Наталия Цион
Конспект сказкотерапевтического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Зимние чудеса»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект сказкотерапевтического занятия для детей старшего дошкольного возраста «Зимние чудеса"
Цель занятия :
• развитие вербального и невербального воображения,
• включение ценностных уровней сказки в эмоциональный опыт ребенка.
Оборудование:
• настольный театр по сказке про паучка,
• перчаточная кукла Сова,
Публикация «Конспект сказкотерапевтического занятия для детей старшего дошкольного возраста „Зимние чудеса“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сказкотерапия. Воспитание сказкой
- Сказкотерапия. Конспекты занятий со сказкотерапией
- Старшая группа
- Темочки
• ленточки для образно-пластической игры «Зимушка-Зима»,
• музыкальное сопровождение (сб-к «Волшебные голоса природы. В лесу».,
• светотехническое оборудование.
Структура занятия :
1. Ритуал- приветствие.
2. Упражнения и игры со сказкой на уровне слова.
3. Работа со сказкой на уровне художественного образа, сказка как система знаний о мире и о себе.
4. Заключительная игра.
Ход занятия
1. Вводная игра – ритуал
.
Работа со сказкой на уровне слова.
2. Загадка на тему сказки (образное сравнение, эпитеты, понятийное мышление).
-«Ребята, наша гостья, мудрая Совушка-Сова, принесла для вас загадку: кто загадку отгадает - прямо в сказку попадает…» :
«Кто, угадай-ка, седая хозяйка?
Тряхнула перинки – над миром пушинки»
(Зимушка-зима)
3. Пальчиковая гимнастика «Снежный ком» : конструируется образ на основе воссоздающего воображения:
-«Представим, ребята, что мы с вами оказались в зимнем лесу на снежной поляне, набрали ладошками в рукавичках по горсти снега, чтобы построить чудесный дом из снега…»
Взяли дети белый ком,
Лепить буде
снежный дом,
Мы польем его водой,
домик будет ледяной,
Ком за комом мы кладем,
Вот и вылепили дом.
(на первые строчки - имитировать движения, изображающие лепку стежков; на третью, четвертую – «плескать» ладонями воду; на пятую, шестую – ставить кулачок на кулачок, затем нарисовать в воздухе ладонями домик).
Работа со сказкой на уровне художественного образа и системы знаний о мире и о себе.
4. Включение в игровую ситуацию сказки главного героя.
-«Мы построили снежный домик для маленького героя нашей сказки, с которым произошли настоящие зимние чудеса на волшебной сказочной поляне…»
Включение музыкального образа сказки (сб-к «Волшебные голоса природы. В лесу.»).
- «Послушаем, как звучит наша сказка (колокольчик, звонко, как в морозный ясный день зазвенят сосульки, если коснуться их палочкой, как звенят колокольчики на сказочных санях, везущих Деда Мороза на новогодние праздники…»
Создание образа «сказочной волшебной поляны» на основе светотехнических эффектов.
5. Этап слушания и восприятия сказки.
Вербальный образ сказки, создаваемый педагогом в технике рассказывания, сопровождается демонстрацией сказки в настольном театре.
Проблемное поле сказки : «я не умею делать значимые для меня функции».
Ключевые слова: не умею, учиться, научиться.
Действия, необходимые герою для овладения важных функций: ждать, слушать, делать.
Про Паучка, который не умел плести паутинку
Жил-был Паучок, который не умел плести паутинку.
- Как не умел? – спросите вы.
А так, не умел, и всё.
Целое лето пытался Паучок научиться этому ремеслу. Но всё тщетно!
Вот уже осталось позади бабье лето с его тёплыми деньками… Настала промозглая осень.
Паутина дождей затянула родной лес.
- Даже дожди умеют плести паутину, - грустил Паучок. – А я так и не научился.
Как-то весь вечер дул морозный ветер, срывая с деревьев последние листочки.
А наутро всё вокруг стало белым-бело.
- Какая красота! – воскликнул Паучок, выбегая из своего домика.
Все деревья были убраны в белоснежные ажурные шали.
Даже маленькая Ёлочка, у ствола которой приютился его домик, красовалась в дивной обнове.
- Ёлочка, а, Ёлочка! – обратился Паучок к Ёлочке. – Откуда у тебя такая красивая шаль?
- Рукодельница Зима подарила, – ответила Ёлочка.
- А где рукодельница Зима взяла такую ажурную шаль? – не успокаивался Паучок.
- Сама сплела, – ответила Ёлочка.
- Вот и Зима умеет плести кружевную паутину, а я так и не научился, - вздохнул Паучок, и чуть было не заплакал.
- Не горюй, малыш! - принялась успокаивать его Ёлочка. – У тебя ещё всё впереди. А хочешь, можешь рукодельницу Зиму попросить, она научит.
- А где найти эту рукодельницу? – оживился Паучок.
- Найти её непросто. – ответила Ёлочка. - Зима не сидит на месте. Уж слишком много у неё работы. Владения большие. Все ждут подарков. Кому шапку снеговую подарит, кому шаль ажурную, а кому плед белоснежный, чтоб в мороз не замёрз… А реки-то, реки! В хрусталь нарядит! Ночью серебром притрусит.
Короче, ждать ёё надо. Сама придёт. Ты сиди у окошка и жди. Как увидишь хоровод снежинок, как услышишь пение вьюги, значит, рукодельница Зима близко. Выбегай встречать.
Поблагодарил Паучок Ёлочку и пошёл в дом, рукодельницу Зиму поджидать.
6 этап. Проблемная ситуация: Как паучку научиться плести кружева?
«- А теперь, мои маленькие сказочники, помогите продолжить сказку, чтобы паучок смог научиться плести паутинку…»
.
7 этап. Работа с авторской концовкой сказки.
Смотрит Паучок в окошко, смотрит… А её всё нет и нет.
Не знаю, много ли, мало ли времени прождал Паучок, но только вдруг слышит он пение вьюги, а затем и хоровод снежинок появился.
- Видать, правду сказала Ёлочка, - подумал Паучок, выбегая из домика.
Но то, что он увидел, зачаровало его. Перед ним стояла сама рукодельница Зима, в дорогом, украшенном алмазами кокошнике, парчовом, расшитом бисером сарафане, серебряных, с хрустальными пряжками, сапожках.
Паучок не только не мог глаз отвести, но и рот открыть, чтобы слово вымолвить.
А Зима к нему первая заговорила:
- Знаю, знаю, малыш, твою нужду. Научу я тебя кружева плести. Да такие, что всяк подивится. А теперь садись ко мне на ладошку, покажу тебе свою мастерскую.
Сел Паучок на ладошку рукодельницы Зимы, а она у неё не холодная, а тёплая… Согрелся Паучок и задремал. Очнулся уже в мастерской.
День за днём учила Зима Паучка премудростям своего ремесла. Открывала ему свои секреты, давала нужные советы.
Понравилось Паучку у Зимы, да и хорошим учеником малыш оказался.
А как пришло время расставаться, дала рукодельница Зима Паучку несколько моточков серебряных нитей, мешочек бисера, паутинку украшать. Но самое главное. подарила ему чудо коклюшки, кружева плести.
Поблагодарил Паучок Зиму. И вдруг слышит…
Кап, кап, кап… Открыл пошире глазки, смотрит - за окном весенняя капель. На подоконнике лежат чудо коклюшки, клубочки серебряных нитей, стоит мешочек с бисером.
Ну, а потом была пора жаркая, летняя…
И, как и обещала рукодельница Зима, всяк восхищался паутинкой Паучка, ибо краше её не было во всём лесу.
Беседа по наводящим вопросам по осмыслению нравственного урока сказки и осознанию проблемной ситуации:
1. Почему грустил наш Паучок?
2. Кто был другом Паучка?
3. Какой совет дала Елочка Паучку?
4. Кем была Зимушка–Зима для Паучка? (Она учила Паучка «премудростям своего ремесла», значит, была для нашего Паучка Учителем).
5. Что нужно было делать Паучку, чтобы овладеть навыками рукоделия?
6. Что подарила Зимушка-Зима Паучку?
7. Почему Зимушка-Зима подарила Паучку коклюшки (инструмент, с помощью которого можно сделать паутинку, а не готовую паутинку? (для того, чтобы Паучок сам мог плести паутинки).
Включение через проговаривание разрешения проблемной ситуации, заключенной в сказке, в «копилку опыта жизни» ребенка.
Резюмирование на основе народной мудрости, заключенной в пословицах и поговорках:
• Не учась, и лаптя не сплетешь.
• Мудрым ни кто не родился, а научился.
• Звезды явятся – небо украсят, знания появятся – ум украсят.
8 этап. Образно-пластическое творчество по сказке.
Игра «Зимушка-зима и волшебная метель».
Под музыкальное сопровождение создаем образ «метели» : водящий в центре круга показывает движения – остальные, как зеркала, повторяют образ в движениях.
Заключительная игра «Звезда» (Фопель «С головы до пят»., символизирующая ритуал выхода из сказки :
Участники игры встают в круг, вытягивают левую руку и кладут ладошку на ладонь педагога, правую руку вытягивают в сторону, образуя, таким образом, фигуру «звезды». Не расцепляя ладоней, надо покружиться общей фигурой, передать свои «лучики любви» через правую ручку окружающему миру.