Жигалова Людмила Леонидовна
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми «Первоцвет «Мать-и-мачеха»
▼ Скачать +Заказ
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №90»
Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми
Воспитатель : Жигалова Людмила Леонидовна
Образовательная область – «Познавательное развитие».
Тема: «Первоцвет – мать -и - мачеха»
Программа: Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ «Детский сад №90»
Публикация «Конспект совместной образовательной деятельности воспитателя с детьми „Первоцвет „Мать-и-мачеха“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мать-и-Мачеха. Первоцветы
- Первоцветы. Конспекты занятий
- Первоцветы. Первые весенние цветы
- Темочки
Характеристика группы: подготовительная группа
Предварительная работа: изучение словарей, энциклопедий и художественной детской литературы, содержащих информацию о первоцветах; рассматривание картинок с изображением первоцветов; беседы: «Первоцветы ранней весной», «Удивительные растения», «Лекарственные растения нашей республики»; «Поверья и обычаи, связанные с растениями»; чтение русской народной сказки «Арысь - поле», «Матьмачеха» Е. Пермяка; сказка И. Ревю «Весенняя мать – и мачеха»;составление алгоритма действий для программируемого мини-бота; программирование мини-бота; игра Vay toy «Логика» на развитие пространственных отношений; игры с дарами Фребеля.
Оборудование: Телевизор, презентация, программируемые мини-боты, кубик из частей «Дары Фребеля», игра Vay toy «Логика»,математические весы, экраны для копирования.
Цель: продолжать формировать предпосылки поисково-исследовательской деятельности у дошкольников.
Формируемые предпосылки к учебной деятельности в образовательной области «Познавательное развитие»
- умение исследовательской деятельности.
-умение отвечать на вопросы;
- умение сочинять задачи;
- умение работать с математическими весами.
-умение работать по образцу;
-умение работать по схемам.
-умение ориентироваться в пространстве;
-навыки начального программирования
Этапы НОД
Вводная часть: проблемная ситуация:
Основная часть: поиск решений и выполнение заданий;
Заключительная часть: рефлексия
Методы, приёмы, формы взаимодействия: проблемная ситуация, использование икт- технологий, использование stem-технологий; исследовательский и поисковый метод, словесные инструкции воспитателя.
Ход занятия:
Воспитатель : Ребята, шла я сегодня на работу и нашла вот такое чудо и оно плачет.
Воспитатель : что это?
Дети: Мать- и –мачеха.
Воспитатель : Правильно. Ранней весной появляются первые проталины. А на них самыми первыми зацветает мать-и-мачеха. Это - «храбрый» цветок, которому не страшна холодная погода. Они растут дружно, семейкой, как будто прижимаются друг к другу, чтобы не замерзнуть. Посмотрите на экран. А знаете, как одним словом называют растения, которые первыми встречают весну?
Дети: Первоцветы.
Воспитатель : Правильно. Ребята, а почему плачет цветок?
Дети: Потому что его сорвали и выбросили.
Воспитатель : Ребята,а можно рвать цветы?
Дети: Нет, ими надо любоваться
Воспитатель : Как же нам ему помочь?
Дети: Поставить в воду, чтобы он не завял.
Воспитатель : Ребята мы же с вами «Экознайки», давайте мы его изучим, внимательно рассмотрим мать – и – мачеху и опишем её. И по каждому этапу нарисуем условное обозначение - модели, чтобы запомнить все особенности. Первое нарисуем,что это первоцвет.
А в изучении других особенностей цветка помогут нам лупы.
Из каких частей состоит цветок?
Дети: стебель, цветок.
Воспитатель : А нам виден корень?
Дети: Нет.
Воспитатель : Почему?
Дети: Потому что он остался под землёй.
Воспитатель : Тогда давайте рассмотрим его на экране. У мать – и – мачехи очень мощное корневище. Оно имеет несколько разветвлений, на которых образуются почки, из них вырастают новые растения. Тоже нарисуем карточку-модель.
Теперь опишите стебель. Какой он?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель : Это не длинные стебли, на них растут буроватые чешуйки, которые плотно прилегают к стеблю. Посмотрите поближе. Чем покрыт стебель?
Дети: Лёгким пушком.
Воспитатель : Как вы думаете, какая польза растению от пушка и чешуек?
Дети: дают тепло.
Воспитатель : Да, пушок и чешуйки защищают
мать – и – мачеху от холода ранней весной. (Рисование карточки-модели). Ребята, а чего же мы не видим сейчас у этого растения?
Дети: Листьев.
Воспитатель : Да, правильно, листьев. Они появятся позже, в конце весны – начале лета. Из бурых чешуек вырастут листья. Посмотрите на экран. Какие листья по цвету, форме?
Дети: Большие, круглые.
Воспитатель : Эти листья необычные. Крупные, тёмно-зелё ного цвета: сверху они гладкие жёсткие, а снизу беловатые, покрытые мягким ковриком волосков. Когда по ним проведёшь рукой, они как будто тёплые. За эту особенность растение и получило название: верхняя сторона листьев – неласковая «мачеха», нижняя – добрая «мать». Запомнили, почему это растение так называется? Нарисуем карточку-модель.
Дети: Да
Воспитатель : Молодцы. А ещё высушенные листья и цветки этого растения применяют как лекарство для лечения кашля. Значит мать -и -мачеха лекарственное растение. Тоже нарисуем карточку-модель, чтобы вы запомнили.
Что находится сверху стебелька?
Дети: Цветок.
Воспитатель : Какой он по форме?
Дети: Круглый.
Воспитатель : Какого цвета?
Дети: Жёлтого, как солнышко.
Воспитатель : Правильно, как солнышко. Если вы внимательно рассмотрите этот цветок, то увидите, что он не простой. А состоит из множества мелких цветочков. Это для того, чтобы выжить в холодную погоду. Один такой маленький цветочек просто замёрзнет, а вместе им ничего не страшно. А давайте мы его рассмотрим под микроскопом.
Воспитатель : Когда у неё заканчивается срок цветения, происходит ещё одно удивительное превращение. Знаете, какое?
Дети: Пушистые шарики.
Воспитатель : Да. Её стебелёк начинает быстро расти, вытягивается и выносит высоко вверх созревающие семена. Природа снабдила их маленькой воздушной подушкой – парашютом, которая помогает семечку улететь подальше от материнского растения, посмотрите на экран. Когда семечко приземляется, парашют отпадает. Так мать – и – мачеха размножается семечкам. Вспомните, как ещё она размножается?
Дети: Почками на корневище.
Воспитатель : Правильно, еще одну нарисуем карточку- модель. А теперь давайте понюхаем цветочек. Пахнут?
Дети: Да
Воспитатель : Пчёлы очень любят эти цветки, они собирают с них нектар, причём в то время, когда других цветущих растений нет, нарисуем условное обозначение-модель. В свою очередь мать – и – мачеха бережёт капельки сладкого драгоценного нектара. Знаете как?
Дети: Ответы детей.
Воспитатель : Утром она открывает цветки, а перед ненастьем и на ночь закрывает. Так растение решает три задачи:
оберегает себя от возможных ночных заморозков;
сохраняет пыльцу от намокания;
при раскрывании цветка пыльца попадает на рыльце, происходит перекрёстное опыление, так растение подстраховывается. Вот поэтому и говорят, как Солнышко. По мать-и- мачехе мы можем узнать о погоде - это живые барометры (определители погоды). Нарисуем еще один условный знак, чтобы не забыть про эту его особенность.
Ребята, у нас есть робот пчелка, хотите ее накормить сладким нектаром.
Дети: Да.
Воспитатель : Давайте запрограммируем ее так, чтобы она дошла до цветка мать- и- мачехи. (Самостоятельная деятельность детей).
У вас получилось, пчелка поела нектар, а теперь она хочет позвать других пчел, запрограммируйте так, чтобы она дошла до других пчел. (Самостоятельная деятельность детей).
Воспитатель : У вас все получилось, молодцы.
Воспитатель : Ребята, мы так много узнали о нашем храбром цветочке, вот такая описательная схема у нас получилась, посмотрите на доску. Но он что-то у нас заскучал. Как мы можем ему помочь?
Дети: Найти друзей.
Воспитатель : Как?
Дети: Нарисовать, построить из конструктора.
Воспитатель : Да. А вы знаете, что у нас есть прекрасные Дары Фребеля, из которых мы сможем выложить друзей для нашего цветка. И нам помогут схемы. (Самостоятельная деятельность детей).
Воспитатель : Молодцы, у нас получились новые цветочки. А чтобы наш цветок совсем развеселить, давайте придумаем задачки на сложение про цветы первоцветы. А помогут решить нам наши задачки математические весы.
Воспитатель : Хорошо, вы справились с задачками.
Давайте немного подвигаемся, поиграем в игру «Собери цветок из геометрических фигур». Пока звучит музыка (П. И. Чайковский «Вальс цветов») мы будем весело танцевать, как только музыка остановится, нужно быстро из геометрических фигур создать цветок! Готовы?
Дети : Да.
Воспитатель : Ребята возьмите фигуры.
Воспитатель : Вы опять молодцы! Красивые у вас получились цветы с треугольными и квадратными лепестками.
-Ой ребята наш цветок все ещё грустит, он просит, чтобы мы другим ребяткам рассказали о том,что нельзя рвать цветы. А как мы это сможем сделать?
Дети: Нарисуем Запрещающий знак.
Воспитатель : Давайте нарисуем, а помогут нам экраны для копирования.
У вас есть половина рисунка цветка мать -и -мачехи,а другую половину вам нужно дорисовать, раскрасить и написать правило. (Образец на экране). Мы наши запрещающие знаки раздадим ребятам из других групп, чтобы они знали правило.
(Самостоятельная деятельность детей).
Воспитатель : Цветочек говорит вам спасибо, за доброе дело: вы его приютили, дали возможность доцвести и нарисовали запрещающий знак.
-Ребята, вы молодцы, настоящие защитники природы!