Наталия Басова
Конспект родительского собрания «Путешествие по станциям речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание «Путешествие по станциям речи»
Педагог: Здравствуйте, уважаемые родители. Объявляю тему собрания.
Сегодня мы будем говорить о самом дорогом – о наших детях. А дети – это цветы жизни. (2слайд)
Упр. «Цветок»
Вам нужно приклеить семь лепестков, но при этом ответить на каждый вопрос. Ответ записать на лепесток.
Публикация «Конспект родительского собрания „Путешествие по станциям речи“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
1. Как Вы думаете, могут ли значительные проблемы в речевом развитии отрицательно сказаться на жизни ребёнка?
2. Какие особенности характера ребёнка, по вашему мнению, необходимо учитывать воспитателям?
3. Как Вы считаете, какова основная цель речевого развития дошкольников?
4. Что Вы лично делаете для развития речи Вашего ребенка?
5. Как Вы считаете, кто должен заниматься развитием речи ребенка?
6. Играете ли Вы со своим ребёнком? Какие игры для развития речи есть у вас дома?
7. Ваши предложения и пожелания по работе детского сада в данном направлении.
Педагог: Какая главная функция речи? Правильно – коммуникативная. (3слайд) С помощью речи передаётся информация от человека к человеку, передаётся опыт поколений. Успех работы по развитию речи во многом зависит от того, добросовестно и ответственно ли семья относится к выполнению рекомендаций и советов логопеда и воспитателей. Семья и дошкольное учреждение не могут заменить друг друга. А должны оказывать совместную помощь. Предлагаю вам отправиться в путешествие на поезде знаний, которое поможет нам определить основные направления работы по развитию речи с нашими детьми.
Первая станция «Советкино» (4слайд)
Педагог: Мои советы помогут вам организовать работу по развитию речи в домашних условиях. Читают по очереди.
(5слайд) - Развивать челюстные мышцы и мышцы языка. Эффективно пережевывание грубой пищи, полоскание рта, надувание щек, перекатывание воздуха из одной щеки в другую и т. д.
- Разговаривать с ребенком только на правильном русском языке, ни в коем случае не использовать "детский язык".
- Постарайтесь воспринимать занятия с ребёнком не как тяжёлый труд, а как радостное общение.
- Чаще разговаривать с ним, терпеливо отвечать на все его вопросы, поощрять желание их задавать.
- Говорить четко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
- Выполнять несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель - заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
- Не перегружать ребенка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
- Использовать упражнения для развития мелкой моторики.
- Контролируйте произношение ребёнка.
Педагог: Одним из главных направлений в развитии речи – развитие артикуляционной моторики мышц (языка, губ, мягкого нёба) у каждого артикуляционного упражнения есть название. Детям проще запомнить по названию упражнение.
«Придумай название» (6-9 слайд)
Затем раздаю картинки, они сами придумывают.
Музыка. Едем дальше. (10слайд)
Станция «Развивайкино»
Педагог: О развитии речи ребёнка родители часто судят по состоянию звукопроизношения, т. к. «видимая» сторона речи. Ребёнок 5 лет не произносит какой-то звук, это видят все. Но почему он не может его произносить? В чём причина? Очень часто причиной является недоразвитие фонематического слуха.
(11слайд) ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ – ЭТО СПОСОБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА РАЗЛИЧАТЬ ЗВУКИ РЕЧИ. Ф. С. – это один из компонентов речи. Назовите ещё компоненты речи? (связная речь, грамматический строй речи, звукопроизношение, словарь)
Упр. «Подбери определение». Задание для родителей.
(12 слайд) Фонематический слух- это способность правильно слышать и узнавать звуки (фонемы).
Связная речь - смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений, обеспечивающее общение и взаимопонимание.
Звукопроизношение – правильное воспроизведение звуков речи, благодаря активной работе речевого центра и артикуляционных органов.
Словарь - слова, обозначающие предметы, признаки и действия окружающей действительности.
Грамматический строй речи - раздел языкознания, содержащий учение о формах словоизменения, о строении слов, видах словосочетаний и типах предложения.
(13 - 19слайд) Видео детей. Что развиваем?
Музыка. Едем дальше. (20слайд)
Станция «Играйкино»
(21 слайд) Основной проводник в мир речевого общения и мышления для ребенка только взрослый, от которого зависит и сама организация содержательного детского общения.
Не только речевые возможности, но и его внутренний мир, отношение к окружающим, познавательные способности и представление о себе во многом зависят от того, как общаются с ним взрослые, как и о чем они с ним разговаривают. Поиграйте с ребёнком. С помощью игры мы решаем много задач по развитию речи и развитию ребёнка в целом. Это ребёнку принесёт пользу, а вам радость от общения с ним.
- Сейчас мы с вами поиграем.
Игра «Одна загадка – сто разгадок».
Педагог называет функцию предмета, а родители объекты, которые соответствуют этой функции.
Светилка – окно, солнце, свеча, фонарь, сот тел.
Хранилка – шкаф, сундук, карман, мешок, сейф.
Смотрилка – глаза, бинокль, труба, очки, лупа, телескоп.
Варилка – кастрюля, живот, скороварка, чайник, котелок.
Горелка – костёр, свеча, пожар, огонь, зажигалка, спички.
Игра «Теремок»
Родителям раздаются различные предметные картинки. Педагог выполняет роль ведущего. «Сидит» в теремке. Каждый приходящий в теремок сможет туда попасть только в том случае, если скажет, чем его предмет похож на предмет ведущего или отличается от него. Ключевыми словами являются: «Тук – тук. Кто в теремочке живёт?»
Музыка. Едем дальше. (22слайд)
Станция «Воспитайкино»
(23слайд) Педагог: Воспитание детей с нарушениями речи нечем не отличается от воспитания детей, у которых речь развивается по норме. Воспитание самостоятельности, усидчивости, инициативности, умения взаимодействовать с детьми, используя различные формы работы – являются значимыми качествами формирования личности.
«Назови предмет»
Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.
(Перебрасывая мяч друг другу, родитель задает вопрос, на который взрослый, поймавший мяч, должен ответить и перебросить следующему.)
1. Что бывает круглым? (мяч, шар, сыр)
2. Что бывает длинным? (шарф, пальто, шнурок)
3. Что бывает гладким? (стекло, зеркало) и т. д.
4. Что бывает квадратным? И др.
Музыка. Едем дальше. (24слайд)
Станция «Умейкино»
Педагог: Почему так важно для детей развитие мелкой моторики? (Ответы родителей).
Дело в том, что в головном мозге человека центы, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположен очень близко. Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы головного мозга, мы активируем соседние зоны, отвечающие за речь.
Педагог: Назовите игры и упражнения на развитие мелкой моторики?
(25 – 33 слайд)
(34 слайд) Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
Музыка. Едем дальше. (34 слайд)
Станция «Прощальная»
Педагог: Дети очень быстро растут. Какими они станут – зависит от нас с вами. Не жалейте для них волшебных капель, названия которым – любовь, ласка, надежда, забота. И тогда у вас всё получится!
(36 слайд)