ЕКАТЕРИНА АРАПОВА
Конспект родительского собрания в старшей группе «Формирование читательской грамотности дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в детском саду.
Тема: ««Формирование читательской грамотности дошкольников с использованием технологии развития критического мышления»».
Цель: Активизировать знание родителей по развитию читательской грамотности у ребенка.
Задачи: Помочь родителям узнать, какие игры развивают читательскую грамотность.
Способствовать сплочению родительского коллектива, выполняя практические задания.
Развивать умение свободно высказываться по существу вопроса.
Публикация «Конспект родительского собрания в старшей группе „Формирование читательской грамотности дошкольников“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Форма: Семинар-практикум.
Участники: Родители воспитанников старшей группы.
Оборудование: Цветик – Семицветик с заданиями. Конверты с пословицами и скороговорками. Мнемотаблицы по темам: «Времена года», «Овощи и фрукты», «Животные», «Растения». Картотека «Пальчиковых игр». Памятка Синквейн. Картины «Кошка с котятам», «Собака с Щенками», «Куры».
Ход мероприятия:
Воспитатель: Технология критического мышления – это интерактивная технология, она развивает продуктивное критическое мышление, формирует интеллектуальные умения, учит учиться. Методические приемы данной технологии, можно применять в процессе формирования навыков читательской грамотности у детей дошкольного возраста. Эти приемы универсальны.
Читательская грамотность – это способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни».
Формированию читательской грамотности в дошкольном возрасте помогут такие приемы критического мышления как:
Верные и неверные утверждения
Прием «Кластер»
Мнемотаблицы
Синквейн
Дерево предсказаний
Чтение с остановками
Толстые и тонкие вопросы
Перемешанные события
Дети в детском саду не все умеют читать, поэтому существуют приемы с нечитающими детьми, адаптированные под дошкольников.
Столкнувшись с проблемой в группе, что дети не могут связно ответить на вопрос воспитателя, либо доказать свой ответ, а также составить рассказ по картине. Я решила собрать родителей, причем со средней группы. Потому что считаю, что развитие связной речи это один из самых главных показателей дальнейшей успешной жизни. А взрослым важно поддержать, направить и обеспечить развитие речевых способностей дошкольников и поэтому сегодня мы поговорим о связной речи дошкольника.
Сегодня я хочу предложить вам те задания, которые мы с детьми используем на занятиях и в совместной деятельности. Выполнив задания, вы увидите, с помощью каких игр можно помочь детям развить связную речь. Все эти игры направлены не только на развитие речи, но и знакомят дошкольников с экологией.
У меня в руках Цветик – Семицветик. Оторвав один лист, мы узнаем, с какого задания начнём.
1. Задание «Определение связной речи»
Что такое связная речь? (Команды дают определение связной речи).
Связная речь – это умение формулировать и излагать свои мысли. Умение понимать речь взрослого.
2. Задание «Объясни пословицу или поговорку»
Был бы лес, соловьи прилетят.
Кто не сажал дерева, тому не лежать в тени.
Не плюй в колодец, пригодится воды напиться
Одно дерево срубил — посади сорок
Дерево дорого плодами, а человек – делами
Много леса – береги, мало леса – не руби, нету леса – посади
Растение – земле украшение
Сломать дерево недолго, вырастить – годы
Старые деревья молодые охраняют
Лес и вода – родные брат и сестра
3. Задание «Развиваем речь с помощью скороговорок».
Чем полезны скороговорки? Скороговорки развивают речевой аппарат ребенка, делают его более совершенным и подвижным. Речь становится правильной, выразительной, четкой, понятной.
Скороговорки.
Дятел лечит древний дуб,
Добрый дятел дубу люб.
***
На тропинке крапивка,
на крапивке крупинка
***
Камышу шептала мышь:
- Слишком шумно ты шуршишь.
Хочешь жить – шурши потише.
Вот девиз живучей мыши!
***
Клава клевер косою косила,
Катя картофель в корзине носила.
4. Задание «Синквейн»
Синквейн – короткое нерифмованное стихотворение из пяти строк.
У синквейна много разновидностей, но в последнее время особо популярным стал так назваемый «дидактический синквейн» – его все чаще и чаще используют в школах. Как составить такой синквейн?
5. Задание «Реши ситуацию»
Проблемная ситуация.
Дома у ребенка есть свой питомец (котенок). Каждый день ребенок имел возможность его покормить, хорошо рассмотреть, однако особенного интереса к котенку не проявлял, кроме тех случаев, когда ребенок хотел с ним поиграть или помучить его.
Однако когда на занятиях по развитию речи зашел разговор о домашних питомцах, ребенок не смог рассказать о своем котенке: ни какая у него шерсть, ни какой хвост, ни какие лапки и т. д.
Вопросы:
Можно ли утверждать, что маленький ребенок не наблюдателен?
Чем объяснялось неумение ребенка рассказать о котенке?
Как следует организовать наблюдение ребенка в данном случае?
Решение: Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например: Как только котенок попал в дом, нужно было сказать.
- Посмотри, какой красивый котенок. Какие у него остренькие ушки, а какие круглые, зеленые глазки. Сам котенок черный, а лапки и грудка беленькие.
6. Задание «Мнемотаблицы»
Понятие «Мнемотехника» происходит от греческого «mnemonikon» – искусство запоминания.
Мнемотехника помогает маленьким детям:
• Легче запоминать стихи, скороговорки, загадки, рассказы;
• Перекодировать информацию из визуальной в абстрактную и наоборот;
• Выстраивать логическую цепочку событий и воспроизводить историю в правильном порядке (начало – середина — завершение);
• Обогащает словарный запас;
• Помогает развивать мышление;
• Развивает фантазию;
• Помогает составлять длинные описательные предложения и согласовывать времена.
7. Задание «Оживление картины»
Команды, составляют рассказ по предложенным им картинам.
8. Задание «Пальчики игры»
Пальчиковая игра «Осенний букет»
Цель: учить названия деревьев родного края
1,2,3,4,5 сжимают, разжимают пальцы обеих рук
Будем листья собирать, на каждый лист загибают один палец
Лист берёзы, лист рябины,
Листья тополя, листья осины,
Листья дуба мы подобрали,
Маме осенний букет собирали. хлопают в ладоши
Пальчиковая игра «За ягодами»
Цель: запоминать названия ягод, растущих в наших лесах.
1,2,3,4,5, загибают пальцы на обеих руках
В лес идём мы погулять, сжимают, разжимают кулачки
За черникой, за малиной, на ягоду - пальчик
За брусникой, за калиной.
Землянику мы найдём,
В детский садик принесём. хлопают в ладоши
Пальчиковая игра «Грибы»
Цель: учить запоминать названия грибов, растущих в лесах нашего края.
Топ, топ – пять шагов, пальчиками «шагают» по столу
А в корзинке левую руку сжимают
Пять грибов: показывают 5 пальчиков
Мухомор красный – гриб опасный, на каждое двустишье дети
А второй лисичка – рыжая косичка, разгибают по оному пальчику
Третий гриб – волнушка розовое ушко, обеих рук, начиная с мизинца
А четвёртый гриб сморчок –
Бородатый старичок,
Пятый гриб – белый, ешь его смело.
Подведение итогов.