Ирина Галышева
Конспект занятия в форме викторины «Знатоки профессий железнодорожного транспорта» с детьми старшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Частное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад №82 открытого акционерного общества «Российские железные дороги»
Конспект
непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира
с детьми старшей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи
Публикация «Конспект занятия в форме викторины „Знатоки профессий железнодорожного транспорта“ с детьми старшей группы» размещена в разделах
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Железная дорога, поезд
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Профессии. Викторины, интеллектуальные игры
- Профессии. ВСЕ материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Конспекты занятий «В мире профессий»
- Старшая группа
- Транспорт. Викторины, интеллектуальные игры
- Транспорт. Все материалы о транспорте и их видах
- Транспорт. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2019
Тема: Викторина «Знатоки профессий железнодорожного транспорта»
Подготовила:
Галышева Ирина Алексеевна,
воспитатель
высшая квалификационная категория
Цель: обогащение знаний детей о разнообразии профессий железнодорожного транспорта, привлечение родителей к совместной образовательной деятельности
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить знания детей о профессиях железнодорожного транспорта (машинист, проводник, дежурный по станции, диспетчер, осмотрщик вагонов, составитель поездов, монтер пути).
-Закрепить знания детей о видах железнодорожного транспорта.
Речевые:
- активизировать в речи детей употребление названий железнодорожных профессий.
- упражнять детей в употреблении слов-действий, относящихся к этим профессиям.
Развивающие:
- Развивать у детей память, логическое мышление.
Воспитательные:
- Воспитывать в детях чувство уважения к людям труда, работающим на железнодорожном транспорте; чувство гордости за своих родителей.
- Сплотить детско-родительские отношения в ходе совместной деятельности.
Интегрируемые образовательные области:«Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, игровая, восприятие художественной литературы и фольклора, двигательная.
Предварительная работа:
Экскурсия на железнодорожный вокзал, чтение рассказов и стихов о железной дороге,отгадывание загадок о железнодорожных профессиях, познавательно-тематические вечера из цикла «Эстафета поколений», просмотр видеопрезентации «Безопасность на железнодорожном транспорте», сюжетно – ролевые игры.
Методы и приемы:
Словесные:беседа, вопросы к детям, указания, поощрения, словесные инструкции, художественное слово.
Наглядные:интерактивная игра
Практические: упражнения
Участники викторины :
-воспитатель
- дети старшей группы компенсирующей направленности для детей с нарушениями речи,
- родители детей.
Этапы деятельности Содержание деятельности воспитателя Содержание деятельности детей
Вводная часть.
Цель: формирование у детей позитивной мотивации на предстоящую деятельность; доброжелательных отношений, сплоченности детского коллектива.
Основная часть.
Цель: организация непосредственно образовательной деятельности детей под руководством воспитателя через эффективное использование разнообразных методов и приемов, способствующих активизации детской деятельности, развитию познавательных способностей и интересов воспитанников, включение их в различные виды деятельности
(игровую, познавательную, коммуникативную, продуктивную, двигательную).
Заключительная часть.
Цель: осуществление обратной связи, выявление удовлетворенности и заинтересованности детей непосредственно образовательной деятельностью, выявление знаний и представлений детей по теме деятельности; выявление уровня самооценки детей.
Воспитатель:
- Ребята,кто из вас знает, почему наш детский сад называется железнодорожным? Совершенно верно, у каждого из вас родители работают на железной дороге. Какие железнодорожные профессии вы знаете? А сами вы хотели бы стать железнодорожниками? Кем именно? Давайте сегодня, хоть на короткое мгновение, воплотим вашу мечту и станем железнодорожниками.
Мы с вами совершим путешествие в мир профессий железнодорожного транспорта. Помогут нам в этом ваши мамы и папы.
Звучит музыка. Выходят родители, читают стихотворение.
Профессий много на земле – шахтер, кузнец, сапожник,
Но мы решили, лучше всех, конечно, железнодорожник.
Транспорта мы знаем много : есть автобус, пароход,
Но про железную дорогу разговор у нас пойдет.
Про вокзал, вагон и кассу и про тех, кто возит нас.
Интересные вопросы приготовлены для вас.
Воспитатель:
- Сейчас мы разделимся на две команды. У каждого из вас эмблемы красного или зеленого цвета (по цветам семафора). Внимательно посмотрите, у кого из взрослых такая же эмблема, как у вас. Предлагаю занять свои места в командах, наше путешествие начинается. Сегодня вам предстоит ответить на сложные вопросы и выполнить интересные задания. Только вместе, советуясь друг с другом, вы сможете правильно выполнить предложенные вам задания. За правильно выполненное задание каждая команда будет получать цветной вагончик. В конце нашего путешествия у каждой команды будет собран свой железнодорожный состав, и у кого вагончиков окажется больше, та команда и победит. Все расселись по местам. В добрый путь!
Первая станция «Профессиональная»
На экране интерактивная игра «Профессии»
Воспитатель: Вот уже более 100 лет существует железная дорога, чтобы грузы приходили на станции, а пассажиры прибывали в нужные им города, трудятся на железной дороге люди различных профессий.
Первая загадка:
Эта профессия очень важна,
Очень ответственна, очень трудна.
Поезд вести – это не шутка,
Не отвлечется он ни на минутку.
Он ведет локомотив,
Он и строг и молчалив.
Дети находят соответствующую картинку на доске.
Как вы думаете, какая профессия считается на железной дороге одной из самых главных?
(ответы детей).
Машинист Зайцев Дмитрий Александрович:
- Правильно, ребята, это машинист. А кто помогает вести состав? помощник машиниста. Издавна считалось, что профессия машиниста на железной дороге- одна из наиболее почитаемых и ответственных профессий.
- Как вы думаете, какими качествами должен обладать настоящий машинист?
- Машинист, ребята, должен быть ответственным, грамотным, должен иметь отличные знания точных наук, иметь хорошее зрение, слух, память. Ребята, наверное, все вы слышали, как гудят поезда? Как вы думаете для чего это нужно?
Когда первые паровозы начали свое движение, их создатели с самого начала беспокоились за безопасность на железных дорогах. А для этого нужно привлекать внимание зазевавшихся прохожих, поэтому движение паровоза первоначально сопровождала громкая музыка духового оркестра. А затем придумали звуковые сигналы, которые подавал кондуктор специальной трубой.
Вот они: один длинный гудок - вперёд, три коротких - стой, два длинных - назад, один короткий и один длинный -внимание; повторяющийся длинный и три коротких- тревога; повторяющийся длинный и два коротких — пожарная тревога.
А сейчас для каждой команды прозвучат звуковые сигналы, вы должны будете отгадать, что означает этот сигнал.
Итак, ПЕРВОЕ ЗАДАНИЕ - Задание на слуховое внимание «Угадай по звуку».
(На компьютере включаются различные звуковые сигналы, по два сигнала для каждой команды).
Команда красных:
1. Перестук колес.
2. Паровозный гудок.
Команда зеленых:
1. Отправление поезда.
2. Поезд тормозит.
Машинист Дмитрий Александрович: Молодцы, ребята, все звуки отгадали правильно. Но ни один железнодорожный состав не отправится в путь, пока люди этих профессий не начнут свою работу.
Яна Игоревна
Послушайте загадки, правильно найдите соответствующую картинку на экране и назовите профессию.
• От четкости его команд зависит правильное исполнение графика движения поездов на линии (диспетчер).
• Кого мы видим из окон вагонов проезжая станции и разъезды, на перегонах, на мостах, они ремонтируют путь (монтер пути)
• Кто следит за исправностью всех грузовых и пассажирских вагонов? (Осмотрщик вагонов).
Молодцы, ребята, вы правильно назвали все профессии, и каждая команда получает по вагончику.
На доске воспитатель прикрепляет по вагончику каждой команде.
ВТОРОЕ ЗАДАНИЕ
На экране следующая загадка.
Воспитатель:Это сменный командир станции, во время дежурства он руководит приемом, отправлением и пропуском поездов. Ребята, найдите картинку, которая определяет данную профессию. (Дети находят на доске профессию -дежурный по станции).
Дежурная по станции Юлия Сергеевна обращается с вопросом к своей дочке:
- Настя, скажи, пожалуйста, как называется моя профессия?
Правильно, я дежурный по станции. А что должен делать дежурный по станции? Какими качествами должен обладать человек данной профессии? Правильно, ребята, дежурный по станции должен быть внимательным, ответственным, много знать и уметь.
Раньше на платформе, висел медный колокол. С момента открытия железной дороги были введены специальные сигналы для отправления поезда, один удар в колокол означал предупреждение -приготовиться пассажирам и отъезжающим; два удара в колокол - занять места в вагонах; три удара - отправление состава. Далее следовал свисток кондуктора, гудок паровоза, после чего поезд отправлялся в путь.
Ребята, а как сейчас происходит отправление поезда? Правильно на смену колоколу, пришла громкоговорящая связь. Сейчас предлагаю команде красных сделать объявление о прибытии поезда на станцию, а команде зеленых об отправлении поезда.
Молодцы, обе команды справились с заданием. Каждая команда получает по одному вагончику.
ТРЕТЬЕ ЗАДАНИЕ
«Помоги пассажирам отправиться в путь»
Перед тем как выполнить следующее задание, мы проведем гимнастику для глаз.
Мы гимнастику для глаз
Выполняем каждый раз.
Вправо, влево, кругом, вниз,
Повторить ты не ленись.
Укрепляем мышцы глаза.
Видеть лучше будем сразу
(дети выполняют движения глазами в соответствии с текстом)
Наши глаза отдохнули, и снова внимательно смотрят на экран, следующая загадка.
Воспитатель:
Кто хозяин пассажирского вагона? Кто встречает нас на перроне перед входом в вагон и проверяет билеты и документы? Дети на доске находят соответствующую картинку.
Правильно – это проводник вагона, раньше его называли железнодорожный служащий, сопровождающийпассажирский вагон в пути его следования и обслуживающий пассажиров. Что делает проводник?
Следит, чтоб без билета никто не проник.
Веселый, радушный всегда (проводник).
А сейчас я предлагаю вам помочь проводнику рассадить пассажиров по своим местам.
Детям предлагается решить проблемную ситуацию. В городе случилась неприятность – налетел ураган, и оторвал все номера с вагонов. Вырвал из рук пассажиров билеты на проезд. Давайте поможем пассажирам найти свой вагон.
1. Необходимо расставить вагоны по порядку (количество вагонов от одного до десяти).
2. У каждого пассажира был билет, количество изображенных предметов на билете, обозначают номер вагона. Сопоставив количество предметов на билете с цифрой вагона, вы поможете пассажиру найти свой вагон.
Каждая команда получает карточки:с вагонами, цифрами, пассажирами.
Молодцы, ребята, каждая команда правильно выполнила задание, и получает еще один вагончик к своему составу. Занимайте свои места, наше путешествие продолжается.
Следующая станция «Музыкальная».
Воспитатель: путешествуя по железной дороге можно увидеть много интересного, а еще встретиться со своими друзьями. Вот и к нам на встречу спешит паровоз Букашка. Наш друг и веселый затейник.
Разминка «Паровоз Букашка». Дети выполняют ритмичные танцевальные движения.
Плывут за окошком поля и леса.
Мы едем туда, где нас ждут чудеса.
И солнышко светит, и речка блестит,
И наш паровозик так быстро летит!
Чух, чух, чух, ту, ту, ту –
Белые барашки
Выдувает на ходу
Паровоз – Букашка!
Чух, чух, чух, ту, ту, ту –
Белые барашки
Выдувает на ходу (3 раза)
Паровоз – Букашка!
За жёлтой поляной, за синей горой
Стоит у реки городок небольшой.
Там дружно и люди, и звери живут,
Играют, танцуют и песни поют.
ЧЕТВЕРТОЕ ЗАДАНИЕ
Воспитатель: ребята, как отдохнули? Нам пора отправляться дальше. Занимайте свои места.
Наш поезд прибывает на станцию «Познавательная».
Мама Артема – Елена Анатольевна
будет задавать вопросы для каждой команды, а вы постарайтесь правильно дать ответ.
Команда зеленых –
1. Откуда отправляются и куда прибывают поезда (вокзал)
2. Как называются вещи, которые принадлежат пассажиру? (багаж)
Команда красных –
1. Какие бывают вагоны? (пассажирские и грузовые)
2. Как называют людей, которые едут в поезде? (пассажиры)
Молодцы, обе команды с заданиями справились.
на доске возле красного и зеленого локомотивов прикрепляется вагончик.
ПЯТОЕ ЗАДАНИЕ «Железнодорожная азбука».
Задание для команды красных.
1. Какую букву вы видите на экране? Вам нужно найти картинки, название которых начинается с буквы К.
Задание для команды зеленых
2. Какую букву вы видите на экране? Правильно, вам нужно найти картинки, названия которых начинаются с буквы П.
- Молодцы, обе команды справились с поставленной задачей, и ваш состав увеличивается еще на один вагончик.
Воспитатель:
- Ребята, занимайте свои места, наше путешествие продолжается. Следующая станция «Мечтательная».
Вы уже много знаете о профессиях железнодорожного транспорта.
- Кем вы станете, когда вырастете? Давайте все послушаем, почему дети выбрали ту или иную профессию.
1 ребенок:
Поскорей бы, поскорей бы,
Поскорей бы подрасти!
И работать на дорогу
На железную пойти.
2 ребенок:
Я хочу стать машинистом
Поведу свой поезд быстро.
Помчится над рекой он
и спустится с гор,
Откроет дорогу ему семафор.
В пути меня стрелочник встретит с флажком,
Ему я отвечу веселым гудком.
3 ребенок:
А я стану проводницей.
Поезд скоро вдаль помчится.
Синий форменный берет
На бочок чуть – чуть надет.
Предложу я всем умыться,
Чаю сладкого напиться,
Обогрею всех теплом,
Поезд – это добрый дом!
4 ребенок:
А лучше всего стать кассиром.
И зимой, и жарким летом
Продает кассир билеты.
Можешь ехать ты на юг,
Ждет тебя там верный друг.
Хоть на запад,
На восток,
Много есть у нас дорог.
В кассе ты купи билет,
Сядь в вагон – и горя нет!
5 ребенок:
Должен много знать дежурный,
Этот пост ведь самый трудный.
Что везут? Кому? Куда?
Где промчатся поезда?
Чтоб никто не опоздал,
Четко график соблюдал.
6 ребенок:
Молоток в руках держу,
Вдоль состава я хожу.
По колесам постучу,
Я аварий не хочу.
Воспитатель:
Железную дорогу обслуживают много:
Помощник машиниста,
Кассир и замминистра.
А также машинист,
А также сам министр,
А также ревизор, а также контролер,
Плюс путевой обходчик,
Диспетчер, проводник
Состав не загрохочет без каждого из них.
- Вот как много интересных профессий есть на железнодорожном транспорте! Ну что ж, ребята, наше путешествие подошло к концу. Сосчитайте количество вагончиков в составах. В составах обеих команд количество вагончиков одинаковое. Это значит, что вы справились со всеми заданиями и стали настоящими знатоками железной дороги. Но самое главное, что в ходе всего путешествия были внимательными, дружно, в команде, выполняли все задания, советовались друг с другом, поэтому у вас все получилось. И, конечно, вам очень помогли в выполнении заданий ваши родители – ФИО, ФИО. Давайте поблагодарим их за рассказы о своих профессиях. Мы узнали о них много нового и интересного. Что вам больше всего запомнилось в нашем путешествии? Что интересного вы расскажете своим родителям, братьям и сестрам? Почему так важны знания, которые вы сегодня получили?
Струится в небо яркий свет окошек милого детсада,
На РЖД он много лет, он наша славная награда.
И мы горды трудом - родителей и педагогов,
Что дарят детям день за днем любовь к стальным дорогам.
Дети заходят в группу, встают полукругом, думают, отвечают на вопросы воспитателя, высказывают свои предположения.
Дети эмоционально реагируют на появление своих родителей, внимательно слушают приветственное стихотворение.
Дети с помощью взрослых делятся на две команды. Совещаются друг с другом. Садятся на свои места. Внимательно слушают воспитателя, настраиваются на занятие.
Дети внимательно слушают.
Вступают в диалог с взрослыми. Отвечают на вопросы. Высказывают свои предположения.
Дети вступают в интерактивную игру.
Слушают загадки и находят ответ, показывают его на интерактивной доске.
Дети, внимательно слушают рассказ папы – машиниста. Вступают с ним в диалог.
Пытаются отгадать на слух, какой звук слышат. Дети начинают взаимодействовать друг с другом и взрослыми родителями. Дают ответы, подбирают нужные слова – действия, слова – определения подходящие к данной профессии. С интересом слушают историческую информацию о профессии. Совещаются друг с другом, болеют за свою команду. Внимательно слушают звуковые сигналы, сидя за столом. Услышав знакомый звук отвечают громко, четко.
Развивают слуховое внимание.
Стараются правильно отгадать звуки. Внимательно слушают загадки, правильно показав картинку на доске, реагируют на появление смайлика. Дают оценку своим действиям.
Отгадывают следующую загадку. Определяют правильную картинку на экране. Вступают в разговор с взрослым. Ведут диалог. Отвечают на вопросы.
Подбирают слова – определения, подходящие к данной профессии. Заинтересованно слушают историческую информацию о профессии. Совещаются в команде о том, кто будет делать объявление о прибытии или об отправлении поезда. Вместе с взрослым – капитаном команды, составляют и запоминают текст – сообщение. Выбирают, кто будут озвучивать ответ.
Внимательно слушают загадку, совещаются друг с другом, находят картинку – отгадку, показывают ее на интерактивной доске.
Подбирают слова – действия, которые характеризуют профессию проводника. Проводник проверяет билеты, рассаживает по местам, дает постельное белье, поит чаем, прибирается в вагоне.
Произносят текст гимнастики, активно работают пальчиками.
Дети получают необходимые карточки, выкладывают на столе пассажирский состав. Порядковый номер вагончиков от 1до 10. Соотносят цифру с количеством. Совещаются друг с другом, проявляют выдержку, умение уступать друг другу.
Релаксация
В ходе динамической паузы, развивают ритмичность, умение выполнять танцевальные движения. Расслабляются, эмоционально реагируют на знакомую мелодию.
Дети, развивают механическую память, правильно произносят исторические термины,
Внимательно слушают, правильно называют буквы. Рассматривают картинки, совещаются друг с другом и находят правильные ответы, показывая их на интерактивной доске. Если картинка выбрана правильно, появляется смайлик.
Дети читают стихи. Выражают свои эмоции. Внимательно слушают своих друзей.
.
Отвечают на вопросы воспитателя. Высказывают свое мнение, проявляют эмоции.