Танцюра Любовь
Конспект совместной деятельности в подготовительной группе «Русские богатыри»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности детей подготовительной к школе группы и воспитателя
«Русские богатыри - защитники Руси»
Конспект составила
воспитатель Танцюра Л. Б.
Конспект совместной деятельности детей подготовительной к школе группы и воспитателя
«Русские богатыри - защитники Руси»
Темочки:
- Богатыри, былины
- Богатыри. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2019
Основные образовательные области: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие, художественно - эстетическое развитие, физическая культура.
Виды детской деятельности : игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская, художественно-творческая, двигательная.
Цель: приобщение детей к духовным, нравственно-патриотическим ценностям общества; народным традициям, устному фольклору.
Задачи:
Образовательные:
расширять представления детей о величии Руси, о силе и славе богатырей – защитников русской земли;
расширять и активизировать словарь детей за счё т слов: кольчуга, шлем, меч, булава, кистень, щит, палица, алатырь – камень, кокошник;
Развивающие:
развивать любознательность, эстетическое восприятие, память, образное мышление, воображение, внимание.
развивать творческие способности в разных видах деятельности : игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, восприятии художественной литературы и фольклора;
развивать ловкость, координацию движений;
Воспитательные:
вызвать желание подражать богатырям, совершать героические поступки на благо Родины;
воспитывать чувства патриотизма, ответственности, уважения и гордости за богатырскую силу России;
воспитывать у детей (на основе былинного материала) интерес к прошлому нашего народа; уважение к русским традициям, доброе отношение к друг другу;
формировать готовность к совместной деятельности со сверстниками, воспитывать дружелюбие, поддерживать интерес к сотрудничеству и сотворчеству.
Материалы и оборудование:
современная карта России;
презентация (иллюстрации богатырей, древней Руси, материалы для заданий);
карточки с изображением одежды (рубаха, кольчуга, шлем, костюмы богатырей и красных девиц;
карточки с изображением предметов современной одежды, деревянные макеты богатырского оружия, музыкально-художественные пособия.
Приемы:
1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей : игровая ситуация.
2. Приемы активизации деятельности детей в процессе НОД: задачи на логическое мышление.
3. Приемы организации практической деятельности детей : беседа, показ, объяснение, моделирование.
4. Приемы поддержания интереса у детей: игра, показ.
5. Приемы оценки и самооценки: поощрение, самооценка.
Планируемые результаты:
повышение интереса к миру людей, истории России, развитие сюжетно-ролевой игры на более высоком уровне, включающем полученные знания о жизни в древней Руси. Стремление детей к самопознанию, развитие интереса к миру взрослых (родителей, родных).
Ход занятия:
I. Организационный момент.
Проблемные вопросы: «Что в «черном ящике?» Воспитатель предлагает детям отгадать, что находится в «черном ящике», загадав загадку:
Где есть реки, но нет воды,
Есть города, но нет зданий,
Есть леса, но нет деревьев?
(географическая карта)
Если детям будет сложно догадаться, можно задавать им наводящие вопросы, используя метод сравнения, метафоры и т. д. («Фотография/рисунок/портрет» страны/континента/мира и т. д.)
В ящике находится географическая карта России (как вариант - карта мира, где дети находят именно Россию.
Педагог с детьми обсуждают, какая территория у России (очень большая, много лесов, рек, озер, морей и т. д., что у любой страны есть границы, которые нельзя нарушать и армия их защищает.
II. Основная часть.
1. Сообщение темы занятия.
Воспитатель: «В разное время у России были разные границы, но они всегда защищались от врагов. И сейчас я вам хочу предложить перенестись на машине времени в давние-давние времена, когда Россия еще называлась Древняя Русь. (звучит музыка). Сядьте поудобнее, закройте глазки, представьте, как вы садитесь в машину времени, пристегиваете ремень безопасности, и мы мчимся через века, в какое-то неведомое вам время (воспитатель за ширмой надевает старинную русскую шаль/платок). Настало время открыть глазки (дети открывают глаза).
Теперь я – сказительница древней Руси (так тогда называлась наша страна Россия, и я знаю много народных песен, частушек, сказок: волшебных и героических. У меня всегда есть что-нибудь интересное. Хотите посмотреть, что я сегодня принесла? (В корзине 4 шлема, 2 кокошника, щит, меч, палица.) Как эти предметы называются? Как вы думаете, откуда могут быть эти предметы и кому они могли бы принадлежать? (Из сказки, былины; богатырям, воинам и т. п.)
Слайд 1 – репродукция картины «Богатыри» (тихо звучит музыка).
2. Воспитатель: Издавна русский народ любил богатырей, складывал песни об их подвигах, воспевал храбрых силачей, справедливых и мудрых защитников (Как вы думаете, какие подвиги они могли совершать тогда)
Многие мальчики хотели бы быть богатырями или похожими на них, а вам бы хотелось? (Каким должен был быть настоящий богатырь)
Но каким бы сильным и умным не был бы богатырь, ему нужны помощники. Что это может быть? Или кто это может быть? (Меч, палица, щит, копье, кольчуга, шлем; верный конь, друзья, семья).
Давайте заглянем в мою корзину! В ней лежат мечи, только вот беда – не могу я вам их так отдать – богатырский меч заслужить надо, пройти сложные испытания. Готовы?
! Здесь очень важно отследить, все ли мальчики готовы участвовать (в таком случае, можно сделать акцент, что защищать Родину можно не только силой, но и умом, смекалкой, выдержкой и т. д., нет ли среди девочек тех, кто хотел бы присоединиться к «богатырям», напротив, в истории известно немало случаев именно «женских подвигов».
А девочкам я скажу вот что: пока богатыри сражались, девушки-девицы их ждали, провожали их песнями и встречали песнями. Готовы ли вы, красны девицы, помогать мальчикам? Тогда надевайте шлем и кокошники.
Слайд 2.
3. Воспитатель: Перед битвой или испытанием воины просили силы у природы. Родовым деревом считался дуб. Давайте попросим у него помощи в нашем состязании.
Обряд поклонения «Дубок».
Дети встают в круг и выполняют движения.
У нас рос дубок (сидя на корточках дети тянут руки вверх). Вот таков!
Корень да его – вот так глубок! (наклоняются вниз показывают корень).
Листья да его - вот так широки, (развести руки в стороны)
Ветки да его – вот так высоки! (руки вверх)
Ах ты, дуб – дубок, ты могуч, (медленно поднимаются сцепленные руки вверх)
На ветру ты, дубок, скрипуч, (покачивания руками)
Дай мне силы, отваги, добра, (правая рука на сердце)
Чтобы землю родную защитить от врагов.
4. Первое испытание – загадки.
Рубашку такую не вяжут, не шьют, её из колечек железных плетут. (Кольчуга) Слайд 3.
Железная шапка с острым концом, а спереди клюв навис над лицом. (Шлем). Слайд 4.
Оружие — это не просто поднять, не просто поднять, да в руке удержать. Снести им легко было голову с плеч…. Ну, что догадались, конечно же… (Меч). Слайд 5.
Чтоб грудь защитить от ударов врага, уж вы это знаете, наверняка, на левой руке у героя висит тяжелый, блестящий и кругленький (Щит). Слайд 6.
Не крылата, а перната, как летит, так свистит, а сидит, так молчит. (Стрела). Слайд 7.
Путь – дорогу он укажет, куда двигаться покажет. Круглый он, как колобок, это маленький (Клубок). Слайд 8.
5. Второе испытание – «употреби предлоги правильно».
Воспитатель: Смотрите, клубочек, так скучает у меня в руках, вот дорога.
(На полу разложена, извиваясь верёвка, в петлях лежат картины с изображениями богатыря и разных предметов. Нужно назвать, что богатырь делает, правильно употребив предлог.) Дорога заканчивается у камня.
6. Третье испытание: «Составь слово по первым звукам» (работа в парах).
Воспитатель: Смотрите алтарь – камень, который указывает нужный путь, даёт подсказку. Он и нам что-нибудь подскажет. Давайте подумаем, где её искать.
Направо не пойдём, коня у нас нет, прямо и налево тоже не хочется. А где ещё никто не искал подсказки? (Под камнем).
Дети находят листы с заданием, разбиваются на пары. Проверяем по слайдам.
7. Четвертое испытание: «Собери богатыря в дорогу».
Воспитатель: Теперь, проверим, как хорошо вы знаете богатырское снаряжение. Предлагаю разделится на две команды. Вот карточки с изображениями: шлем богатырский, шапка-ушанка, шлем римский, каска немецкая, кольчуга, пиджак, галстук, рубаха-косоворотка, латы железные и оружие: сабля, меч, булава, кистень, ножницы, пистолет, автомат, кинжал и т. д. Нужно выбрать правильный вариант. (Дети действуют под музыку). Слайд.
8. Пятое испытание «Лабиринт».
Воспитатель: Мы с вами дорогу узнали, снаряжение в путь-дорогу собрали, осталось только победить богатырю врага в честной битве. Вот вам лабиринт: кто первый приведёт Илью Муромца к Соловью-разбойнику и победит его в честном бою. Дети работают самостоятельно, каждый на своём листе. (звучит тихая музыка). В качестве варианта - усложнение, когда дети рисуют собственные лабиринты. Слайд.
III. Подведение итогов:
Заключительная часть:
Вот и кончились страданья,
Да большие испытанья!
И с победою желанной
Едут витязи домой.
Славит их народ честной.
Вы честно заслужили право носить мечи богатырские – они ваши.
А нашим девочкам, которые вместе с вами прошли все испытания, я подарю молодильные яблочки, чтобы они всегда были красивыми и умными. Только кушать их нужно чистыми руками. Мне бы очень хотелось, чтобы после нашего с вами общения, вам всем захотелось прочитать былины и узнать, какие они были на самом деле богатыри – защитники земли русской.
Вот настал момент прощанья
Будет краткой наша речь – говорим вам до свидания,
До счастливых новых встреч!