Демешко Ирина Александровна
Конспект родительского собрания «Что такое проектная деятельность?» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания в подготовительной группе
Тема: «Что такое проектная деятельность? Роль родителей в организации проектной деятельности»
Цель: активное вовлечение родителей в совместную работу по организации проектной деятельности (ПД) детей.
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Проекты, проектная деятельность
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Задачи:
- уточнить и расширить представления родителей о ПД, ее сути и значимости для развития и формирования личности ребенка;
- обсудить с родителями, в чем заключается их роль, как помочь ребенку добиться успеха в ПД;
- выявить, какие затруднения, с точки зрения родителей, могут возникнуть при подготовке проектов и как их разрешить;
- изучить образовательные и воспитательные возможности семей (анкетирование);
- мотивировать родителей на тесное сотрудничество семьи и дошкольного учреждения в вопросах воспитания и образования детей.
Предварительная работа:
- провести анкетирование родителей с целью выявления их общей осведомленности по данному вопросу;
- подготовить презентацию с теоретическим минимумом о ПД воспитанников.
- выставка готовых проектов; изготовление дидактических игр, книжек-малышек, лепбуков родителями по темам проектов.
Необходимое оборудование: проектор, экран, ноутбук, презентация «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста», ножницы, цветные карандаши, фломастеры, белая и разноцветная бумага формата А4, кусочки ткани, пластилин, белый и цветной картон, клей ПВА, кисточки, гуашь, баночки с водой, природный материал, магнитная доска, магниты, влажные салфетки, клеенчатая скатерть, энциклопедии и журналы на тему «Зубы человека»
Повестка дня:
1. Выступление воспитателя: «Что такое проектная деятельность в старшем дошкольном возрасте?»
2. Практикум для родителей по развитию познавательной активности детей.
Дети любят искать, сами находить. В этом их сила.
А. Эйнштейн.
Добрый вечер, уважаемые родители! Спасибо вам за то, что вы пришли на эту встречу. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания. Она действительно заслуживает внимание. В настоящее время проектная деятельность дошкольников - неотъемлемая часть образовательного процесса. Объясняется это требованиями нового времени. Чтобы наши дети нашли свое место в жизни и добились успеха, им теперь недостаточно быть просто хорошими исполнителями. Обществом востребованы творческие, умеющие самостоятельно мыслить люди, способные создавать новое, проявлять активность и брать на себя ответственность. Включение дошкольников в проектную деятельность позволяет раскрыть свой потенциал, развивать свои способности, с интересом познавать новое и активно использовать уже имеющиеся знания и умения.
Любознательные дети растут у любознательных родителей.
1. Ассоциации. Каждому участнику кидается мяч и предлагается назвать слово – ассоциацию на слово «проект».
Воспитатель: Какие разные ассоциации у вас возникли, но никто из вас не назвал словосочетание «детский сад». И правда, на первый взгляд, проектная деятельность и дети дошкольного возраста не совместимы. Однако это не совсем так!
Давайте попробуем сформулировать что такое «проект» вообще.
Презентация. Слайд №2
В переводе с греческого – проект – это путь к исследованию.
- Замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания
- Проект — это работы, планы, мероприятия, направленные на создание уникального продукта. Выполнение проекта составляет проектную деятельность
Слайд №3
- Мы в педагогике понимаем под проектом самостоятельную и коллективную творчески завершенную работу, имеющую социально-значимый результат.
Данное направление в образовательной деятельности настоящее время является одним из актуальных направлений в работе с детьми.
Во-первых, эта работа закреплена в образовательных программах, по которым работают детские сады. Потому что это требование государственного стандарта, который действует уже несколько лет.
Слайд №4
Метод проектов не является принципиально новым в мировой практике, но суть этого метода остается прежней – стимулировать интерес детей к определенным проблемам, овладение определенной суммой знаний через проектную деятельность и практическое применение полученных знаний.
Слайд №5
Что же такое проектная деятельность, в которой участвуют дошкольники?
- Это прежде всего погружение в какую-либо проблему, тему. А что значит «погружение»?
Это рассмотрение проблемы со всех сторон, в разных видах деятельности, приобретая знания, навыки, которые ему пригодится в дальнейшем.
Итак, проект это- выполнение запланированных последовательных действий для достижения поставленной цели с последующим представлением и оценкой полученных результатов.
Слайд №6
Можно сказать и так, проект- это пять «П» проблема- проектирование (планирование)- поиск информации- продукт- презентация
Слайд №7
Тема проекта может быть выбрана ребёнком или предложена взрослым.
Цель проекта должна звучать четко, лаконично, отражать тему проекта.
Задачи- шаги, которые надо сделать, чтобы достичь цель (описать, изучить, установить, выяснить, привлечь и т. д.)
План действий (последовательность и сроки выполнения работ) :
Слайд №8
В дошкольном учреждении используются следующие виды проектов :
- творческий
-исследовательский
-игровой
-информационный
3. Если человек что-то не знает, а узнать хочет, как он может это сделать? (Прочитать в книге, в Интернете, посмотреть телевизионную передачу и т. д.)
Все это могут использовать и дошкольники. Но все ли могут самостоятельно это сделать?
Слайд №9
Конечно, нет, им необходима помощь: читать они не умеют, пользоваться интернетом абсолютно самостоятельно не могут, найти необходимую литературу нет возможности. Т. е. им во всем нужна помощь взрослых.
Какую же роль играют родители в проектной деятельности?
1. Мотивационная поддержка.
Может потребоваться ребёнку на различных этапах проектной деятельности. Заключается в стимулировании интереса к выполняемому проекту, развитии у ребенка стремления к достижению результата, демонстрации уверенности в успехе совместной работы.
2. Информационная поддержка.
Актуальна на этапе сбора необходимых для выполнения проекта материалов. Родитель нередко сам выступает важным источником информации для ребенка, может порекомендовать определенные источники или выразить сомнения относительно некоторых из них, помочь в поиске нужных сведений в книгах, периодической печати, сети Интернет.
3. Организационная поддержка.
Одна из самых необходимых для дошкольника, в силу их возрастных особенностей. Весьма разнообразна по своему содержанию и может касаться как внешней стороны выполнения проекта (например, сопровождение ребенка или группы детей в музей, библиотеку, организация экскурсии для сбора необходимой информации, так и внутреннего плана (например, помощь ребенку в оптимальном распределении времени и дозировании нагрузки в процессе подготовки проекта).
Слайд №10
На этом этапе большую помощь может оказать родителям такая технология, как чек-лист- простой и эффективный способ научить детей составлять планы, алгоритмы с пользой для родителей.
Чек-лист помогает:
1) экономить свое время,
2) сократить до минимума возможность появления ошибки,
3) избежать нервозности.
Чек-листы для детей – великолепное подспорье!
Слайд№ 11
Вот пример чек – листа созданного ребёнком «План утра»
Как еще можно использовать чек-листы в отношениях с детьми?
- выполнение домашних школьных заданий,
- домашние обязанности (уборка, уход за питомцами,
- как написать отзыв о прочитанной книге,
- как искать книги в библиотеке,
- как составить карту,
- как пройти игру,
- как испечь пирог, сварить макароны, пожарить яичницу, когда родителей нет дома,
- что делать если пожар, затопили соседи и пр.
Вариантов для выполнения и тем для создания чек-листов – огромное множество.
Совместно разработав такого помощника, вы получаете:
- качественное проведенное время с ребенком,
- решение проблемы,
- развитие навыка планирования,
- снижение тревожной обстановки в общении с ребенком,
- улучшение ваших с ним взаимоотношений (меньше поводов покричать,
- высвобождение энергии и времени на другие интересные дела.
Разве это не шикарные бонусы от одной игры в создание чек-листа?
Слайд№ 12
4. Техническая поддержка.
Эта помощь может потребоваться дошкольнику на разных этапах подготовки проекта : во время сбора информации, ее обработки, в моменты планирования и проведения презентации. Она подразумевает участие родителей в проведении фото и видеосъемок, монтаже материалов, подготовке компьютерных презентаций.
Например, хотим узнать больше о космосе – попробуем создать лепбук, книжки –малышки, атрибуты для сюжетно-ролевой игры, но этого ничего не получится без вашей помощи, а значит у детей не будет интереса, заинтересованности узнать больше, а самое главное – не разовьется определенная самостоятельность в поиске знаний и овладения умениями.
А сейчас я предлагаю вам примерить на себя роль детей, и мы разыграем с вами 3 типа проектов
Для этого мы разделимся на 3 группы. Представим, что 1 группа- это семья : мама, папа, ребенок-дошкольник и старший брат. Ребенок уже озадачен в детском саду вопросом, который его интересует (стоит отметить что подход к детям индивидуальный, в этом и заключатся залог успеха будущего проекта) и родителям предложено помочь ребенку в создании своего исследовательского проекта.
Примерный диалог с родителями : «Катя заинтересовалась вопросом, почему болят зубы. Мы с Катей уже выяснили, что информацию по данному вопросу можно прочитать в энциклопедии, в интернете, узнать мнение всех членов семьи и может быть даже задать вопрос врачу. Но Катя без вашей помощи справиться не сможет, Вы, т. е. семья «Кати», можете помочь ей получить ответ на этот вопрос. И очень хорошо было бы, чтобы Катя оформила свое исследование в виде альбома, а потом рассказала об этом всей группе. Это было бы очень интересно и увлекательно».
Возьмите коробку, с необходимым материалом и приступайте к работе. Результатом вашей деятельности должен быть альбом с выводами и умозаключениями разных членов семьи. И презентация ребенка перед всей группой. Вы работаете и одним глазом смотрите на другие проекты, а к вам мы вернемся чуть позже.
А мы приступим к работе над творческим проектом. И работа будет происходить со 2 группой. Мы представим, что вы все дети одной группы, а я ваш воспитатель. Диалог происходит незадолго до наступления нового года. «Представляете, я зашла вчера в магазин, а там невероятное столпотворение: и взрослые и дети выбирают и покупают различные сувениры. Вероятно, у кого-нибудь день рождения, как вы думаете?
(Ответы) Ребята, а что это за праздник? Кого поздравляют, и почему? (Ответы) Ребята, а вы хотели бы поздравить друг друга, или может быть вы хотите поздравить кого-то из своих близких и родных? (Ответы) Давайте подумаем, как мы с вами можем это сделать? Ответы детей, высказывание идей, при этом если дети затрудняются педагог может начать первым «Мне кажется, что можно сделать открытку. А сейчас я предлагаю каждому из вас зарисовать свою идею, вот вам карандаши и бумага. А также подумайте, что нам необходимо для того, чтобы сделать такой подарок?» (зарисовка идей).
А мы вас ненадолго оставим и перейдем к примеру познавательного проекта.
Задание: Придумать и отгадать загадку
Воспитатель предлагает группе придумать и отгадать загадки на тему «Живая природа».
(При этом родителям предлагается два варианта загадывания загадок: вербальный – дать описание, нарисовав какие - то характерные особенности животного или растения. Например, «белые лепестки, желтая серединка, листики похожи на укроп»; невербальный – изобразить загадку с помощью жестов, мимики, действий.)
Пока рисует 3 группа, мы вернемся ко второму проекту. Итак, что у нас получилось, давайте посмотрим. Расскажите о своем рисунке. Путем голосования давайте выберем наиболее понравившуюся идею. Возьмите фишки и проголосуйте. Естественно, реализовывать до конца проект мы не будем, но проговорим, что дальше происходит информирование родителей. Для этого идея проекта (рисунок) и название вывешивается на стенд. Затем педагог вместе с детьми организует работу по реализации проекта, продумывает, как представить полученный продукт, и осуществляется презентация продукта творческого проекта.
Вернемся к 3му проекту. Для начала, покажите поэтапно загадку (попытка отгадать загаданное). А теперь изобразите загадку невербальным способом.
Ну и результат нашего 1 проекта. Вы готовы показать ваш проект? (презентация проекта).
Рефлексия. Мы посмотрели на примере 3 разных проекта. Что вам понравилось, или не понравилось? Что было непонятным? Какие у вас есть вопросы?
Спасибо за участие!