Нечаева Вера
Сюжетно-ролевая игра «Магазин игрушек» в средней группе
1. Задачи:
1) Расширить представление детей о работе продавца и кассира, закрепить знания о том, как продавец продаёт игрушки, его обращение с покупателями.
2) Формировать игровую деятельность детей, учить детей принимать на себя роль и выполнять соответствующие игровые действия; использовать во время игры инструменты продавца, активизировать словарь: «продавец», «кассир», «касса», «счеты», «витрина», «прилавок», «упаковывать», «обслуживать».
Публикация «Сюжетно-ролевая игра „Магазин игрушек“ в средней группе» размещена в разделах
- Игрушки. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Магазин, супермаркет. Сюжетно-ролевая игра
- Магазин. Профессия продавец
- Средняя группа
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2014
a) формировать умение взаимодействовать в сюжетах, менять свою игровую роль в зависимости от развития сюжета;
b) обучать детей использовать в сюжетах воображаемого предмета, с которым осуществляется игровое действие.
3) Развивать умение взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре, воспитывать чуткое, внимательное отношение.
2. Подготовка к игре:
Дата- Сентябрь
Изготовление атрибутов:
• Изготовление чеков из бумаги
• Изготовление денег, пакетов из бумаги
• Изготовление игрушек из бумаги и бросового материала
• Сбор коробок,
• Изготовление кассы из коробочки.
Обогащение впечатлениями:
Беседа с детьми о профессиях; кем работают их родители; кем будут, когда вырастут.
Знакомство с профессиями: продавец, кассир, водитель, директор магазина.
Предложить родителям понаблюдать с детьми за работой продавца.
Рассмотреть альбом «Наши игрушки».
Чтение произведений: С. Баруздин «Мамина работа», В. Маяковский «Кем быть?», Б. Житков «Еще светофор».
Обучение игровым приемам:
• Научить пользоваться счетами
• Раскладывать товар
• Упаковывать
3. Перспективный план подготовки к игре.
Сюжет- Магазин игрушек
Роль: Продавец
Атрибуты:
Упаковочный материал (пакеты, коробки, бумага, фартук, счеты, игрушки из бумаги и бросового материала, чеки из бумаги, деньги из бумаги.
Игровые действия: Подготавливает товар к продаже, выкладывает товар на витрину, полки, прилавки, оценивает, упаковывает, выдает товар по чеку, внимателен к покупателям.
Речевые обороты: Что Вы хотите купить?
Для кого вы выбираете подарок?
Я бы Вам посоветовала.
Пройдите, пожалуйста на кассу!
Предъявите, пожалуйста чек.
Спасибо за покупку!
Роль: Покупатель.
Атрибуты: Деньги из бумаги
Игровые действия: Устанавливает очередь; общаются; соблюдают правила поведения в общественном месте, делают заказ, предъявляет чек, получают товары.
Речевые обороты: Кто последний?
Я бы хотел купить…
Посоветуйте мне пожалуйста ….
Где я могу оплатить покупку?
Могу ли я получить свою покупку?
Спасибо.
Роль: Кассир
Атрибуты: Касса, чеки из бумаги с палочками, деньги из бумаги.
Игровые действия: Спрашивает у покупателя, что он хочет купить и сколько, пробивает чек (рисует на чеке соответствующие количество палочек, выдает чек, сдает сдачу.
Речевые обороты: Что бы вы хотели купить?
Будь так любезны, возьмите сдачу.
Роль: Директор магазина.
Атрибуты: Значок директора магазина.
Игровые действия: Контролирует правильность и аккуратность работы, общается с покупателями.
Речевые обороты: Скажите пожалуйста, чем мы можем Вам помочь?
Нравится ли Вам наш магазин? Кому Вы хотите подарить игрушку?
Приходите к нам снова.
Сопутствующие сюжеты- Автобус.
Роль: Шофёр.
Атрибуты: Руль, головной убор, стулья 11 штук.
Игровые действия: Управляет автобусом. Сообщает об остановках.
Речевые обороты: Осторожно, двери закрываются, следующая остановка «Магазин игрушек».
Роль: Кассир
Атрибуты: Головной убор, билеты.
Игровые действия: Уточняет пассажиров, куда они хотят поехать, сколько билетов им необходимо; продает билеты; получает деньги; отдает сдачу.
Речевые обороты: Куда бы Вы хотели поехать?
Сколь билетов Вам нужно? С Вас…
Роль: Пассажиры
Атрибуты: Сумочки, деньги
Игровые действия: Подают деньги кассиру, получают билеты, садятся в автобус.
Речевые обороты: Мы бы хотели поехать в магазин игрушек.
Можно ли нам получить билет?
Вот деньги. Остановите пожалуйста на этой остановке.
Ход игры:
Создание проблемной ситуации.
Воспитатель зовет детей к себе, они встают вокруг воспитателя.
Воспитатель: Ребятки, вы любите играть?
Дети: Да!
Воспитатель: Чтобы у вас было сегодня весёлое настроение, я предлагаю поиграть. А когда мы будем играть, вы должны чаще улыбаться, не ссориться, не обижать друг друга, уступать друг другу.
Появляется кукла Катя, здоровается, приглашает детей на день рождения. Уходит.
Воспитатель: Хотите пойти на день рождения?
Дети: Хотим.
Воспитатель: Что дарят на день рождения?
Дети: Открытки, книги, игрушки.
Воспитатель: А где же нам взять подарок для куклу Кати?
(Звучит объявление) «Внимание, внимание - В нашем городе открыли новый магазин игрушек. Здесь вы можете приобрести подарки для друзей и близких».
Воспитатель: Как кстати, ребята, давайте посетим новый магазин и купим подарки. Согласны?
Дети: Согласны!
Воспитатель: Ребята, что нужно взять в магазин, чтобы купить подарок?
Дети: Нужны деньги.
Воспитатель: Где же их взять? Давайте представим, что деньги мы взяли у родителей. Вот они (и достает нарезанные бумажки, это будут наши деньги. Теперь мы можем отправляться в магазин. А на каком виде транспорте мы можем доехать до магазина?
Дети: На автобусе:
Воспитатель: А кто водит автобус?
Дети: Шофёр.
Воспитатель: Сейчас мы с вами выберем шофёра. Шофёром будет тот, кто знает стихотворение о нём.
Мальчик читает стихотворение
«Качу, лечу во весь опор,
Я сам- шофер, я сам- мотор, Нажимаю на педаль,-
И машина мчится в даль»
(мальчик получает руль).
Воспитатель: Давайте представим, что нашим автобусом будут стульчики. Какой формы у нас автобус?
Дети: Прямоугольной!
Воспитатель: мы с вами поставим стульчики в виде прямоугольника, а стул в центре у нас предназначен для шофера. А чтобы занять места в автобусе нам нужно купить в кассе билеты. Проходите в кассу. Я буду кассиром. Касса у нас будет вон за тем столом (указывает на письменный стол воспитателя)
Воспитатель: Не забываем говорить вежливые слова. Какие мы с вами знаем вежливые слова?
Дети: «Пожалуйста», «Будьте так добры», «Спасибо» (пассажиры покупают билеты у кассира).
Воспитатель: Пассажиры, билеты все купили?
Дети: Да.
Воспитатель при посадке в автобус уточняет у детей правила поведения в автобусе.
Воспитатель: Ребята, как нужно вести себя в автобусе?
Дети: громко не разговаривать, мальчики уступают девочкам.
Воспитатель: Пассажиры, пожалуйста занимайте место в автобусе, согласно купленным билетам. Водитель заводи мотор, поехали! А что бы нам было весело ехать, давайте споём песенку.
Песенка: Мы едем, едем, едем
В далекие края.
Хорошие ребята
Веселые друзья!
(Дети поют песенку и вспоминают правила поведения в магазине)
Водитель сообщает об остановках «Больница», «Парикмахерская», «Магазин игрушек».
Воспитатель: А вот и остановка «Магазин игрушек». Выходим из автобуса, идём в магазин. (Воспитатель подводит ребят к столу. Рядом со столом полка в место витрины на которой разложены разнообразные игрушки).
Воспитатель: Ребята проходите к витрине рассмотрите игрушки. Я буду продавцом, а вы покупателями, занимайте очередь. Уважаемые покупатели, мы рады обслужить вас в нашем магазине.
Дети рассматривают полки с игрушками.
Воспитатель: Вы уже что- то выбрали (обращается к первому ребенку, что Вам предложить (показать? Для кого Вы выбираете подарок? Я бы Вам посоветовала.
После обслуживания 2 человек, воспитатель дает возможность детям побыть продавцами.
Воспитатель: Я тоже хочу купить подарок, ребята кто бы мог меня подменить в роли продавца? А еще у нас есть кассир, кто больше подходит на эту роль?
Дети распределяют роли самостоятельно, воспитатель одобряет выбор детей.
После обслуживания 1 человека воспитатель надевает значок директора магазина и начинает общаться с покупателями.
Воспитатель: Здравствуйте, я директор магазина. Скажите, пожалуйста, чем мы можем Вам помочь? Нравится ли Вам наш магазин? Кому Вы хотите подарить игрушку?
Покупатели общаются с директором магазина, игра продолжается.
После обслуживания 2-3 человек звучит объявление «Уважаемые покупатели, наш магазин закрывается. Благодарим за покупки. Ждем Вас снова в нашем магазине».
Дети выходят из магазина. Воспитатель предлагает всем занять свои места в автобусе. Роль водителя воспитатель может предложить другому мальчику. С песней дети «возвращаются» в детский сад.
5. Окончание игры
Воспитатель: - Куда мы сегодня ездили на автобусе?
Дети: В магазин игрушек.
Воспитатель: Понравилось ли вам в магазине? Что больше всего понравилось в магазине? (Дети высказывают свое мнение).
Воспитатель: Теперь вы знаете, что делают в магазине и для чего туда ходят взрослые и дети. (Воспитатель плавно приглашает на занятия по Художественному развитию – рисование.) А сейчас, ребята мы пройдем за столы и научимся рисовать поздравительную открытку. В следующий раз мы пойдем в гости к кукле Кате и подарим свои подарки.
6. Оценка игры.
- Молодцы, ребята, все хорошо играли : водитель аккуратно управлял автобусом, соблюдал правила дорожного движения: кассир всем продал билетики; пассажиры хорошо себя вели в автобусе; продавец помог выбрать подарок, покупатели были очень вежливые и любезные, директор магазина очень обходителен.
(Дети умеют взаимодействовать и ладить друг с другом в непродолжительной совместной игре).