Инна Викторовна Сергеева
Конспект совместной образовательной деятельности по экологии «Пришла весна»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по экологии в подготовительной группе
Тема: «Пришла весна»
Цель: Закреплять знания детей о весенних изменениях в природе.
Задачи: 1. Уточнить и обобщить знания детей о весне и её признаках. 2. Закрепить знания детей о животных. 3. Учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи. 4. Развивать разговорную речь. 5. Обогащать активный и активизировать пассивный словарный запас. 6. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе
Публикация «Конспект совместной образовательной деятельности по экологии „Пришла весна“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Методические приё мы: беседы, напоминание, обобщение, художественное слово (стихотворения, загадки, рассказ, сказка, игровой.
Материалы и оборудование: фонограмма пения птиц, экологические знаки, презентация «Первые весенние цветы», кукла Природинка и подснежник, ширма с декорациями, картинки с птицами, солнышко, снежинка.
Ход образовательной деятельности
Звучит фонограмма пения птиц.
Чиста небесная лазурь, Теплей и ярче солнце стало. Пора метелей злых и бурь Опять надолго миновала.
Ребята, о каком времени года говорится в стихотворении?
А кто мне подскажет, какое сегодня число? Сегодня первый день весны.
Какие изменения в природе происходят с приходом весны?
Солнце начинает светить ярко, пригревает всё сильнее. Небо становится высоким, голубым. На улице становится тепло. Оттаивает земля. Начинает таять снег, он становится рыхлым, грязным, тёмным. Начинают течь ручейки, капают сосульки. Появляются первые весенние цветы. На улицах много луж. Идут дожди. Появляются проталины. Просыпаются от зимнего сна деревья. Набухают почки. Вылезают насекомые. Возвращаются перелётные птицы из тёплых стран.
А внутри стволов деревьев стал усиленно двигаться сок. Как называется это явление? (Сокодвижение). Сок двигается у всех без исключения деревьев и кустарников. Но особенно полюбился людям сок берёзы. Как вы думаете почему? На реке тоже произошли изменения. Лёд треснул и пошёл. Как называется это явление? (Ледоход). А после того, как плывущий по реке лёд растает, образовавшаяся вода затопит берега. Как называется это явление? (Половодье). Тяжело приходится лесным обитателям в это время, если вода прибывает очень быстро.
Весной всем хватает работы.
Скажите, что делает солнышко?
(Светит, греет, ласкает, пригревает, припекает, освещает, горит, восходит, заходит, появляется чаще, просвечивает)
А что делают облака?
(Бегут, плывут, летят, скользят, двигаются, тают, меняют форму, белеют, растворяются, обгоняют друг друга, ползут)
Деревья что делают?
(Встрепенулись, проснулись, освободились от зимнего сна, ожили, растут, стоят, качаются, шумят, гнутся)
Что делают почки на деревьях?
(Появляются, распускаются, набухают, лопаются, трещат, пахнут, вскрываются)
Птицы что делают?
(Возвращаются, прилетают, щебечут, поют, шумят, галдят, кричат, разговаривают, рассказывают, чирикают, кружат, опускаются на землю, ищут корм, вьют гнёзда, поправляют и ремонтируют гнёзда, строят, откладывают яйца, выводят птенцов, радуются, обустраиваются)
Ручейки что делают?
(Журчат, просыпаются, бегут, текут, поют, звенят)
Говоря про журчание ручейка, я вспомнила одну пословицу «Вода с гор потекла – весну принесла». А вы, какие пословицы о весне можете вспомнить и рассказать.
Пословицы:
Весной солнце как мать : и светит, и греет.
Март зиму кончает, весну начинает. Грач на горе— весна на дворе. Зима весну пугает, а сама тает. Весна красна цветами, а осень пирогами. Потрудись весной, сытым будешь зимой. Февраль силён метелью, а март капелью. Март с водой, апрель с травой, а май с цветами. Увидал скворца, знай: весна у крыльца. Больше землю удобряй, будет выше урожай. Кто весной трудиться рад, будет осенью богат. Грач зиму ломает.
А сейчас я хочу прочитать вам рассказ о том, что случилось весной с двумя друзьями.
Рассказ "Прогулка в лесу" Наступила весна. Снег растаял, и лес стал одеваться в зелёную листву. Прилетели из далёких краев перелётные птицы. Было тепло, и мы с другом Колей отправились в лес. Коля взял с собой нож. Он подошел к берёзе, надрезал её ствол, и мы стали пить берёзовый сок. Он был очень вкусный. Напившись, мы пошли дальше. Потом мы увидели муравейник. Коля взял палку и стал разбрасывать муравейник в разные стороны, а мы смотрели, как муравьи изо всех сил носили палочки и соломинки опять к муравейнику. Скоро нам это надоело, и мы стали бегать и кричать. Мы стучали палками по деревьям так громко, что птиц не стало слышно. В лесу было много цветов медуницы, и мы нарвали по огромному букету. А потом мы отправились домой. Эх, и здорово было в лесу!
Правильно ли вели себя ребята в лесу?
Какой вред они нанесли окружающей среде?
Ребята, у меня есть экологические знаки. Как вы думаете, что они обозначают?
Жизнь растений, многих животных и птиц зависит от нас с вами. Они нуждаются в нашей помощи, в добром и бережном отношении к ним.
Если я сорву цветок, Если ты сорвёшь цветок … Если все: и я, и ты-- Если мы сорвём цветы, То окажутся пусты И деревья, и кусты… И не будет красоты. И не будет доброты. Если только я и ты— Если мы сорвём цветы.
Дерево, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
Давайте будем беречь и охранять нашу природу.
А сейчас отгадайте загадку: Из-под снега расцветает, раньше всех весну встречает? (Подснежник.)
Я расскажу вам Сказку о подснежнике. Жила-была девочка Природинка. Однажды весной она пошла гулять в лес. Ходила-бродила Природинка по тропинкам, здоровалась со знакомыми деревьями, кустарниками. Вдруг она увидела маленький цветочек — белый бутончик на тонкой ножке. Это был подснежник. Девочка захотела рассмотреть его поближе. Она подошла к нему. Присела на корточки, рассмотрела со всех сторон, понюхала. Подснежник испугался, он подумал: «Сейчас меня сорвут, заберут из родного дома. Я останусь без земли. Без лесного воздуха и ласкового солнышка. Я буду скучать по своим соседям—травинкам, ёлкам. кустам». Природинка улыбнулась цветку и сказала ласково: «Не бойся! Я не буду тебя срывать! Я только посмотрю на тебя, понюхаю… Какой ты красивый! Живой!» Девочка полюбовалась цветком и пошла гулять дальше. А цветок сказал: «Как хорошо, что есть дети, которые просто любуются цветками. Нюхают их и оставляют жить в родном доме в лесу!»
Подумайте над этим, ребята.
А сейчас давайте мы с вами превратимся в подснежники.
Пальчиково-динамическая игра «Подснежник» Я родился! Дети прикасаются ладонями к груди и Я родился! поднимают руки вверх – 2 раза.
Снег пробил, Складывают ладони перед грудью в «бутон» и поднимают руки на уровень глаз.
На свет явился! Раскрывают «бутон», раздвинув пальцы в стороны.
Ух, какой ты, снег, колючий, Грозят указательным пальцем.
Ты холодный, снег, и злющий Скрещивают руки на груди и хлопают ладонями по плечам.
О морозах зря мечтаешь, Водят указательным пальцем вправо-влево.
Очень скоро ты растаешь. Машут ладонями движением от себя.
Уплывёшь потоком в речку Делают волнообразные движения руками.
И не скажешь ни словечка! В конце прижимают указательный палец к. губам.
А как бы вы понюхали подснежник? Давайте представим себе, закроем глаза и вдохнём весенний свежий нежный аромат…А-а-ах!
Ребята, а какие ещё весенние цветы вы знаете? (Галантус, печёночница, ветреница, сон-трава, мать-и- мачеха, медуница, примула, морозник). Презентация «Первые весенние цветы» Они приносят нам радость и украшают нашу жизнь.
Ребята, кто весну на крыльях приносит? О ком так говорят? (О птицах). Как называются эти птицы? (Перелётные) О чем весной поют и чему радуются птички? (Они радуются тому, что пришла весна и что они возвратились снова в свои родные места.)
Собрались все птицы на полянке и не разобрать – где перелётные, где зимующие. Давайте, их разделим. На одну полянку нужно поместить перелётных птиц, на другую – зимующих.
Стоят два мольберта. На одном эмблема – снежинка, на другом – весеннее солнышко. Задание выполняют 2-4 ребенка.
Посмотрим, правильно ли мы разделили птиц. Напомните мне, перелётные птицы это какие? А зимующие?
Какие изменения в жизни диких животных происходят с наступлением тепла? (Животные меняют теплую густую шубу на более лёгкую.)
Некоторые животные меняют и цвет своего меха. Какие это животные? (Заяц, белка, песец.)
Почему изменяется их окраска? (Перемена окраски даёт им возможность быть незамеченными, спрятаться от врагов.)
А некоторые животные пробуждаются от спячки? Какие? (Медведь, ёж, барсук, бурундук.)
Какое важное событие происходит в жизни животных весной? (Рождение детёнышей.)
Почему весной? (Становится тепло, а главное появляется много корма.)
Ребята, давайте вспомним названия зверей и их детёнышей и поиграем в игру «На водопой».
Как-то днём лесной тропой звери шли на водопой. (Дети спокойно идут по кругу друг за другом.)
За мамой лосихой топал лосёнок. (Идут, громко топая.)
За мамой лисицей крался лисёнок. (Крадутся на носочках.)
За мамой ежихой катился ежонок. (Приседают, медленно двигаются вперёд.)
За мамой медведицей шёл медвежонок. (Идут вперевалку.)
За мамой белкой скакали бельчата. (Скачут вприсядку.)
За мамой зайчихой – косые зайчата. (Скачут на выпрямленных ногах.)
Волчица вела за собою волчат. (Идут на четвереньках.)
Все мамы и дети напиться хотят. (Лицом в круг, делают движение языком и лакают.)
Ребята, мы с вами сегодня встречаем весну. Теперь мы будем чаще улыбаться, радуясь тёплому весеннему солнышку и прилетевшим птицам. Сегодня мы поговорили о приметах наступившей весны, о том, как меняется жизнь птиц и зверей с её приходом. А мне было приятно с вами заниматься. Спасибо. До свидания.