, с четверга же начиналась «широкая масленица», работать в эти дни запрещалось.
фото Кузичева Р. "Масленичный натюрморт" Мария П. 14 лет, бум,акварель, белила.
Обрядовые действия, традиционные игры и затеи до отказа заполняли все дни. Сил, энергии, задора хватало на всё, поскольку царила атмосфера всеобщей радости и веселья. Основное действие разворачивалось вокруг балагана с неизменным персонажем Петрушкой (на титульном слайде С. Судейкин балаган с Петрушкой).
Конечно, это пропитанное русским духом, национальным колоритом, праздничное веселье не могло не найти отражения в работах русских художников. Ребята, сегодня мы с вами увидим некоторые из них.
Важной вехой в творческом пути известного исторического художника-передвижника Василия Сурикова стало полотно "Взятие снежного городка». Картине предшествовала драматическая личная история, в апреле 1888г. у художника внезапно умирает любимая жена Елизавета Августовна. Василий Суриков сильно переживает ее утрату, сообщает своему брату Александру в Красноярск и через год уезжает из Москвы на родину, чтобы отвлечься от тяжелых мыслей. Здесь, в Сибири художник оказывается среди близких ему людей, постепенно боль утраты уходит. Более того, в живописи В. Сурикова появляется нечто новое, более яркое, пестрое, связанное с впечатлениями художника от казацкой народной жизни. В Сибири он пишет замечательные типы казачек и начинает писать большую картину на масленичную тему. Казак от рождения В. Суриков, в детстве участвовал в масленичных боях и брал со всеми снежные крепости. В одном из сел мужики построили крепость по просьбе художника и его брата, и В. Суриков выполнил несколько живописных этюдов к картине. Один из этюдов «Голова смеющейся девушки» ,является по мнению В. Кеменова, «подлинной жемчужиной суриковской живописи». Работу художник закончил уже в Москве, а в 1891г. она была экспонирована на 19 Передвижной выставке в С. -Петербурге (картина экспонировалась с подзаголовком «Старинная казачья игра на Масленицу»), где была куплена известным меценатом Владимиром фон Мекком. Позднее картина «Взятие снежного городка» вошла в коллекцию Русского музея, бывшего собрания императора Александра III.
фото Кузичева Р. "Масленица" Софья Х. 11 лет, бум. ,гуашь.
Несколько раз к теме «Масленицы» обращался Борис Кустодиев. По воспоминаниям матери художника, он родился в масленичный четверг. Но чтобы понять почему столь часто Б. Кустодиев обращался к масленичной теме, надо упомянуть и то, что будущий художник вырос на берегах великой русской реки Волги в купеческой Астрахани. Жизнь и быт Поволжья впоследствии были неоднократно воспроизведены в картинах Б. Кустодиева. И. Е. Репин называл художника «богатырем русской живописи". Серия "Русские типы", театральные постановки художника, портреты замечательных ученых, близких людей, участие Бориса Кустодиева в создании совместного с И. Репиным (главный художник) и И. Куликовым огромного полотна «Торжественное заседание Государственного Совета 7 мая 1901 года», вот лишь некоторые вехи творческого пути художника. Говоря о Б. Кустодиеве, мы всегда вспоминаем две его темы – купеческая и масленичная. В них нашло отражение любование художником красотой русского пейзажа -масленичные катания на тройках сложно представить без морозного закатного неба и заснеженных деревьев, восхищение перед женской красотой, очарование поэзией русского провинциального быта.
Борис Кустодиев. " Масленица. " 1916
Масленица у него представлена в разных вариантах, но с одинаковой степенью талантливости и точной передачей своеобразного колорита празднества. Сложно поверить, что эти жизнерадостные полотна создал прикованный к инвалидному креслу больной художник.
Борис Кустодиев. Вариант картины «Масленица». 1919
Масленица – это еще и очень вкусный праздник, его называли масленица-объедуха. Масленицу празднуют по всей России, в большом городе и малых деревнях.
фото Кузичева Р. "Блинчатый натюрморт" Алина С. 11 лет, бум, гуашь.
фото Кузичева Р. "Масленица, угощение блинами" Вера М. 11 лет, бум,гуашь.
Федот Сычков «Праздничный день. Подруги. Зима» 1941г. Прекрасный русский художник крестьянской темы, о его творчестве очень хорошо отзывался Илья Репин. Семидесятилетний художник написал эту молодую задорную картину, когда жил у себя на родине в Саранске в годы войны в Мордовии. Талант молодого Ф. Сычкова заметил генерал И. Арапов, который заказал ему картину, а потом и определил будущего художника в Вольное общество поощрения художников в северную столицу. После окончания Академии Художеств и заграничной поездки Ф. Сычков поселяется у себя на родине в Мордовии. За свою творческую жизнь Ф. Сычков написал порядка 600 картин. Его работы охотно покупали зарубежные коллекционеры. Главные героини его работ молодые девушки («Молодухи»)в нарядах и праздничных платках. Истоки женской крестьянской красоты лежат в творчестве А. Венецианова.
Ребята, Масленица празднуется у разных народов.
Праздник «Масленица», похоже, был в чести во все времена. На картинах старых мастеров мы видим сюжет этого действа. Например, у Питера Брейгеля Старшего в картине «Битва Поста и Масленицы» 1559г.
В последний день карнавала в нидерландских городах и сёлах устраивалась шуточная битва Масленицы и Великого Поста. К уличному представлению готовились заранее, шили костюмы, устраивали репетиции, готовили угощение. На картине в центре площади разгорается шуточная битва между свитой Масленицы и поклонниками Поста. «Масленица»- пузатый толстяк в колпаке, восседает на большой бочке из-под вина. Он держит перед собой вертел с нанизанными на него свиной головой и курицей. Воплощение «Поста» - худощавый человек в балахоне. Он протягивает по направлению к «Масленице» свое оружие - лопату на длинном черенке, на которой сиротливо лежат две селёдки.
Да и сегодня, этот замечательный, яркий и красочный праздник, не обходит вниманием художников.
Работы современных художников на масленичную тему.
Игорь Шаймарданов. Цикл - Псковская масленица
Интересные картины из цикла «Псковская Масленица» Игоря Шаймарданова - главного художника театра «Молодой человек» в Ижевске, а также художника Всероссийской Масленицы в Пскове.
Катание на санях с ледяной горы, карусель, господа с борзыми собаками, дамы в красивых шубах и платках все это мы найдем на картине известного современного художника-иллюстратора Геннадия Спирина. (слайд)
Русская молодецкая удаль проявляется во время масленичных боев. (Слайд. Григорий Гукасов «Играй народ Масленица идет») Искусство, словно машина времени, переносит нас из одной эпохи в другую, не позволяя потерять связь со своими корнями и заставляя, в который раз почувствовать свою кровную связь со всем человечеством. (Слайд Сочивко Сергей. Масленица)
Пейзажи и натюрморты, портретные зарисовки, стилизация под народный лубок в работах мастеров отечественной живописи не только приоткрывают отдельные моменты культуры, быта и верований предков, но и приближают прошлое, делая его понятным и родным. (Слайд. Анна Черкашина. Масленица. 2002 г.)
Всем, кто зиму провожает, праздник этот предвещает,
Что веселье лишь вас ждет, что удача лишь грядет!
Ребята, а сейчас, после короткого отдыха, мы переходим к рисованию.
фото Кузичева Р. "Катание на лошадях на Масленицу",Виктория М. 11 лет, бум, гуашь.
Практическая работа:
Задание: выполнить тематическую композицию на конкурс «Масленица»
Материалы: бум. А3, пр. кар, ластик, пастельная и акварельная бумага, пастель, акварель, гуашь, палитра, кисти.
Зрительный ряд: Презентация «Масленица на картинах русских и зарубежных художников.»
Ход выполнения практической работы.
1. Идея. Замысел и выяснение вместе с педагогом путей решения композиции.
2. Выполнение эскиза, небольшого рисунка для визуализации замысла в карандаше.
3. Уточнение количества персонажей, общей пластической и композиционной идеи.
4. Перенос на основной формат листа при помощи масштабной сетки.
Прим. Укрупнение механическим путем рисунка отнюдь не обозначает готового композиционного решения. Работа по компоновке продолжается на большом формате, процесс уточнения и выявления взаимосвязи между объектами, светотеневое решение предметов.
5. Работа цветом на палитре. Поиск основных цветовых пятен.
6. Работа красками или пастелью на основном формате от простого к сложному.
7. Работа над деталями рисунка.
8. Выявление композиционного центра, выделение контрастов.
Рефлексия.
1. Что нового мы узнали с вами на этом занятии?
2. Какой главный персонаж масленичных балаганов?
3. Картины каких художников произвели на вас впечатление и почему?
Публикация проиллюстрирована детскими рисунками по теме занятия.
Литература:
В. Н. Докучаева Борис Кустодиев. Жизнь в творчестве Москва «Изобразительное искусство»1991г.
Галина Чурак Василий Суриков. Серия «Художник в Третьяковской галерее», Трилистник 1998г.
Подборка журнала «Юный художник» и «Изобразительное искусство в школе».
Спасибо за внимание.