Ойтова Тамара
Конспект семинара-практикума «Эти удивительные вулканы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект семинара-практикума
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй ты и мой дружок!
Здравствуй вся моя земля!
Мы проснулись очень рано
И приветствуем всех вас!
В: Я рада видеть вас всех веселыми, в хорошем настроении. Мне хочется, чтобы такое настроение у вас сохранилось до самого вечера, Раз у вас такое бодрое настроение, я предлагаю всем нам отправиться в необычное путешествие и стать вулканологами.
В:Ребята, а кто из вас знает, кто такие вулканологи? Что это за профессия такая интересная?
Публикация «Конспект семинара-практикума „Эти удивительные вулканы“» размещена в разделах
- Вулкан. Извержение вулкана, эксперименты с детьми
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Семинар, практикум
- Темочки
Д: вулканологи-ученые, которые занимаются вулканами. Они исследуют характер и поведение отдыхающих гор, могут предсказать извержение и предупредить людей об опасности.
В: Чтобы отправиться в путешествие нужно быть….?
Д:храбрым, сильным, ловким, смелым.
В:Вы готовы? Тогда в путь!
Речевка: Только смелый и упорный
Доберется к цели бодро
А еще в дороге нужно
Знать секреты прочной дружбы
Один за всех и все за одного!
СЛАЙД 1 (звук падающих камней)
(слышен звук камнепада)
В:А вот и первая опасность! Как вы думаете, что это был за звук?
Д: звук падающих камней
В:да, посмотрите сколько камней скатились с гор.
В:Посмотрите, камни разные или они одинаковые? Ребята, возьмите в руки по два разных камня. Какие они?
Д: один- легкий, другой- тяжелый; один- гладкий. Другой- шероховатый.
В:Давайте, мы исследуем наши камни. Камни относятся к живой природе или к неживой природе? Почему?
Д:нет, потому что: не двигается, не дышит, не питается, не размножается, не растет.
В: Исследуем дальше, что вы еще можете сказать об этом объекте, какой на ощупь?
Д: твердый
В:А вы знаете, как называется этот камень?
Д:пемза.
В:Правильно, это пемза. Какие вулканические породы мы знаем?
Д: малахит, горный хрусталь, красная яшма, родонит
В:Посмотрите на пемзу внимательно. Что вы видите?
Д:дырочки
В:Давайте проведем эксперимент, мы сейчас опустим кусочек пемзы и камень в воду. Что вы наблюдаете?
Д:пемза всплывает не тонет, а камень утонул
В:Почему пемза не тонет?
Д:пемза камень, в котором много дырочек, в которых скапливается воздух. Мы видим дырочки от лопнувших пузырьков внутри.
В: теперь рассмотрим пемзу под проскопом
Слайд 2
В: Интересно, дырочки пустые или в них что-то есть? По моему там спрятался воздух. Лава кипела, бурлила- появлялись много много пузырьков. А когда лава остывала пузырьки лопались и получились дырочки.
В:Мне кажется мы немного заблудились. Чтобы путешественники не заблудились, им всегда помогает что?
Д:карта, компас
Рассмотрим карту и назовем самые известные в мире вулканы. (в Японии – Фудзияма; в Италии – Везувий; в КБР – Эльбрус; на Камчатке – Сопка)
В:Ребята,мы очень устали, нам надо немного отдохнуть.
Физминутка
Вулканы начали играть, из жерла лаву извергать
Вулкан гремит, вулкан пыхтит, как грозен он сейчас на вид
Но вот он начал уставать
Огонь в нем начал угасать
Последний раз огнем дыхнул
И на десятки лет уснул
(презентация)
Слайд 3
В: посмотрите, какая красота! Мы видим действующие вулканы. Из которых извергается лава, завораживающей красоты.
Рассмотрим модель вулкана в разрезе.
В:Ребята, у нас есть возможность рассмотреть вулкан поближе. Посмотрите внимательно, на что похож вулкан, какую форму он вам напоминает?
Д:на конус, на пирамиду
В:Как называется чаша, в которой кипит лава?
Д: кратер
В:да, правильно. Вулкан похож на горячую печку. Внутри которой бурлит магма, через щели пробивается через плиты и как в лифте поднимается лава.
Как называется канал. по которому лава поднимается вверх?
Д:по жерлу, а потом изливается через кратер по горам спускается горячая и опасная лава.
В:Почему горячая лава это опасно?
Игра «Хорошо- плохо» (по схеме дети рассказывают что хорошо, что плохо)
-Из вулканической пыли делают лекарства
-Вблизи вулканов выращивают рис, лучшие сорта кофе, виноград, апельсины
-Затвердевшую лаву используют в строительстве
-Вулканы, как лифт поднимают на поверхность много полезных веществ, даже драгоценные камни
-Люди добывают серу, которую используют в медицине для приготовления мази, также используются для изготовления спичек.
-Вулканы приносят много бедствий и разрушений
-Погибают растения, животные. Дома
-Газовые облака могут вызвать удушье у людей и животных
-На крышах зданий, домов накапливается мощные слои пепел попадает в организм человека и животных, что вредно для здоровья
-Пепел представляет угрозу для воздушного и автомобильного транспорта.
Слайд 4
В:К счастью, мало на Земле найдется людей, которые видели действующий вулкан. Но те, кто хоть раз в жизни наблюдал извержение вулкана не забудет это зрелище никогда. А мы в нашей маленькой лабораторий тоже можем увидеть извержение вулкана, но наш вулкан не настоящий. Поэтому никакой опасности нет. Эти вулканы изготовлены вашими руками, с помощью родителей. И благодаря им мы сейчас проведем несложный опыт с извержением вулкана.
Слайд 5
В:Для начала, давайте вспомним правило поведения в лаборатории
(на экране телевизора показываю картинки)
А теперь одеваем защитные очки. Ребята, берем ложку засыпаем прямо в жерло вулкана порошок. Теперь взяли шприц и вливаем всю жидкость тоже в жерло вулкана. А я всем вам в ваши вулканы доливаю нарзан. Ну что, ученые-вулканологи, мы сейчас с вами наблюдали? Как происходит извержение вулкана? (похлопали друг другу).
ИТОГ: вот такое удивительное путешествие у нас получилось. Вам понравилось путешествовать? Что мы с вами исследовали? Как получили извержение вулкана?
Вы очень любознательные и смелые путешественники и ученые.
Сюрпризный момент
Но не все вулканы такие грозные, у меня есть вулкан, который извергает сладкие подарки! (из жерла достаю конфеты)
ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:
1. рассматривание энциклопедий
2. просмотр видеофильмов, презентаций об извержении вулканов
3. изготовление макетов вулканов
4. чтение сказок и легенд о вулканах
СЛОВАРЬ: Гора, вулкан, кратер, лава, жерло.
ОБОРУДОВАНИЕ:
Медиаресурсы: презентации: «Вулкан», «Хорошо- плохо», «Правила поведения в лаборатории», «Работа с родителями», звук падающих камней.
Демонстрационный материал: тропинка с камнями, тазик с водой, карта, проскоп.
Раздаточный материал: макеты вулкана, сода, лимонная кислота, жидкость для мытья посуды. нарзан, пищевой краситель.
«Утверждаю»
Директор МКОУ
«Прогимназии №65»
___ Богатырева Л. Г
К Городскому практическому семинару
для руководителей дошкольных
образовательных организаций,
директоров прогимназий.
МКДОУ г. о. Нальчик
НОД по результатам проектной деятельности по
познавательному развитию в старшей группе
на тему:
«Эти удивительные вулканы»
Воспитатель:
Ойтова Тамара Кашифовна
Дата проведения:
20 марта 2019г.
г. о. Нальчик 2019г