Светлана Жильникова
Интегрированное занятие по экологии в старшей группе «Съедобные и несъедобные грибы»
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида п. Томаровка Белгородской области, Яковлевского района»
Конкурс на лучшую разработку конспекта НОД в области ЗОЖ.
Номинация : «Лучший конспект интегрированной НОД»
Тема: «Съедобные и несъедобные грибы»
Группа : старшая разновозрастная.
Воспитатель: Жильникова Светлана Александровна.
Публикация «Интегрированное занятие по экологии в старшей группе „Съедобные и несъедобные грибы“» размещена в разделах
- Грибы и лесные ягоды
- Грибы. Конспекты занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2013
Цель: Формировать представления детей о съедобных и несъедобных грибах.
Задачи:
Образовательная :
-Расширять представления детей о многообразии грибов в родном крае.
-Учить детей различать съедобные и несъедобные грибы.
-Учить отгадывать загадки про грибы по их характерным признакам.
-Познакомить с понятием о том,что лесные грибы относятся к царству грибов.
-Формировать представление о строении и способе размножения грибов.
-Расширять знания детей о пользе и применении грибов.
-Сформировать понятие,что в пищу можно употреблять только съедобные грибы,после обработки.
-Закреплять умение детей работать с опорными карточками.
-Способствовать развитию устойчивого интереса к дальнейшему изучению грибов.
Развивающая:
-Развивать связную речь, память,наблюдательность, любознательность, внимание,мышление,творческое воображение.
-Расширять кругозор.
Воспитательная:
-Воспитывать коммуникативные навыки, навыки коллективной работы, самостоятельность.
-Воспитывать бережное отношение к окружающей среде.
Оборудование:
-иллюстрации съедобных и несъедобных грибов, карточки «Правила сбора грибов», стенд «полянка» ,корзина для грибов, карточки с цифрами, краски, кисточки, бумага белая.
Методы и приемы:
- Словесные : рассказ,объяснение,беседа, вопросы к детям,художественное слово, анализ работы.
-Игровые :дидактические игры.
Моя тема по НОД соответствует комплексно-тематическому планированию по теме «Мой город, моя страна,моя планета» ,которая проходит с 1.10.13г. -14.10.13г. Задачи соответствуют моей теме.
Предварительная работа: -заучивание стихотворений,чтение П. Синявский «Грибная полянка» ,игра «Лото»,разрезные картинки «Грибы»,дидактические игры «Съедобный- несъедобный», «Угадай по описанию»,пословицы, поговорки, приметы о грибах, рассматривание грибов во время прогулок в лес, лепка на тему «Мухомор».
Последующая работа: изготовление муляжей грибов, составление алгоритмов приготовления простейших блюд (грибной суп, салат,грибная икра, создание папки передвижки «Съедобные и несъедобные грибы», консультации для родителей на стенде группы «Осторожно, ядовитые грибы», постановка спектакля «Какой гриб лучше?».
Ход НОД:
-Ребята к нам в гости пришла белочка,но она очень расстроенная. Что случилось Белочка?
-Моя мама, отправила меня собирать грибы, что бы сделать запасы на зиму. Я набрала целую корзину грибов. По дороге я встретила ежика, он заглянул в корзину и очень удивился. Я не знаю почему?
-Ребята,давайте поможем белочке. Узнаем,почему удивился ежик?
1.-Достаем первый гриб из корзины :
Маленький, удаленький
Сквозь землю прошел,
Красну шапочку нашел. /подосиновик/
-А кто знает, почему он так называется?
-Правильно (у него крепкая ножка, похожа на ствол березы. А шляпа красная. Его зовут еще красноголовик. Растет под осинами.
-Подосиновик- съедобный гриб.)
-Не скрою: не белый он братцы, попроще,
Растет он обычно в березовой роще. /подберезовик/
-А что мы знаем об этом грибе?
(Это съедобный гриб, у него прямая ножка и ровная круглая шляпка.)
-Иногда подберезовик путают с подосиновиком,потому что они похожи между собой. Как же их отличить друг от друга?
(На изломе подосиновик синеет,а подберезовик остается светлым)
-А если мы с вами в сосновом бору окажемся, то обязательно повстречаем:
Ножка как бочонок,
К шляпке лист прилип.
Молодой,точеный
Крепкий белый гриб. /боровик/
-Опишите этот гриб.
(У боровика ножка не толстая, не высокая,а шляпка светло- коричневая или желто-бурая. Зовут его так,потому что любят они расти в сосновых и еловых лесах. Боровик- съедобный.)
Нет грибов дружней,чем эти
Знают взрослые и дети
На пеньках растут в лесу,
Как веснушки на носу. /опята/
-Что же это за гриб?
(Опята растут очень большими группами на пнях, кореньях,около стволов хвойных и лиственных деревьев. Опята бывают осенние и летние. Опята- съедобные грибы)
-Ребята, а это что за гриб? /мухомор/
-С шапочкой красной знаться опасно,
Даже муха –зуда не садится сюда.
(У мухомора белая ножка и красная шапочка в белый горошек. Он очень красивый,но его нельзя трогать руками – он ядовит и опасен. Поэтому мухомор- несъедобный гриб.)
-Встретив в лесу мухомор можно его топтать, пинать?
(Нельзя. Мухоморы нужны лесным жителям. Они им лечатся. Например :лоси их проглатывают целиком.)
-Ребята, а сейчас мы сможем сказать белочке,почему так удивился ежик,заглянув в ее корзину?
(В корзине были съедобные и несъедобные грибы вместе)
-А какие съедобные грибы еще вы знаете.
(Опята,рыжики,сморчок,шампиньон,вешенка,груздь,лисичка,масленок,моховик,трюфель)
-А какие несъедобные грибы вы знаете?
(Желчный гриб, ложный опенок,говорушка,бледная поганка)
-Что можно делать с грибами?
(Сушить, варить, жарить, но только сначала обработать)
-Почему нельзя употреблять в пищу мухомор,бледную поганку и т. д. ?
-А сейчас я вас приглашаю на полянку.
2. Физминутка «Прогулка в лес».
Все зверушки на опушке (дети идут друг за другом)
Ищут грузди и волнушки.
Белочки скакали, (скачут подскоками, в конце приседают)
Рыжики срывали («срывают грибок»)
Лисичка бежала, (легкий бег,
Лисички собирала, в конце «срывают воображаемый гриб»)
Скакали зайчатки, (прыгают на двух ногах)
Искали опятки. (в конце останавливаются и смотрят по сторонам)
Медведь проходил - (ходят на внешнем своде стопы)
Мухомор раздавил, (в конце топают ногой)
Снова мы идем по лесу, (ходьба на месте)
А вокруг - так интересно.
Отдохнуть пора, дружок! (потягивания - руки в стороны)
Мы присядем на пенек, (приседают)
3.-Вот и наша полянка,а вот пустая корзина белочки для грибов. Давайте съедобные грибы положим в корзинку, а несъедобные оставим на полянке.
/Дети делятся на две команды по желанию. 1-ая команда вставляет в прорези полянки несъедобные грибы,2-ая команда складывает съедобные грибы в корзину белочки.
4.-Теперь каждая команда посчитает сколько у нее грибов и покажет цифру соответствующую количеству грибов в (корзине,на полянке).Назвать цифру.
-Сравнить количество грибов. Где грибов больше, а где меньше? На сколько?
5.-Ребята,а кто из вас ходил в лес за грибами?
Знаете ли вы, где растут грибы?
(Грибы растут в лесах, в поле, на лугах и болотах. Их можно встретить на земле среди опавших листьев,они облепляют пни и стволы деревьев.)
Стих «Где найти грибок?»
Если день сухой и знойный,
То в бору смолистом знойном
Все грибочки под кустами
Под зелеными листами.
Если дождик прошумит
Если влагой лес омыт.
Вмиг лисички и волнушки
Разбегутся по опушке.
6.- Лесные грибы относятся к большой группе живых организмов - царству грибов.
- Давайте рассмотрим гриб, из чего он состоит? (шляпка, ножка).
- Верно, это то, что мы над землей, а в земле есть грибница. Грибница имеет вид нежного пушистого или наутиннистого налета, будто множество тоненьких ниточек, переплетенных между собой. По строению нижней части шляпок, грибы делятся на пластинчатых (имеющих на нижней части шляпки пластинки) и трубчатых (имеющих пористую поверхность) -педагог показывает.
Грибы отличаются от растений не только строением, но и размножением. Чем размножаются растения? /семенами/.
Грибы размножаются спорами. Споры находятся между пластинками и трубочками в нижней части гриба. Споры настолько малы, что не видны человеческому глазу и очень легки, их подхватывает ветерок и уносит далеко от гриба. Попав в подходящие условия, споры прорастают грибницей, и на следующей год на этом месте, вырастают грибы. Так грибы завоевывают новые места.
7.- А вы,помните как называю человека,собирающего грибы?
(грибник)
-Настоящий грибник,найдя гриб,сначала полюбуется им,запомнит,где этот гриб вырос, и только потом бережно срежет его и положит в лукошко шляпкой вниз.
-А какие правила сбора грибов знаете вы?
Правила сбора грибов (ответы детей) :
-Не срывать, не топтать ядовитые грибы - они нужны многим жителям леса;
-Срезать грибы аккуратно ножом, а не срывать их -можно повредить грибницу;
-Не раскапывать палкой грибницу - она может высохнуть, не прикрытая листвой;
-Не собирать грибы у проезжей части;
-Собирать только известные грибы;
-Не срывать старые и очень маленькие грибы.
8. Пальчиковая гимнастика : «Грибы»
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик сел и съел,
Оттого и потолстел.
-Ребята,мы столько много знаем о грибах,а давайте пофантазируем.
9. Рисование «Сказка о грибах».
-Каждый гриб имеет свой характер. Чем отличаются грибы друг от друга?
(Они разного цвета одни большие, другие маленькие, у одних толстые, а у других тонкие ножки.)
-Может ли гриб иметь свой характер? Какой характер может быть у мухомора? Он, наверное, веселый, довольный собой, не боится грибников, хвастается своей пестрой шляпкой. Какой характер может быть “осиновика?
(Он может быть гордым, заносчивым или стеснительным. Гриб может быть гордым, заносчивым или стеснительным. Гриб может быть испуганным, если к нему подходит грибник или на шляпку заползла улитка.)
- Какой может быть поганка?
(Веселой, озорной или грустной, потому что ее все считают некрасивой.)
-Какими красками мы можем изобразить грибы?
(Шляпки у грибов могут быть разноцвет- и, а ножки - светлыми.)
Рассмотрите картинки разных грибов. Обратите внимание, что серединка шляпки всегда темнее, чем края. Придумайте свой гриб, он не обязательно должен быть похож на настоящий. Но у него обязательно должен быть свой характер. Начинайте работу со шляпки, затем пририсовывайте ножку. Не забудьте, что наши грибы не растут в пустоте -необходимо сделать фон. Какой?
(Грибы растут в густой траве, они могут прятаться среди опавших листьев и веточек.)
Дети самостоятельно рисуют грибы.
- Попробуйте угадать характер грибов своих товарищей.
-Давайте все наши грибы подарим белочке.
Белочка:
-Спасибо вам ребята.
Мы на полянке побывали,
Мамочке моей грибы собрали,
А потом порисовали,
А теперь пора прощаться,
Вам играть, мне удаляться.
Вывод: Ребята, давайте белочке еще раз расскажем:
-Какие бывают грибы?
-Назовите съедобные, несъедобные грибы?
-Что можно делать с грибами?
-Почему нельзя употреблять в пищу мухомор?
-Кто из животных лечится мухомором?
-Где растут грибы?
-Чем размножаются грибы?
-В какое время собирают грибы?
-Как называют человека,собирающего грибы?
-Кто любит ходить в лес и собирать грибы?
Используемая литература :
Н. Н. Авдеева,О. Л. Князева, Р. Б. Стеркина., Безопасность. Уч. Пособие по ОБЖ Для детей старшего дошкольного возраста. ,ООО Детство-Пресс 2012
Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. - Ярославль 6Академия развития, 2009.
С. Н. Николаева,Методика экологического воспитания дошкольников. - М. ,2004.
Т. Г. Кобзева, И. А. Холодова, Организация деятельности детей на прогулке. - Волгоград : Учитель, 2012.
Серия наглядно –дидактических пособий «Съедобные грибы», «Несъедобные грибы», «Осень», «Родная природа».- М. : Мозаика- Синтез,2005.