ТАТЬЯНА ФООС
Конспект совместной деятельности по познавательному развитию, в старшей группе. «Животный мир океана»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности по познавательному развитию в старшей группы
Тема «Животный мир океана»
Пояснительная записка
Публикация «Конспект совместной деятельности по познавательному развитию, в старшей группе, „Животный мир океана“» размещена в разделах
- Животные. В мире животных
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские обитатели. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2012
Занятие предназначено для детей шестого года жизни старшей группы. Раздел познавательного развития комплексной программы «Радуга». Тема занятия «Животный мир океана», входит в серию занятий по ознакомлению детей с царством животных. Дети в результате предыдущих занятий и совместной познавательной деятельности имеют первоначальные представления об океане и его обитателях.
Целью воспитателя на этом занятии является: подвести детей к пониманию того, что все представители царства животных приспособились жить в определенных условиях. Для этого на занятии решаются следующие задачи:
обучающие: дать первоначальные представления о глубине океана, познакомить с некоторыми обитателями океана, уточнить и расширить представления о знакомых животных их внешнем виде, повадках;
развивающие : развивать у детей умение обобщать сведения, классифицировать животных по условиям обитания;
воспитывающие: формировать интерес и желание работать коллективно, для достижения общего результата.
В течение занятия проводится словарная работа: вводится новые слова глубоководные, толща воды, реактивное движение.
Для решения обучающих задач используются беседа, описательный рассказ воспитателя, демонстрация слайд-шоу, проведение опытов «Питание кита», «Реактивное движение», демонстрация модели защиты осьминога от врагов, рассказы детей из личного опыта, игра «Узнай и назови». Для решения развивающих задач используются прием поисковых вопросов, заданий на распределение обитателей океана по глубине обитания, продуктивная деятельность изготовления страницы энциклопедии. Воспитывающая задача решается при работе группами в процессе изготовления страницы энциклопедии, дети договариваются и согласуют свои действия.
Для проведения занятия необходимо оборудование: физическая карта мира, глобус, мультимедийный проектор, ноутбук, иллюстрации с изображениями обитателей океана, модель защиты осьминога от врагов, воздушные шарики по количеству детей, прозрачный контейнер с водой, сачок, мелкие рыбки, заготовка страницы энциклопедии ( раскрашенная в три цвета: голубой, синий, тёмно-синий, мелкие картинки с изображением морских животных, мольберты, клеящие карандаши по количеству детей, фишки трех цветов (синие, голубые и тёмно-синие, запись шума моря, дидактическая игра «Чьё чернильное пятно», указка.
Результатом занятия должно стать: повышение коммуникативной компетентности детей (пополнение словаря, дети рассуждают, вступают в диалог, повышение научно-познавательной компетентности (расширение представлений детей об обитателях океана, классификация их по глубине обитания, развитие познавательной активности детей). Формирование социальной компетентности (развитие умения детей работать в коллективеи договариваться друг с другом).
Была использована литература:
Аристова В. В., Гальперштейн Л. Я. и др. «Моя первая энциклопедия».- М. : ЗАО «РОСМЭН-ПРЭСС», 2007.
Гризик Т. И. «Познаю мир». - М. : «ПРОСВЕЩЕНИЕ», 2001.
Смирнов Ю. И. «Вода», Санкт-Петербург «СОВА», 1998.
Тихонов А. В. «Подводный мир». - М. ЗАО «РОСМЭН-ПРЭСС», 2007.
Уэллс С. «Жизнь океана». - М. : «РОСМЭН», 1998.
Ход занятия:
Водная часть
(Дети стоят в кругу).
Ребята, дети из соседней старшей группы очень любят узнавать различные необыкновенные тайны о животном и растительном мире. Они решили изготовить свою энциклопедию чудес и тайн природы к празднику воды, который будет в марте. Но не успевают закончить работу. Они попросили вас помочь изготовить страницу для этой энциклопедии. Вы поможете им? (Согласие детей).
Прекрасно, ребята заняты составлением текста этой страницы, а чем займемся мы?
Эта страница посвящена животному миру океана. (Воспитатель показывает заготовку страницы энциклопедии. Дети предлагают оформить страницу картинками.)
Вы можете прямо сейчас начать работу или нам необходимо вспомнить про жизнь в океане? (Рассуждения детей. Делают вывод, что необходимо уточнить сведения о жизни обитателей океана. Определяют задачи.)
Основная часть
(Присаживаются на стульчики полукругом)
Посмотрим на карту и глобус.
Каким цветом океаны отмечены на них?
Как вы думаете, почему страница раскрашена в три цвета?
(Ответ детей с показом территории океанов на карте и глобусе. Предположения детей о том, что это зависит от глубины.)
(Рассматривание заготовки страницы энциклопедии.)
Это верхний слой океана. Какого он цвета? Спускаемся в толщу воды, что изменилось? А на самой глубине, какого цвета вода? Какой вывод можно сделать?
Чем глубже спускаемся в толщу воды, тем становится темнее. Почему? (лучи солнца не могут пробиться сквозь толщу воды, поэтому на большой глубине совсем темно).
(Ответы детей, с аргументацией своей версии.)
Вы сможете, глядя на глобус, определить, где самые глубокие места в океане и где не очень глубокие? Кто хотел бы показать?
(Совместно с воспитателем делают вывод. Дети отвечают и находят на глобусе и карте не очень глубокие и глубокие места.)
Мы выяснили, что в океане на каждой глубине существуют разные условия для проживания живых существ.
А вы верите, что обитатели океана живут как в многоэтажном доме, каждый на своем этаже? Некоторые животные могут жить только на верхних этажах, другие на средних, в толще воды, а кто-то приспособился жить на самых нижних этажах, на большой глубине.
(Варианты ответов детей.)
Попробуем расселить некоторых из обитателей океана по этажам?
Выставляем три мольберта, с условным обозначением глубины фишками голубого, синего и тёмно-синего цветов
Определяем, что цвет фишек обозначает глубину: голубой - верхние этажи; синий – средние этажи, толщу воды; тёмно-синий – нижние этажи, глубина.
Поиграем в игру «Узнай и назови». Я покажу картинку, а вы назовете, кто это, и расскажете всё, что о нём знаете.
(Показ иллюстрации морского конька. Демонстрация слайдов о морском коньке. Дети рассказывают, что знают о морском коньке, ставят иллюстрацию на мольберт с голубой фишкой).
Морской конек – живёт в верхних слоях воды, плавает только вертикально и может изменять свою окраску. Хвостиком цепляется за водоросли, чтобы его не унесло течением.
(Показ иллюстраций дельфина. Демонстрация слайдов о дельфинах.
Рассказ из личного опыта о дельфине, ставят иллюстрацию на мольберт с голубой фишкой).
Дельфин – очень умное животное, они добрые. Живут в верхних слоях воды. Так как дельфины дышат воздухом, они часто выныривают на поверхность. Бывали случаи, когда дельфины спасали людей.
(Показ иллюстрации кита. Дети рассказывают, что знают о синем ките, ставят иллюстрацию на мольберт с голубой фишкой.)
Синий кит – самое крупное животное на земле. Он весит столько же, сколько весят 40 слонов. Живет в верхних слоях воды, так как тоже дышит воздухом и для этого часто выныривает. Питается этот гигант мелкими рыбёшками и рачками. Хотите посмотреть, как это происходит?
Проводит опыт «Питание кита».
Проходят к столу, с заранее приготовленным оборудованием (прозрачный контейнер, наполненный водой, с мелкими пластмассовыми рыбками, сачок).
По желанию дети повторяют опыт.
В пасти у кита есть большой фильтр, похожий на сачок. Наберёт он в пасть воды вместе с живностью, а затем через этот фильтр воду выпускает обратно, а улов остается в пасти (рассказ сопровождается одновременным показом).
(Показ иллюстраций летучей рыбы. Демонстрация слайдов о летучей рыбе. Дети рассказывают, что знают о летучей рыбе. Ставят иллюстрацию
на мольберт с голубой фишкой.)
Летучая рыба – в воде плавает, как и все другие рыбы. Длинные и широкие плавники у нее сложены и прижаты к телу. Спасаясь от хищников, летучие рыбы разгоняются и выпрыгивают из воды. Распустив крылатые плавники, они с огромной скоростью мчаться над волнами. Снижаются, отталкиваются от воды хвостиком и вновь летят как птицы. Затем складывают плавники и ныряют в воду.
Вывод: на каких этажах живут эти обитатели океана?
(Дети делают вывод, данные обитатели верхних слоев океана).
Физминутка:
(Выполняют движения по тексту)
В доме у океана я живу,
Здесь волны колышат морскую траву.
Здесь пестрыми стайками бродят мальки,
А ночью, как звезды, горят светляки.
Я каждое утро на берег хожу,
И много ракушек я там нахожу
Спускаемся на средний этаж, в толщу воды.
(Показ иллюстраций акулы. Демонстрация слайдов о разновидностях акул. Рассказ об акулах. Ставят иллюстрацию на мольберт с синей фишкой.)
Акула - самые большие и прожорливые рыбы. Живут на средних этажах, в толще воды. Они нападают на всё, что движется в воде. Акулы имеют очень много зубов, которые расположены в несколько рядов.
(Показ иллюстраций осьминога. Демонстрация слайдов об осьминогах.
Рассказ об осьминогах, с выставлением иллюстрации на мольберт с синей фишкой.)
Осьминоги живут в толще воды. С помощью щупалец, на которых есть присоски, осьминоги передвигаются по дну и ловят добычу.
Плавает осьминог, используя реактивный способ, резко выбрасывая водную струю.
Вы верите, что мы можем показать, как это происходит.
А это правда, хотите посмотреть?
Показывает опыт «Реактивное движение»
Представим, что воздушный шарик – это осьминог, а воздух - это вода. Набирает он в себя воду (надуваем шарик, а затем резко выталкивает ее из себя, далеко продвигаясь вперед (резко отпускаем шарик).
Кто хочет сам попробовать? Каждый желающий повторяет опыт.
А у осьминога есть еще одна тайна, раскрыть вам её?
От рождения у осьминога есть чернильный мешок. При опасности осьминог выпускает чернильное облако, причем часто оно по форме напоминает самого хозяина. Пока нападающий хватает пятно, осьминог уплывает.
(Показывает модель спасения осьминога от врагов).
Показывает иллюстрации тунца и сельди.
Демонстрирует слайды о стаях рыб, косяках
Называют рыб, ставят иллюстрации на мольберт с синей фишкой
Тунец, сельдь – промысловая рыба. Живут они в толще воды на средних этажах. Плавают большими стаями.
Вывод: а где эти жители все живут? В толще воды, на среднем этаже
Спускаемся на нижний этаж, на самую глубину. А как вы думаете, живёт там кто-нибудь в такой глубине и темноте?
А как могут выглядеть обитатели глубины? Почему вы так думаете?
Ответы детей. Их предположения. Аргументация высказанных версий.
Рассказ детей о глубоководных рыбах. Выставляют иллюстрации на мольберт с тёмно-синей фишкой.
Показ иллюстрации глубоководных рыб. Демонстрация слайдов о глубоководных рыбах.
В тёмных безднах океана пёстрая окраска не нужна, здесь, наоборот, дольше проживёт тот, кто темнее. В тёмных океанских глубинах, куда не проникают лучи солнца, обитают глубоководные рыбы. Они все в основном темные, но у многих из них есть фонарики или светящиеся удочки, для приманивания любопытных. Подплывёт рыбка, чтобы посмотреть, что там светится, и окажется в пасти рыбы- удильщика. Так как на глубине мало пищи, то все рыбы имеют огромную пасть и зубы.
Как называются рыбы, живущие на большой глубине? Эти рыбы называются глубоководные
Вот мы с вами и расселили некоторых из обитателей океана по этажам, теперь точно знаем, кто на какой глубине живёт.
Теперь вы можете приступить к оформлению страницы?
Чтобы страница получилась, надо работать дружно, помогать друг другу, очень стараться.
Хочу предложить вам разделиться на три подгруппы, каждая будет заселять обитателей на свой этаж. Вы согласны? Дети берут фишки разных цветов (голубой, синий, тёмно-синий). Объединяются в группы по цвету фишек, уточняют, на какую глубину и кого будут заселять.
Обсудите в группах кого и куда вы будете заселять.
Дети заполняют страницу энциклопедии, наклеивая картинки обитателей океана.
Во время продуктивной деятельности, звучит музыка - шум моря.
Воспитатель по ходу деятельности задает уточняющие вопросы
Заключительная часть
Как вы думаете, получилась ли у нас страница энциклопедии об океане? Что вам помогло в этом?
Проверим, правильно ли мы разместили обитателей океана на странице, ведь в энциклопедии отражают только достоверные факты.
(Дети рассказывают, кого из обитателей куда заселили и почему, остальные проверяют правильность выполнения задания.
Помогло то, что дружно работали, помогали друг другу.)
Спасибо за вашу помощь.
Ребята сделали для вас подарок - игру «Чьё чернильное пятно».
Вы хотите сделать энциклопедию для нашей группы?
Подумайте, посоветуйтесь друг с другом, на какую тему будет энциклопедия.