Татьяна Краснова
Конспект родительского собрания в форме мастер-класса «Удивительное рисование. Фроттаж»
Конспект родительского собрания в форме мастер-класса «Удивительное рисование»
Тема: «Удивительное рисование». Нетрадиционная техника рисования. Фроттаж.
Цель: Создать условия для овладения нетрадиционными техниками рисования родителями с последующим применением в совместной деятельности с детьми.
Задачи:
Публикация «Конспект родительского собрания в форме мастер-класса „Удивительное рисование, Фроттаж“» размещена в разделах
- Рисование. Все материалы
- Рисование. Конспекты занятий
- Родительские собрания в детском саду
- Фроттаж
- Темочки
• Повышать педагогическую компетентность родителей в художественно – творческом развитии детей;
• Формировать у родителей умение организовывать совместную творческую деятельность с детьми младшего дошкольного возраста через использование нетрадиционных техник рисования.
•Познакомить родителей с техникой «Фроттаж».
• Апробировать новые нетрадиционные техники работы с семьей, как фактор позитивного эмоционального развития ребенка. Способствовать установлению партнерских отношений между родителями и педагогами.
Форма организации мероприятия: мастер-класс
Участники: родители и дети.
Оборудование: бумага, трафареты, восковые мелки, расчески, высушенные листья деревьев, кружевная тесьма, лоскутки ажурной ткани, детали лего, музыкальное сопровождение, «наградные медали» по количеству родителей.
План:
1. Значение рисования для всестороннего развития ребенка.
2. Знакомство с нетрадиционными техниками рисования.
3. Выполнение рисунков в технике фроттаж.
4. Сюрпризный момент.
5. Рефлексия.
6. Обратная связь
Ход собрания.
1. Значение рисования для всестороннего развития ребенка.
- Добрый вечер, уважаемые родители! Я очень рада видеть Вас! Сегодня мы поговорим о значении рисования для развития детей и познакомимся с одной из нетрадиционных техник.
Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребёнку отразить в изобразительных образах свои впечатления об окружающем, выразить своё отношение к ним. Вместе с тем изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего эстетического, нравственного, трудового и умственного развития детей.
Рисование имеет огромное значение в формировании личности ребенка. От рисования ребенок получает лишь пользу. Рисование развивает интеллектуальные способности детей, память, внимание, мелкую моторику, учит ребенка думать и анализировать, помогает закреплять знания о цвете и форме, соизмерять и сравнивать, сочинять и воображать.
Дети любят рисовать, потому что рисование доступно - поводил кисточкой по листу бумаги - уже рисунок; оно выразительно - можно выразить свои восторги, желания, мечты, предчувствия, страхи; познавательно- помогает узнать, разглядеть, понять, уточнить, показать свои знания и продуктивно - рисуешь и обязательно что-то получается.
- Кто дома рисует вместе с детьми?
- Как обычно вы это делаете?
Нетрадиционные техники рисования.
- Немного – немало прошло времени, как отыскали рецепт, который помогает совершенствовать творческие способности ребенка. Это - нетрадиционные изобразительные техники.
- С какими нетрадиционными техниками рисования вы знакомы?
Отпечатывание (поролоном, мятой бумагой, пенопластом, листьями, ватными палочками и т. д.)
Кляксография (ребенок, набрав краски на кисточку, с некоторой высоты капает на середину листа, потом бумагу наклоняет в разные сторону или дует на полученную каплю. Фантазия потом подскажет, на кого стала похожа полученная клякса.
Рисование ладонью и пальцами.
Набрызг для фона зубной щеткой или кисточкой.
Рисование по ткани.
Рисование различными крупами, солью.
Ниткография.
Техника тычка жесткой кистью по нарисованным карандашом контурам.
Рисование акварелью по свечке или по восковым мелкам.
Монотипия (отпечаток на второй части листа).
Рисование пластилином.
- Сегодня мы познакомимся с интересной техникой рисования. Наверное, многие помнят из своего детства одно нехитрое, но очень интересное своим результатом развлечение. Берём монетку, кладём под тетрадный листок и закрашиваем сверху простым графитным карандашом и о, чудо… ещё одна монетка как настоящая. А это оказывается не просто чудо, а техника изображения – фроттаж.
Зародилось это мастерство благодаря художнику-сюрреалисту Максу Эрнсту, который в 1925 году подобным стилем перенес на бумагу потрясшие его очертания деревянных напольных дощечек. Он не принялся их перерисовывать, а просто, положив бумажный лист на пол, растер его углем. Новоявленная техника фроттаж с радостью была одобрена некоторыми сюрреалистами, которые добивались последних результатов большей частью методом натирания бумаги ломтиком свинца. На бумажном листе при этом проявлялись с индивидуально выбранных и подложенных под него предметов контуры изумительных рисунков, мифических животных и птиц. Иногда такое искусство называют техникой воскового резиста.
Слово «Фроттаж» происходит от французского «frotter» -«тереть, натирать». Это техника воспроизведения рисунка фактуры посредством натирания бумаги. Любую рельефную, фактурную форму можно скопировать, покрыв ее листом и заштриховав поверхность. Рифлёной поверхностью может быть обычная расческа, салфетки, кружева, листья деревьев, обои, терка для овощей, доска от мозаики, детали конструктора и все, что попадется под руку. Список предметов, пригодных для этой техники, практически бесконечен.
«Фроттаж» - это способ легко увлечь ребенка рисованием потому, что в этой технике практически невозможно сделать ошибку, результат всегда получается качественным. Чтобы выполнить рисунок, ребёнку требуется некоторое усилие, т. к. мелок приходится держать "плашмя". Но это упражнение полезно, способствует развитию мелкой моторики.
-А теперь немного разомнемся, вставайте в круг и давайте поиграем.
(Воспитатель надевает корону, в руке палочка)
- Вмиг я палочкой взмахну –
Загадаю чудо!
Всем я вам помогу
Доброй феей буду!
Поскорей встаньте в круг,
За руки возьмитесь.
А теперь начнём вращаться,
В ребятишек превращаться.
(звучит музыка)
-Какие замечательные ребята сегодня собрались….
Дорогие родители, вы любите путешествовать? Сейчас мы отправимся с вами в необычное путешествие, в страну «Рисовандию».
А для этого нам надо стать волшебниками и творить чудеса. Давайте закроем глазки и произнесём волшебное заклинание.
Топ-топ,
Хлоп-хлоп,
Вокруг себя повернись
В маленького волшебника превратись!
Присаживайтесь на свои места. На столе лежат восковые мелки, трафареты вырезанные из картона, расчека, лоскутки тюли, высушенные листочки и многое другое.
1. Берём лист бумаги и раскладываем на нем элементы будущего рисунка.
Например трафарет медведя, елки, бабочек и вместо травы можно положить расческу. Трафареты можно вырезать самим или взять готовые. Трафареты можно прикрепить к листу бумаги маленьким кусочком двухстороннего скотча.
2. Накройте трафарет листом другой бумаги, закрепив его скрепкой.
3. Заштрихуйте поверхность восковыми мелками держа карандаш плашмя. Наносите штрихи до полного проявления узора, лежащего под бумагой.
4. Затем восковым карандашом или фломастером прорисовываем детали.
5. Закрашиваем фон рисунка восковыми карандашами.
- Молодцы, все отлично справились!
Сюрпризный момент.
Звучит цыганская музыка. Выходят две цыганочки.
К нам пришли цыганки и они хотят вам рассказать что же вас ждет в будущем. Но цыганкам надо позолотить ручку. Сейчас мы с вами нарисуем монетки с помощью техники фроттаж и вырежем их.
А теперь выбирайте карты.
Они не простые, а с предсказаниями. На обратной стороне карты кроется рисунок, вам необходимо отфроттировать его с помощью воскового карандаша держа его плашмя.
Корона говорит о том, что вам предстоит занять более высокую должность, которая потребует от вас большей ответственности и решительности в действиях. Вам предстоит руководить другими людьми и быть честными перед собой и теми, кто пойдет под вашим началом.
КНИГА. Вам в настоящее время просто необходимо заняться получением новых знаний в профессии, в которой вы трудитесь, иначе будут проблемы — вплоть до увольнения. Если же вы учитесь, то если не возьметесь, как говорится, за ум, отчислят.
Самолет. Путешествие Вас ждет и билет на самолет!
Бабочка. Все жизнь будешь таким красивым и легким, как бабочка;
Коляска и пустышка. …. Скоро ждите ребенка. Кому какие-испытания – рождение или воспитание.
У Вас появится котенок, с ним к Вам придет абсолютное счастье.
Пряники и сладости – будет много радости.
Веник и совок. А Вас хозяйственных забот, домашних дел немало ждет.
Конфета. Она символизирует сладкую беспечную жизнь, заманчивые предложения в ближайшее время.
Мешок с деньгами. Ждите рост семейного дохода и отпуск в любимое время года!
Ключ. В ближайшее время возможна перемена места жительства, покупка квартиры или дома.
Подкова. Наконец-то задуманное свершится!
- Наше путешествие в страну «Рисовандию» подходит к концу и нам пора возвращаться, и вы окажетесь снова в детском саду. «Раз, два, три, повернись, в детском саду очутись». А теперь все вместе.
Дети повторяют заклинание.
4. Рефлексия. "Шляпа пожеланий"
Всем участникам раздаются небольшие листы бумаги, предлагается написать то, чего ему бы хотелось пожелать присутствующим, при этом ни к кому конкретно не обращаясь и опустить листок в «Шляпу пожеланий». Затем воспитатель перемешивает в шляпе все пожелания, и родители вытаскивают из нее пожелания для себя.
5. Обратная связь
- Большое спасибо всем. Благодарю вас за участие.
-Сегодня вы были настоящими художниками, и наступил самый ответственный момент – награждение. Союз художников принимает Вас в свои ряды, вручает Вам медали. И в заключении, уважаемые родители, нам бы хотелось, чтобы каждый из вас ответил на некоторые вопросы.
1 Понравилась ли Вам наше путешествие?
2. Чему новому сегодня научились?
3. Будите ли Вы использовать эти нетрадиционные техники с вашими детьми дома?
Итог мастер класса.
Использование нетрадиционных методов рисования может привить детям желание рисовать, расширит возможности в овладении различными материалами и работы с ними. Занятия по рисованию с использованием нетрадиционных техник не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания.