Матвеева Светлана Сергеевна
Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы «Русский головной убор. Кокошник»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Цель: Развивать речь и художественные способности детей средствами музейной педагогики.
Задачи:
Образовательные:
Обучение изготовлению русского головного убора.
Закрепление умения составлять композицию на заготовке.
Использовать разные материалы для украшения кокошника.
Развивающие:
Публикация «Конспект совместной деятельности с детьми подготовительной группы „Русский головной убор, Кокошник“» размещена в разделах
- Головные уборы
- Кокошник, очелье. Русские народные головные уборы
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Одежда, обувь, головные уборы
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2020
Активизировать и расширить словарь у детей.
Развивать творческие способности, художественный вкус, прилежность и аккуратность в работе.
Воспитательные:
Воспитание патриотических чувств.
Уважение к национальным традициям, интереса к национальному прошлому своего народа.
Предварительная работа: беседы, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы.
Методы и приемы:
1. Практические: подвижная игра, творческая деятельность.
2. Наглядные: выставка кукол в русских народных костюмах, образцы кокошников.
3. Словесные: беседа, рассказ, вопросы к детям, художественное слово.
Словарная работа: кокошник, кокошница, национальный.
Материалы и оборудование: выставка кукол в русских народных костюмах, образцы кокошников, заготовки кокошников, цветная бумага, самоклеющая пленка, клей - карандаши, ножницы, карандаши, трафареты для узоров, стразы, магнитофон.
Демонстрационный материал: выставка кукол в русских народных костюмах, образцы кокошников.
Раздаточный материал: заготовка кокошника, ножницы, карандаш, клей –карандаш, набор стразов.
Участники: дети подготовительной группы.
Ход занятия:
Вводная часть:
Дети вместе с воспитателем входят в музыкальный зал и подходят к музею.
В: Дети, сегодня я приглашаю вас на экскурсию в музей нашего детского сада.
-А вы знаете, что такое музей?
Дети: Музей, это место где хранятся интересные вещи и предметы, которыми люди пользовались много лет тому назад.
В: Верно. В нашем музее тоже много интересных вещей. Сегодня в нашем музее открылась новая выставка «Куклы в русских национальных костюмах». Я предлагаю вам пойти и посмотреть ее.
Основная часть.
Дети с воспитателем подходят к выставке кукол, встают полукругом и рассматривают ее.
В: Мы живем с вами в самой большой стране. Как она называется?
Дети: Россия.
В: Великая Россия богата своей историей, своими обычаями и традициями, а также и своими национальными костюмами. В каждой области России был свой национальный костюм. Давайте их рассмотрим с вами. Нравятся ли вам их костюмы? Какой больше всего понравился? А как называются части костюма?
Дети с воспитателем рассматривают рубашку, сарафан, кокошник.
В: А теперь присаживайтесь поудобнее и я вам расскажу о той одежде, которую носили когда-то ваши прабабушки.
В: В старые времена наши прабабушки носили белую рубашку расшитую орнаментом, поверх нее надевали расписной сарафан, а сверху на сарафан надевали передник. Передник – это такой фартук, украшенный узорами. Волосы заплетали в косы и украшали лентами. Девушки и женщины носили головные уборы в виде платка, а по праздничным дням они надевали на голову кокошники.
Воспитатель показывает детям кокошники и иллюстрации кокошников.
-Кокошник - это старинный головной женский убор, он считается символом русского национального костюма. Слово «кокошник» произошло от слова «кокошь», так как кокошник похож по форме на гребень на голове курицы, а курицу раньше на Руси называли «кокошь». Вот отсюда и пошло такое название. Кокошник носили только замужние женщины. Кокошники делали из толстой бумаги или холста, холст – это плотная ткань, сверху обтягивали красивой тканью, расшивали лентами, аппликаций, серебряными и золотыми нитками, бисером, бусинками, жемчугом и даже драгоценными камнями. Кокошники старались иметь даже в бедной семье и передавали из поколения в поколение, от матери дочери, от бабушки внучке. Делали такие кокошники мастерицы, которых так и называли «кокошницы»
-Нравятся вам кокошники? Как вы думаете, легко ли было сделать такие кокошники? Много труда и времени нужно было потратить мастерицам - кокошницам чтобы создать такую красоту.
-Но мастерицы умели не только трудиться, но еще и веселиться. Вот и я предлагаю вам пойти поиграть.
Игровая часть.
Русская – народная игра «У дядюшки Трифона было семеро детей»
В: Молодцы! Хорошо мы с вами повеселились, а теперь присаживайтесь, да послушайте мои загадки.
Что же за одежда
С четырьмя отверстиями.
В одно входишь
А в три выходишь. (Рубаха)
Каждый день поутру
Надеваю я трубу.
Ну не догадаться вам?
Она зовется. (Сарафан)
Он украшает голову
На цветок похож
Весь расшит узорами,
Уж очень он хорош. (Кокошник)
В: А давайте сыграем в игру «Скажи ласково». Скажите как можно ласково сказать о костюме (костюмчик, а о рубашке (рубашечка, а о сарафане (сарафанчик, о переднике (передничек, о кокошнике (кокошничек).
В: А теперь сыграем в игру «Один –много». Один костюм, много---(костюмов). Одна рубашка, много ---(рубашек). Один сарафан, много ---(сарафанов). Один передник, много (передников). Один кокошник, много ….(кокошников).
В: А какими словами вы могли бы описать кокошник? Какой он? (красивый, нарядный, разноцветный, сверкающий, блестящий, праздничный)
В: Вот мы сейчас говорили с вами о русском национальном костюме, а ведь на вас сейчас тоже русские национальные костюмы. Посмотрите внимательно друг на друга. Что в ваших костюмах не хватает?
Дети: Кокошника!
В: Правильно! Кокошника! Вот я и предлагаю вам самим сделать себе кокошник своими руками. Ну как, хотите?
Дети: Да.
Практическая часть.
В: Тогда за работу! Проходите за мной, усаживайтесь за столы. Только внимательно посмотрите кому куда сесть? Правильно, Нина сядет на то место, где кокошник желтого цвета, так как у нее платье желтое, а Вика там, где кокошник сиреневого цвета, так как у нее платье сиреневое.
В: Посмотрите внимательно, перед каждой из вас лежит заготовка кокошника. Вам предстоит ее разукрасить. Вы уже рассматривали иллюстрации кокошников которые носили когда-то в старину, а вот образцы кокошников, которые придумала я.
Обратите внимание, в орнаменте или узоре все детали повторяются в определенном ритме, или последовательности. Если детали узора будут расположены без всего порядка, как попало, получится ли у вас узор?
Дети: Нет.
В: На столе лежат трафареты, цветная бумага, карандаши и ножницы, клей -карандаш. Также лежит несколько наборов со стразами. Одна сторона их уже липкая и вы можете их сразу наклеивать. Сначала вы должны продумать какой бы вы хотели сделать узор, вырезать, разложить на заготовке кокошника и только затем уже наклеить детали узора из цветной бумаги, затем добавляете стразы.
В: А сейчас выберите себе трафареты и набор стразов, какие вам нравятся.
В: Прежде чем приступить к работе, назовите мне правила безопасного поведения с ножницами.
Дети: 1. Передавать кольцами вперед. 2. Не размахивать ножницами, резать сидя. 3. Класть в специальную баночку.
В: Включайте свое воображение и творите! Если у вас будут вопросы, поднимите руку и я к вам подойду.
Дети принимаются за работу. Во время работы воспитатель помогает детям советами.
Заключительная часть.
Подведение итогов работы.
В: Молодцы! Какие красивые кокошники у вас получились!
В: А вам самим они понравились?
В: Были ли у вас сложности в работе? В чем именно?
В: Так что такое кокошник? Кто его носил? Как назывались мастерицы, делающие кокошники?
В: Понравилось ли вам занятие? Что вы на нем узнали нового для себя?
В: Девочки, вы работали замечательно! Благодарю всех за прекрасно выполненную работу.