Ирина Ясинская
Конспект совместной музыкальной деятельности для детей подготовительной группы «Музыкальный городок»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: комплексное развитие когнитивных процессов и музыкальных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством использования педагогических, здоровьесберегающих и ИКТ-технологий.
Ход занятия:
Дети входят в зал, где их встречает музыкальный руководитель.
М. Р. Здравствуйте, мои друзья! Когда вы приходите в детский сад, что вы говорите тем, кого встречаете? Все воспитанные люди при встрече желают друг другу здоровья – говорят… «Здравствуйте». Давайте поприветствуем друг друга песенкой - эхо.
Публикация «Конспект совместной музыкальной деятельности для детей подготовительной группы „Музыкальный городок“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Музыка. Конспекты музыкальных занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2014
Музыкальное приветствие «Как здорово!» (автор Е. Плахова)
М. Р. Сегодня я приглашаю вас в сказочный музыкальный городок в гости к разным музыкальным инструментам. Но путь туда долгий и сложный, чтобы попасть в музыкальный городок нужно выполнить несколько заданий, вы готовы? А самый главный секрет в том, что замок на главных воротах музыкального городка можно открыть с помощью инструмента, который есть у каждого из нас – нашего голоса. Только голосок должен быть чистым, мягким и напевным, для этого его нужно настроить.
М. Р. «Встал рано утром голосок с кроватки, сладко потянулся, зевнул широко – широко. Подошел к зеркалу улыбнулся себе, показал широкий язычок и подмигнул. Выглянул в окно. На улице пасмурно? (нахмуриться) Возможно, скоро пойдет дождь? (нахмуриться) Зато можно погулять под ярким зонтиком! (улыбка) Стал он одеваться и представлять, как будет гулять под зонтиком и шлепать по лужам. Вышел голосок на улицу вот с такой песенкой (пропеваются любые попевки) и увидел, какие огромные ручейки потекли. Берем спокойно дыхание и начинаем работать язычками. Смотрит голосок на ручейки, какие же они разные и длинные и короткие, и широкие и узкие. Решил он пускать кораблики. Посмотрим, у кого дальше всех прокатится голосок на бумажном кораблике. Берём дыхание и на звук «М» тянем голосочками.
М. Р. Для того чтобы наш голосок не простыл после такой прогулки, сделаем массаж.
Самомассаж «Голосок, проснись!» (автор Е. Плахова)
Похлопаем немножко… (хлопки в ладоши)
И разотрем ладошки… (трут ладоши друг об друга)
А теперь еще сильней,
Чтобы стало горячей! (трут ладоши более быстро и интенсивно) Снизу вверх…сверху вниз… (поглаживающие движения кончиками пальцев по шее)
Голосочек наш, проснись! (хлопают в ладоши)
Сверху вниз…снизу вверх… (поглаживающие движения кончиками пальцев по шее)
В пении нас ждет успех! (хлопают в ладоши)
М. Р. Я думаю, что после таких упражнений наши голоса готовы исполнить напевно и выразительно любую песенку.
Будем петь слова с мотивом нашим дружным коллективом, песенку, а какую – угадайте (исполняю мелодию припева на слог «ля» песенки «Здравствуй,светлая весна»)
Дети «а капелла» исполняют 1 куплет песенки «Здравствуй, светлая весна»
М. Р. Я думаю, что у нас получилось – посмотрите, на экране появился настоящий волшебный городок. Проходите, усаживайтесь и послушайте сказку о жителях музыкального городка.
(Показ презентации «Музыкальный городок» сопровождает рассказ педагога)
Хотите верьте – хотите нет, но в одной сказочной стране появился музыкальный городок. На чистых улочках в аккуратных домиках жили – поживали музыкальные инструменты. На красиво убранных улицах города вы могли встретить кого угодно: (2) изящную флейту, (3) задиру Барабан, (4) важную Трубу.
В красивом особняке жила очень многочисленная музыкальная семья
папа Контрабас,мама Виолончель,сыночек альт,дочка Скрипочка.
М. Р. Вот четыре инструмента. А скажите, ребята, чем они похожи?
ДЕТИ. Формой, струнами, у них есть смычок.
М. Р. К какой группе инструментов они относятся?
ДЕТИ. Струнные смычковые.
М. Р. А чем они отличаются?
Дети. Звуками и размерами.
М. Р. Какой инструмент самый маленький? Самый большой?
Какой инструмент расположен между скрипкой и виолончелью? Между альтом и контрабасом? На каком инструменте играют только сидя? А на каком инструменте играют и сидя и стоя?
М. Р. А вот еще инструменты музыкального города: Веселая Балалайка, домра, изящная арфа, гитара.
М. Р. К какой группе относятся эти инструменты.
ДЕТИ. Струнные щипковые.
М. Р. Мудрый рояль жил в особняке около прекрасного сада – всех жителей города и не перечесть! Жили они дружно, никогда не ссорилис. А по вечерам собирались на городской площади и устраивали разные развлечения. Особенно все любили концерты. Вы даже не представляете, как красиво звучал каждый по отдельности инструмент! Каждый солист старался понравиться публике. А что по-итальянски означает слово соло?
ДЕТИ. Один.
М. Р. Значит солист – это один исполнитель музыки.
Послушайте и попробуйте узнать, какой инструмент звучит.
Аудиозапись тембров инструментов.
М. Р. Жители города с восхищением слушали выступление каждого, а потом долго аплодировали. Однажды мудрый рояль предложил исполнить музыку всем вместе: «Это будет настоящий оркестр!» - сказал он. Инструментам очень понравилось это предложение, и они начали готовиться к необычному выступлению. Все участники концерта хотели показать себя с самой лучшей стороны.
Наступил назначенный вечер. Инструменты сияли от предвкушения чего-то необычного, нового. Но шло время, и никто не мог понять, когда же нужно начинать исполнение?
На следующий вечер решили, что начнут играть после удара башенных часов на площади. Что тут началось! Каждый старался показать, что он великолепно знает свою партию, и играл все громче, и громче, чтобы все услышали. Через несколько минут такого исполнения, у многих не осталось никаких сил. Колокольчик отбил язычок, у Флейты сел голосок, у Скрипочки лопнула струна, Барабан сломал палочку, а Фортепиано совсем расстроилось. После такого концерта инструменты несколько дней приходили в себя и лечились, а в городе были слышны лишь жалобные и плаксивые звуки
Однажды в музыкальный городок пришел странник. Он не был похож ни на один инструмент. В руках у него была тонкая палочка. «Наверно это врач, он принес палочку нашему Барабану, ведь у него осталась всего одна» - думали инструменты. Незнакомец представился: «Меня зовут – Дирижер, а это волшебная дирижерская палочка. Она помогает мне управлять оркестром (инструментами).
«Это замечательно, что вы пришли в наш музыкальный город» - сказал Контрабас. Все были счастливы: Дирижер нашел себе оркестр, а инструменты смогут научиться играть вместе. Вечером назначили первую репетицию.
Все были внимательны и ждали взмаха дирижерской палочки, чтобы начать исполнение всем вместе дружно и слаженно. Дирижер стоял к оркестру лицом и видел каждый инструмент, подсказывал взмахом руки или палочки когда нужно начинать и как исполнять свою партию: медленно или быстро, тихо или громко, напевно или стремительно. Как хорошо звучал оркестр!
Звучит отрывок «Времена года. Весна» муз. А. Вивальди.
М. Р. Какой оркестр исполнил это произведение?
ДЕТИ. Симфонический.
М. Р. (на слайде инструменты симфонического оркестра)
Давайте, ребята, вспомним, какие инструменты входят в симфонический оркестр?
М. Р. Все инструменты симфонического оркестра делятся на определенные группы. Какие?
ДЕТИ. Струнные смычковые, духовые деревянные, духовые медные, ударные.
М. Р. А сейчас, музыкальная загадка.
Звучит муз. Д. Шостаковича «Вальс шутка», в исполнении флейты.
М. Р. Кто догадался, какой инструмент звучал?
ДЕТИ. Флейта.
М. Р. Флейта, деревянный духовой музыкальный инструмент. Кажется, что такого сложного играть на дудочке или флейте, взял да дунул. Но оказывается, чтобы воспроизвести звук, нужна особая техника. Отверстие флейты расположено сбоку, поэтому звук воспроизводить нужно по-особому. Возьмите ладошку и дуньте на неё. (Дуют). А теперь из губ сделаем маленькое отверстие (Дуют, губы трубочкой). Что стало со струёй воздуха, она стала тоньше. А теперь подули также, но отрывисто. (Дети дуют). А теперь улыбнулись. (Дети дуют губы в улыбке). Вот такой техникой играют на флейте.
Сегодня мы познакомимся с деревянным духовым инструментом, который называется гобой. В переводе он означает «Черное дерево». (Показ слайда с изображением гобоя). Обратите внимание на мундштук. Он сделан из тростника в виде язычков. При игре их нужно зажать губами, но не до конца, оставив небольшую щелочку. (Показ слайда с изображением гобоиста).
Если на флейте можно виртуозно сыграть разные быстрые мелодии, то на гобое это очень сложно. Послушайте, как звучит гобой.
Звучит аудиозапись гобоя.
М. Р. Звук гобоя похож на рожок пастушка.
Сейчас мы услышим музыкальное произведение, в котором одновременно будут звучать флейта и гобой.
Звучит «Утро» муз. Э. Грига.
М. Р. Мы послушали отрывок из произведения норвежского композитора Э. Грига. Я не буду говорить, как называется это произведение.
Норвегия – это очень необычная страна. Страна гор, пещер, волшебных скал, страна троллей, эльфов. Такая сказочная природа навевает на необыкновенную сказочную музыку. Я только подскажу, что в этом произведении изображено время суток. А какие времена суток вы знаете?
М. Р. (Показывает слайд утро, день, вечер, ночь).
Что всегда происходит утром?
ДЕТИ. Рассвет.
М. Р. Солнце потихонечку выходит из-за гор. Художник рисует картины красками, а композитор звуками. Давайте представим, если бы вы были композиторами, какими бы звуками нарисовали картину утра. Как бы звучала ваша музыка?
ДЕТИ. Музыка была сначала тихая,потом становилась все громче.
М. Р. А если бы вы рисовали картину вечера? Какая бы сначала была музыка?
ДЕТИ. Громкая, а потом все тише.
М. Р. Днем музыка, какая?
ДЕТИ. Всегда громкая.
М. Р. А ночью?
ДЕТИ. Всегда тихая.
М. Р. Давайте еще раз внимательно послушаем, и определим, как же у композитора Э. Грига называется муз. произведение.
Повторное слушание.
ДЕТИ. «Утро».
М. Р. Сначала звучала флейта, затем вступил гобой, а когда наступило утро, какие инструменты начали звучать?
ДЕТИ. Скрипки.
М. Р. Предлагаю под эту музыку исполнить «Танец руками» - «Пробуждение».
М. Р. Теперь мы поиграем, в движениях инструмент узнаем.
М. Р. имитирует игру на инструментах
М. Р. Сегодня мы побывали в музыкальном городке, где живут разные инструменты, но они лишь исполняют музыку, а кто для них сочиняет музыку?
Дети. Композитор.
М. Р. А слова к песням пишет?
ДЕТИ. Поэт.
М. Р. А если слова и музыка объединяются, то какое музыкальное произведение получается?
ДЕТИ. Песня.
М. Р. Мы с вами умеем играть в оркестре и исполнять песни. Давайте соединим игру на ДМИ с пением песни. (Дети берут музыкальные инструменты, рассаживаются). Музыканты готовы, но кого-то не хватает?
Дети. Дирижера.
Песня «На лужайке».
М. Р. Вам понравилась сказка о музыкальном городке? А что запомнилось? Вы внимательно слушали и сможете ответить на несколько вопросов.
1. Зачем оркестру нужен дирижер?
2. Как называется палочка в руках дирижера?
3. Почему дирижер стоит к оркестру лицом? (
4. Как называют профессию музыканта, который играет на скрипке, флейте, трубе?
М. Р. Весёлая птичка
В орешнике пела.
Лесного ручья
Где-то струйка звенела.
А может в траве
Колокольчик звенел,
А может не птичка,
А ветер свистел.
Весёлую, звонкую песенку лета,
Пропела волшебная дудочка…
ДЕТИ. Флейта.
М. Р. Голосом протяжным в пору
Петь про русские просторы
Про деревню нам с тобой
Пропоёт сейчас.
ДЕТИ. Гобой.
М. Р. Предлагаю в финале нашего путешествия создать оркестр движениями рук.
Имитация игры на инструментах под музыку П. И. Чайковского «Вальс цветов».
М. Р. До новых встреч!