Наталья Кривошеева
Занятие на тему «Семья» для детей 4–5 лет по учебно-методическому комплекту «Добрый мир»
▼ Скачать + Заказать документы
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА КЛИН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ - ДЕТСКИЙ САД №10 «ЗАБАВА»
141606 Московская область, г. Клин, ул. Мира д. 8
тел. 8 (49624) 2-33-13, 2-43-77, 2-64-42
эл. адрес: mdoyzabava2013@yandex.ru, сайт: https://zabava-klin.ru/
КОНСПЕКТ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Занятие на тему : «СЕМЬЯ» для дошкольного возраста 4-5лет
(по учебно – методическому комплекту «Добрый мир»)»
Разработала и выполнила:
Публикация «Занятие на тему „Семья“ для детей 4–5 лет по учебно-методическому комплекту „Добрый мир“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Семья. Конспекты занятий на тему семьи
- Средняя группа
- Темочки
Воспитатель МДОУ – ДС №10 «ЗАБАВА»
г. Клин
Кривошеева Наталья Викторовна
2018г.
Конспект занятия в средней группе «Семья» По программе «Добрый мир».
Актуальность:
Духовно-нравственное развитие и воспитание детей являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Семья всегда стоит на первом месте у каждого человека. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения многих родителей от решения вопросов воспитания и личностного развития ребёнка. Родители, не владея в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка, порой осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. Всё это, как правило, не приносит позитивных результатов. А семья для малыша – это мир, в котором закладываются основы морали, отношения к людям. Членов семьи объединяет кровное родство, любовь, общие интересы. Расширить представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы. Воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких. Это ориентирует педагогов, в том числе и дошкольной ступени образования, на нравственно-духовное становление личности ребенка через приобщение к общечеловеческим ценностям: семья, любовь, добро, милосердие, жертвенность, совесть, честь, единство и братство…
Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте. Семья и детский сад – два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребёнка.
Поэтому, мы, взрослые, должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать чувство привязанности к семье и дому. Духовно-нравственное развитие и воспитание детей являются первостепенной задачей современной образовательной системы и представляют собой важный компонент социального заказа для образования. Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества.
Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания. Концепция определяет цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания личности, систему базовых национальных ценностей, принципы духовно-нравственного развития и воспитания личности.
Проводя беседы с детьми, выяснилось, что не все дети знают о своей семье, кем работают их родители, а некоторые не знают имён бабушек и дедушек, не говоря уже о семейных традициях.
При разработке занятий, решающих подобные цели, в качестве замечательного содержательного материала мы используем программу Шевченко Л. Л. «Добрый мир» Семья – это та первичная среда, где человек должен учиться творить добро. (В. А. Сухомлинский)
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Виды детской деятельности: продуктивная, коммуникативная, чтение, здоровьесбережение (физминутка)
Цель:
Формирование у детей понятие «Семья»;
Расширение представление у детей о семье через организацию разных видов деятельности.
Задачи:
Воспитывать положительное отношение к духовно-нравственным ценностям и желание поступать в соответствии с ними;
Дать детям представление о семье;
Учить правильно, называть всех членов семьи. Дать понятия «родственники», «родня»;
Воспитывать любовь и уважение к членам семьи;
Учить проявлять о них заботу;
Вызывать чувство гордости о своей семье;
Развивать коммуникативные навыки;
Обогащать отношения детей и родителей опытом совместной творческой деятельности.
Словарная работа:
Семья, любовь, род, родители, Бог, храм, послушание. Забота, благодарность, мама, папа, брат, сестра, бабушка, дедушка.
Предварительная работа:
тематические занятия : «Моя семья»;
чтение художественной литературы на тему «Семья» : «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», «Гуси - лебеди», «Три медведя»;
сюжетно-ролевые игры: «Семья», «Дочки - матери», «Детский сад»;
дидактические игры: «Кем быть», «Чьи детки?»;
пословицы и поговорки о семье;
изобразительная деятельность: аппликация ««Моя семья» «Неваляшки»»
прослушивание музыкальных произведений.
Оборудование: иллюстрации с изображение семьи; магнитофон; музыкальный диск; бумага, краски, кисточки на каждого ребенка.
Методы и приемы
Наглядно-образный метод:
• рассматривания книжных иллюстраций, репродукций;
• проведения дидактических и музыкально-дидактических игр;
• наблюдений;
• воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях
Словесно-действенный метод представляется наиболее эффективным в процессе:
• чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем;
• чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией:
• бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя;
• ответов на вопросы педагога, детей;
• проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением и др.);
• сообщения дополнительного материала воспитателем;
• загадывания и отгадывания загадок;
• рассматривания наглядного материала;
• рассказов детей о своих впечатлениях.
Список используемой литературы
1. Шевченко Л. Л. «Добрый мир». Православная культура для малышей.
Методическое пособие. - М. : Центр поддержки культурно –
исторических традиций Отечества, 2014.
2. Шевченко Л. Л. «Добрый мир». Православная культура для малышей. Книга 1. Прогулки по дням творения. / Под редакцией Л. Н. Антоновой.
Экспериментальный учебно–методический комплект для дошкольных
образовательных учреждений. – М. : Центр поддержки культурно –
исторических традиций Отечества, 2011.
3. Шевченко Л. Л. «Добрый мир». Православная культура для малышей.
Книга 2. Хорошо - плохо. / Под редакцией Л. Н. Антоновой.
Экспериментальный учебно–методический комплект для дошкольных
образовательных учреждений. – М. : Центр поддержки культурно –
исторических традиций Отечества, 2011.
4. Шевченко Л. Л. «Добрый мир». Православная культура для малышей.
Книга 3. Семья. Родина. Православный храм. Наши меньшие друзья. / Под редакцией Л. Н. Антоновой.
5. СД – диск – музыкальное сопровождение занятий. Учебно-методический комплект «Добрый мир». Православная культура для малышей.
6. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.
Ход занятия:
Организационный момент:
Воспитатель: Каждый новый день надо начинать хорошим настроением. А чтобы настроение было хорошим и веселым, давайте встанем в круг, возьмемся за руки, закроем глаза и передадим, друг другу, ту искорку тепла и любви, что живут в нашем сердце. Почувствуйте, как по вашим рукам, из ладошки в ладошку, переходит доброта (берем в руки зажженную (безопасную) свечу и дети передают друг другу свечу). Посмотрите, как искорка зажглась от наших сердец, пусть она сопровождает вас все занятие. Улыбнемся и пожелаем друг другу доброго утра и радостного настроения. (Дети желают друг другу доброго утра, проходят и садятся за столы).
Звучит музыка (Диск. Композиция 41- «Родной дом»)
Вступительная беседа:
Воспитатель: О чем эта музыкальная композиция?
Воспитатель: Правильно ребята, о доме, а теперь я загадаю вам загадку, слушайте внимательно:
Место, где мы все живем, называется наш… (дом) (Хрестоматия книга 3 стр. 4)
Воспитатель: Молодцы ребята, давайте попробуем еще разгадать загадку:
Без чего на белом свете
Взрослым не прожить и детям?
Кто поддержит вас, друзья?
Ваша дружная. (семья).
Воспитатель: Правильно ребята. Вы угадали это семья.
Беседа: «Моя семья».
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, что такое семья?
Воспитатель: Правильно, семья - это мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра. Семья - частичка нашего общества и опора государства. Семья для православного христианина – малая Церковь.
Дети у каждого из нас есть мама и папа. Это наши родители. У них есть свои мама и папа–это наши дедушки и бабушки. Но и у дедушки и бабушки были свои папа и мама, а у тех свои. Их, было много, и жили они давно. Они являются нашими предками. Все твои дедушки и бабушки – твои предки составляют твой род. У каждого из нас есть свой род. (Хрестоматия книга 3 стр. 4).
Физминутка.
Пальчиковая игра: «Дружная семья». (Хрестоматия книга 3 стр. 16)
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я!
Дружная семья!
Воспитатель: Как хорошо, что у вас у всех есть семья! Вы – самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут все вместе. Главное, чтобы в семье всегда были мир, дружба, уважение, любовь друг к другу.
Семья может быть и маленькой – например, мама и ребенок, но если они любят друг друга – это настоящая семья. Хорошо, если семья большая. Семья – это взрослые и дети, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге.
Воспитатель: А теперь ребята присаживайтесь на стулья. Давайте я вам прочитаю небольшой рассказ, который называется: «Наша семья» : - Наша семья не мала. Есть у меня отец и мать, двое братьев и две сестры. Я - самый старший. Есть ещё у нас старушка бабушка: она уж из дому выходит редко, только в церковь; очень нас ценит и балует. Отец мой много трудится: его трудами кормится и одевается вся семья. «Что бы мы без него делали?» - говорит нам часто мамаша. Целый день мама о нас хлопочет. Она шьёт девочкам платьица, а мальчикам – рубашки. Она учит нас молиться и всякого-то перекрестит, когда уложит нас в постельки. (Хрестоматия книга 3 стр. 4-5).
Воспитатель: Ребята скажите, пожалуйста, вот я прочитала вам небольшой рассказ, сколько же в семье человек? Назовите всех. А чем же занимается, каждый из членов семьи? А теперь расскажите, как заботится о семье отец? Как – мама?
Воспитатель: Молодцы ребята вы все знаете и правильно назвали всех членов семьи. А кто же из членов семьи в этом рассказе посещал церковь?
«Бабушка» (Хрестоматия книга 3 стр. 18).
Всем довольна я, старушка,
Бога нечего гневить!
Мир в семье, есть и избушка,
Хоть мала, да можно жить.
У меня семья большая :
Детки вкруг нас, стариков,
Словно роща молодая,
Вкруг дряхлеющих дубков.
Воспитатель: Да вы правы, это была старенькая бабушка, которая из дома выходило редко и то только для того чтобы сходить в церковь помолиться, чтобы быть ближе к Богу.
Воспитатель: Ребята, вы со своей семьёй ходите в храм? А вы знаете, кто же такой Бог?
Воспитатель: Да, все правильные. Ребята, Бог - это творец мира. Всё, что создавал Бог, было прекрасно. И всему Он радовался. Мир, который сотворил Бог – мир Божий. (Хрестоматия книга 1 стр. 126).
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что самое главное уважать и слушаться своих родителей и старших. И тогда они будут жить счастливо. Ребята вот послушайте есть заповедь для самых маленьких о послушании.
Слушаясь папу, слушаясь маму,
Ты начинаешь дорогу к храму.
Заповедь эта – к богу ступень.
Нужно ей следовать каждый день. (Хрестоматия книга 2 стр. 17).
Воспитатель: Ребята давайте с вами выучим пословицу.
Кто родителей почитает, тот вовек не погибает.
Почитай старых, сам будешь стар. (Хрестоматия книга 3 стр. 16).
Воспитатель: Ребята, а чем мы еще можем порадовать маму и папу?
Воспитатель: Правильно ребята нужно любить и помогать своим родителям.
Игра: Правильно – неправильно. (Хрестоматия книга 3 стр. 9).
Воспитатель: Убирать за собой одежду.
Мыть свою тарелку. Прибирать кровать – это правильно ребята?
Воспитатель: Молодцы ребята, это правильно.
Воспитатель: Ребята, ходить грязнулей. Не замечать, когда мама и папа устали – это правильно?
Воспитатель: Молодцы, ребята - это неправильно.
Воспитатель: Ребята, какое самое первое слово, которое произносит человек?
Звучит музыка (Диск. Композиция 42 - «Песенка о маме»)
Воспитатель: Молодцы ребята, самое прекрасное слово на земле – это мама.
У мамы самые добрые и ласковые руки, они все умеют. У мамы самое верное и чуткое сердце – в нем никогда не гаснет любовь…
И сколько бы ни было нам лет – пять или пятьдесят, нам всегда нужна мама, её ласка, её взгляд. И, чем больше наша любовь к маме, тем радостнее и светлее жизнь. (Хрестоматия книга 3 стр. 9)
Воспитатель: Ребята, а чем мы можем порадовать наших родителей?
Воспитатель: Молодцы, давайте каждый нарисует свою семью. Но сначала мы с вами поиграем.
Игра «Скажи ласково». (Игра с мячом)
В семье друг друга называют ласково, нежно, потому что друг друга любят. Как можно назвать ласково? (Воспитатель называет первое слово, дети продолжают.)
Дочь – доченька, дочурка.
Сын — сынок, сыночек.
Папа — папочка, папенька.
Дед – дедушка, дедуля.
Мама — мамочка, мамуля.
Сестра-сестрёнка.
Воспитатель: Замечательно, как много вы знаете ласковых слов. Вы порадовали меня. Оказывается, вы очень ласковые и добрые по отношению к своей семье.
Творческая работа. Рисуем «Моя семья».
Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам нарисовать вашу семью.
Итог занятия :
Воспитатель: Как хорошо, что у вас есть семья! Вы самые счастливые дети на свете, потому что в ваших семьях любят друг друга, весело и дружно живут вместе. Понравилось вам занятие? А давайте вспомним, чем мы сегодня с вами занимались на нашем занятии?
Воспитатель: Молодцы ребята все запомнили.
Воспитатель: Давайте закончим нашу встречу песней - исполняется песня «Моя семья»
Воспитатель: (на фоне вступления к песне читает стихотворение)
Но к счастью жить одному не возможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите;
Обиды, и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про нас говорили друзья,
Какая хорошая ваша семья!