Анна Ярмолюк
Конспект совместной деятельности по речевому развитию в средней группе для детей с ТНР «Путешествие к реке Ай»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности по речевому развитию в средней группе для детей с особыми образовательными потребностями (тяжёлыми нарушениями речи) с использованием методов сказкотерапии и биоэнергопластики на тему: «Путешествие к реке Ай»
Цель: формировать понятия о реке Ай.
Задачи:
Публикация «Конспект совместной деятельности по речевому развитию в средней группе для детей с ТНР „Путешествие к реке Ай“» размещена в разделах
- Заикание, ТНР. Занятия, рекомендации родителям и педагогам
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Реки и озера
- Средняя группа
- Темочки
Образовательная: пополнять, уточнять, обогащать словарный запас по теме; упражнять в употреблении существительных в родительном падеже; закреплять умение образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; автоматизировать правильное произношение звуков в игровой деятельности, используя методы сказкотерапии, биоэнергопластики; создавать условия для развития артикуляционной моторики, общей моторики, координации речи с движением, выполняя заданные упражнения, в общем, для всех темпе.
Развивающая : развивать фонематические и познавательно-психические процессы (внимание, память, мышление, воображение и речь, фонематический слух и восприятие, функции словоизменения; формировать у детей самоконтроль за речью; развивать мимику, пантомимику;прививать навыки экологически грамотного поведения во время отдыха возле реки.
Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение, навыки сотрудничества, бережное отношение к природе; воспитывать навык речевого самоконтроля; закреплять координацию движений кистей рук, умение действовать по словесным инструкциям; формировать интонацию, голос.
Предшествующая работа: при взаимодействии с воспитателем, родителями – работа по темам курса: «Я – златоустовец!»; знакомство с иллюстративным материалом о природе Златоуста.
Интеграция образовательных областей: речевое развитие, познавательное развитие,социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Методы и приё мы: игровой, словесный, наглядный, практическая деятельность.
Словарная работа: река Ай, река-краса, Таганай, городской пейзаж, сказочная, ярко, тускло, деревня, блещет, могущественный, мусор, водоросли, водоём, ласково благодарность, зеркальная гладь, богатство, беречь, охранять.
Оборудование: мультимедийное оборудование; презентация «Путешествие к реке Ай»; маски-ободки: «Солнце», «Луна», «Река»; перчатки для выполнения упражнений во время физкультминутки.
Ход совместной деятельности
Ритуал начала совместной деятельности
(Приветствие детей в помещении групповой комнаты, приглашение расположиться на ковре по кругу. Эмоциональный настрой, приглашение в игру. Все слова сопровождаются действиями).
Речь педагога: ребята, здравствуйте!
Речь детей : здравствуйте!
Речь педагога: наступил сегодня день чудесный (руки поднимаем вверх,
Солнышко в окошко смотрится, стучась (имитация движения «смотрит вдаль»).
Встреча наша будет очень интересной (улыбаемся,
Я сегодня в сказку приглашаю вас (берёмся за руки).
Что такое сказка, знают все на свете!
В сказку вы хотите, дети?
Ответы детей : да, хотим!
Мотивационно- целевой этап
(Педагог обращает внимание детей на мультимедийную презентацию. Приложение 1, картинка 1).
Речь педагога: по дороге дальней, по дороге горной,
вдаль прекрасный город убегает наш,
он бежит вдоль улиц, вдоль берёз и сосен,
к Таганаю мчится городской пейзаж.
Ребята, а как называется наш город?
Ответы детей : наш город называется Златоуст.
Речь педагога: сегодня в нашем сказочном путешествии я предлагаю, вам, отправится к очень интересному месту нашего города.
А на чём мы отправимся в путешествие? Давайте вспомним, какой транспорт есть в Златоусте?
Ответы детей : трамвай, автобус, маршрутное такси, автомобиль и т. д.
Речь педагога:( Дидактическая игра: «Чего не хватает?». Демонстрация предметных картинок с изображением транспорта в мультимедийной презентации. Приложение 1. Картинки 2-7). Ребята, что изображено на экране?
Ответы детей : это машина.
Речь педагога: а, без чего изображена машина? (и т. д.)
Ответы детей :машина изображена без колес;
(велосипед - без руля; автобус - без дверей; поезд - без вагонов; грузовик - без кабины; трамвай - без крыши).
Речь педагога: такой транспорт нам не подойдёт! Давайте поедем в путешествие на сказочном, волшебном ковре-самолёте?
Ответы детей : да, давайте!
(Педагог предлагает детям расположиться на ковре, сидя. Речь сопровождается движениями).
Речь педагога: мы взлетаем в небеса (руки поднимаем вверх,
полетим за облака (разводим руки в сторону,
высоко летим (руки вытянуты перед собой вперёд,
далеко глядим (сначала одной рукой имитируем взгляд вдаль, затем другой рукой имитируем взгляд вдаль).
Приземлились! (Руки упираются вниз в ковёр).
Встали дружно! (Встаём на ноги).
В путь волшебный идти нужно! (Марш на месте).
Ребята, посмотрите, куда мы с вами попали! (Педагог обращает внимание на мультимедийную презентацию. Приложение 1. Картинка 8. На экране река Ай).
Операционно-деятельный этап
Нас сегодня ждёт интересная, сказочная история, в которой я предлагаю вам принять участие. (Детям предлагаются разные роли).
Было время очень давно, когда на небе сразу светили и солнце и луна. (Педагог предлагает детям роль Солнца и Луны. Выбирают желающих. Одевают маски). Солнце светило ярко и тепло (имитация движений, руки вверх, обнимают себя – «тепло», а Луна тускло и холодно (имитируют «холодно»). А в том месте, где сейчас стоит наш Златоуст, у подножия величественной горы, покажите – «гора величественная», (педагог предлагает руки поднять вверх и использовать грозную мимику лица) стояла деревня и жили в ней жители. А какие жители жили в той деревне?
Ответы детей : разные. И девочки и мальчики, и мужчины, и женщины, и бабушки и дедушки.
(Педагог предлагает всем остальным детям превратиться в жителей деревни. Игра продолжается).
Речь педагога: жители той деревни занимались охотой. Это как, покажите, возьмите в руки лук и стрелы. (Дети имитируют движения). Жители той деревни также занимались разведением домашних животных. А каких домашних животных вы знаете?
Ответы детей :корова, овца, коза, лошадь, собака и т. д.
Речь педагога: а ещё жители деревни собирали в лесугрибы и ягоды (имитируют). Но не было в том месте ни одного водоёма, ни одной реки. И скучно было всем без звучного журчания речек. Ребята, а грустно это как?
Ответы детей : вот так! (Имитируют грусть мимикой).
Речь педагога: а как здорово было бы порыбачить (движениями имитируют «закинуть удочку в реку», а как здорово было бы искупаться (движениями рук имитируют «плыву»! И грустили люди, смотря вдаль горизонта (рукой имитирую «смотреть вдаль»).
Увидела луна грусть людей и стала просить небесного волшебника послать жителям этой деревни реку. (Педагог имитирует движениями обращение к небу).
Луна – ребё нок: «небесный волшебник, пошли людям этой деревни реку!»
Речь педагога:волшебник ответил, я выполню твою просьбу, но ты заплатишь мне выкуп, ты никогда не увидишь дневного света, а часть твоих лучей упадут на землю. Луна ответила:
Луна – ребё нок: я согласна!
Речь педагога: так и произошло. Волшебник взял несколько лунных лучей и бросил их на землю. (Педагог имитирует движение «бросил»).
И свершилось рождение реки. (Выбирают ребёнка - Реку. Педагог одевает маску ребёнку). И радовались люди дару небес. Покажите, как радовались? (Дети имитируют радость, кричат «ура!», хлопают в ладоши).
И назвали люди реку - Ай, что значит - Луна.
И любили люди проводить время возле реки.
Да и в наше время любят!
Ребята, а вы любите отдыхать возле реки?
Ответы детей :да.
Речь педагога: а, что вы делаете, когда отдыхаете у реки?
Ответы детей : купаемся, рыбачим, кушаем, разводим костры, играем.
Речь педагога: ребята, есть люди, которые оставляют после себя мусор. Можно так делать?
Ответы детей : нельзя.
Речь педагога: посмотрите, на картинку (мультимедийная презентация. Приложение 1. Картинка 9). Люди отдыхали на берегу реки и оставили после себя целую кучу мусора.
Речевая физкультминутка : Давайте оденем наши волшебные перчатки и уберём весь мусор. (Дети одевают перчатки. Организуется игра с использованием метода биоэнергопластики. Приложение 2).
За широкими лесами,
За высокими горами,
Вся величием полна,
Мчится вдаль река-краса.
В неизвестность бег стремит,
Завоёвывает миг,
Жаждою свободы блещет,
Ай могущественный плещет.
(После игры педагог предлагает детям снять «волшебные перчатки», положить на место и присесть на стульчики).
Речь педагога: молодцы ребята! Справились с заданием. Если, приехав на отдых к реке, вы увидите мусор, как нужно поступить?
Ответы детей : нужно убрать весь мусор. Нельзя мусорить возле реки.
Речь педагога: правильно, ребята. Представьте, что из-за мусора, слива грязной, ядовитой воды, исчезнут водоросли, исчезнет вся рыба.
(Педагог обращает внимание на мультимедийную презентацию, где демонстрирует несколько картинок реки Ай. Приложение 1. Картинки 10-12).
Речь педагога: ребята, когда Луна попросила у небесного волшебника реку для жителей той древней деревни и он послал реку. Множество рыбы появилось в этой чудесной реке, стали люди ходить на рыбалку. А какая рыба водится в наших водоёмах, кто знает?
(Сопровождается мультимедийной презентацией. Приложение 1. Картинки 13-14).
Ответы детей : щука, окунь, чебак, лещ, ёрш, пескарь.
Речь педагога: у больших рыб были детки, маленькие рыбки. Назовите ласково деток рыб.
(Игра «Назови ласково». Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами).
Речь педагога: с тех пор Луна, принеся себя в жертву, никогда не видит дневного света, Луна живёт только ночью!
Но не стала Луна печалиться. Ей очень понравилась ночная жизнь, тем более, что река Ай всегда с благодарностью отражает её в своей зеркальной глади. (Педагог обращает внимание детей на мультимедийную презентацию. Приложение 1. Картинки 15-16).
Речь педагога: перед нами река Ай, посмотрите на нее, какая она красивая! Она течёт с севера на юг, вдоль всего нашего города. Река Ай – это наше богатство. Что нужно делать с этим богатством?
Ответы детей : беречь и охранять. С любовью относиться к реке Ай и её обитателям.
Аналитический этап (рефлексия)
Речь педагога: увлекательная история у нас сегодня получилась, и герои нашей истории хорошо сыграли свои роли. (Педагог предлагает снять маски, «превратиться опять в детей»).
Ребята, давайте возвращаться в детский сад из нашего волшебного путешествия.
Организуется имитированный полёт в детский сад на «ковре-самолёте». Полё т сопровождается игрой: «Доскажи словечко», игра сопровождается движениями:
Мы в чудесной сказке побывали (руки вытянуты перед собой, ладони вниз,
Много интересного, друг мой знай! (Руки вытянуты перед собой, ладони вверх).
Дети, как река чудесная, называется? (Опустить руки вниз).
В нашем городе протекает Ай! (Имитируем руками волны).
Ай течёт с севера. А куда? На юг! (Руки вытягиваем вправо, потом влево).
Водяная глыба! (Руки опустить вниз).
Кто же водится в Аю? (Поднимаем плечи).
Водится в Аю разная рыба! (Ладони сомкнуты перед собой, имитируем вперёд движение рыбы, встаём).
До свидания, ребята!